Утилизационный сбор на автомобили с 1 декабря 2025 года: новые правила расчета
Софья Николаева (внештатный автор)
Фото: Spencer Platt / Getty Images
С 1 декабря 2025 года в России изменится система уплаты утилизационного сбора на автомобили. Соответствующий законопроект, подготовленный Минпромторгом, утвердило правительство. Теперь его ставка будет формироваться на основании типа, объема и мощности двигателя. По изначальному проекту новые правила должны были вступить в силу с ноября 2025 года, но Минпромторг перенес сроки на 1 декабря, чтобы граждане, заказавшие машины до утверждения новых ставок, успели вывезти их из Китая и Кореи. Новые ставки утильсбора, изменения тарифов и последствия для импортеров, частных лиц и рынка в целом — в материале «Ленты.ру».
Утильсбором называют обязательный платеж, который вносится один раз при ввозе импортного транспорта в Россию или при выпуске в продажу российского автомобиля или самоходной машины, рассказал «Ленте.ру» адвокат Егор Солнцев. Сбор установлен Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
По идее, такой платеж должен компенсировать возможный ущерб окружающей среде и расходы на утилизацию авто в будущем, когда оно окончательно отслужит свое.
На деле же утилизационный сбор — это скрытый налог на производство и импорт автотранспорта. За счет него пополняется федеральный бюджет и поддерживается выпуск российских автомобилей. В частности, средства идут на финансирование программ социально-экономического развития, поддержку отечественного станкостроения, робототехники и микроэлектроники.
За какой транспорт платят утильсбор
Утилизационный сбор платят за каждое транспортное средство российского или зарубежного производства. В том числе под это правило подпадают:
мотоциклы;
легковые автомобили и грузовики;
автобусы;
тракторы, экскаваторы и другая специализированная техника;
Но есть исключения — утильсбор не платят за транспортные средства:
которые для личного пользования ввозят в РФ беженцы, вынужденные переселенцы и участники госпрограммы по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за границей;
которые ввозят в страну дипломаты и члены их семей, дипломатические представительства, консульские учреждения и международные организации;
выпущенные 30 и более лет назад, если транспортные средства не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму, сохранены или восстановлены до оригинального состояния. Полный перечень таких авто можно посмотреть здесь;
выпущенные менее трех лет назад и помещенные под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области; исключение — транспортные средства международной перевозки;
которые ввозят в РФ и помещают под таможенную процедуру временного допуска.
Платят ли утилизационный сбор за российский автомобиль при повторном ввозе?
Если произведенный в России автомобиль вывезли за границу, а затем снова ввезли в страну, утильсбор вносить не нужно при следующих условиях:
утильсбор уже был уплачен производителем транспортного средства;
в конструкцию авто не внесли изменений.
Однако если авто произвели в России и вывезли без уплаты утильсбора, то при повторном ввозе его придется внести в общем порядке.
все, кто ввозит транспортное средство в РФ, независимо от целей. В том числе дилеры иностранных автозаводов, частные посредники и простые покупатели;
производители транспортных средств на территории России — концерны, автозаводы, автопроизводители, сборщики и изготовители транспортной техники (в данном случае неважно, идет ли речь о российском или зарубежном производителе);
покупатель автомобиля, если прежний владелец не внес утильсбор;
владельцы транспортных средств, в отношении которых не был уплачен утилизационный сбор, так как они помещались под таможенную процедуру временного ввоза.
Приобретая авто в России, покупателю, как правило, не нужно самостоятельно вносить утильсбор. Его платят импортеры или российские производители. Сумма утильсбора включается в стоимость транспортного средства
Как проверить, уплачен ли утильсбор?
При покупке машины необходимо убедиться, что утилизационный сбор уплачен, иначе возникнут проблемы с регистрацией транспортного средства в Госавтоинспекции и в целом с эксплуатацией машины на территории страны. Как проверить факт уплаты.
Посмотреть в паспорте транспортного средства (ПТС). После уплаты сбора в бумажном ПТС ставят специальную отметку.
Посмотреть в системе электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС). В электронный ПТС тоже вносят информацию об утильсборе. Доступ к ней можно получить по VIN или номеру ЭПТС. В поисковую строку необходимо ввести реквизиты автомобиля и отправить запрос. Если утильсбор уплатили недавно, ответ придет в течение одного-трех рабочих дней.
Посмотреть в онлайн-сервисах. В бесплатном реестре электронных паспортов, на официальном сайте ФНС РФ или в платных коммерческих приложениях можно найти интересующие данные.
При этом важно помнить: если паспорт транспортного средства был выдан ранее 1 сентября 2012 года, в нем не будет отметки об утильсборе. Вносить утильсбор в таком случае не нужно.
Как было сказано выше, обычно сумму утильсбора включают в стоимость машины, но бывают случаи, когда посчитать и оплатить его придется самостоятельно. Такое возможно, если:
вы сами ввозите машину из-за рубежа, не прибегая к услугам дилера — в таком случае при таможенном оформлении вам придется самостоятельно заполнить расчет и оплатить сбор;
вы приобретаете машину у человека, освобожденного от уплаты сбора, например у беженца, дипломата или репатрианта;
вы купили машину у того, кто должен был уплатить утильсбор, но по каким-то причинам этого не сделал.
Таможенные органы не участвуют в расчете утильсбора. Плательщик занимается этим самостоятельно
1/1Фото: Anton Belitsky/ Globallookpress.com
Новые правила расчета утильсбора с 1 декабря 2025 года
До сих пор в России действуют две системы уплаты утильсбора: для физических лиц, которые ввозят в страну авто для личного пользования, и для юридических лиц, которые ввозят машины для бизнеса или перепродажи. Разница между этими ставками иногда достигает миллионов рублей, ведь для физлиц действуют льготы, а для юрлиц никаких льгот нет.
До 1 декабря 2025 года физлица платят только 3400 рублей за машину возрастом до трех лет и 5200 — за авто старше. Для юрлиц сбор рассчитывается по формуле: базовая ставка х коэффициент, зависящий от объема двигателя и возраста транспортного средства. Поэтому значительная часть авто, которые в последнее время ввозили в страну, оформлялись на частных лиц, чтобы сэкономить на уплате утильсбора.
В каких случаях машина считается ввезенной для личного пользования?
Если транспортное средство регистрируется на имя покупателя в течение года с даты оформления таможенного приходного ордера, оно считается ввезенным для личного пользования. В расчете утильсбора плательщику обязательно нужно указать, что автомобиль будет использоваться только для его собственных нужд.
Ограничений при ввозе машины для личного пользования три:
авто нельзя продать в течение года после ввоза (если это сделать, придется оплачивать разницу между льготным и коммерческим утильсбором);
вторую машину можно будет ввезти только через год, либо платить за нее коммерческий сбор;
за автомобиль с объемом двигателя более 3 литров в любом случае придется платить коммерческий сбор.
Осенью Минпромторг решил ввести новую методику расчета, в которой впервые будет учитываться не только объем двигателя, но и его мощность. Эта методика сильно ограничит ввоз в Россию автомобилей мощностью более 160 лошадиных сил. Изначально правила должны были вступить в силу 1 ноября. Но сроки решили подвинуть, чтобы уже заказанные и оплаченные машины успели приехать в Россию из-за границы, считает адвокат Егор Солнцев.
Елена Копышева, эксперт по страхованию в САО «Ресо гарантия» объяснила «Ленте.ру», какие изменения ждут россиян.
Расширение базы плательщиков. Помимо производителей и импортеров новых автомобилей, сбор теперь обязаны платить импортеры подержанных машин и шасси, а также компании, ввозящие или производящие автокомпоненты (двигатели, КПП, кузова).
Значительный рост ставок. Утверждены новые, существенно повышенные ставки сбора для всех категорий транспорта.
Электронный гарантийный фонд. Вводится механизм электронного учета обязательств, что ужесточает контроль и исключает серые схемы.
Ключевое изменение с 1 декабря — введение порога мощности в размере 160 лошадиных сил. Для физлиц, ввозящих автомобиль с менее мощным двигателем, сохранится льготная ставка 3400 рублей. Все, кто купит машину мощнее, будут платить коммерческий утильсбор.
Повышение платы коснется также покупателей электромобилей и последовательных гибридов. Льготная ставка сохранится только для авто мощностью до 80 лошадиных сил. Что касается гибридов, не относящихся к последовательным, то в расчете утильсбора для них будет учитываться суммарная мощность всех двигателей в силовой установке (льготы оставят для машин до 160 лошадиных сил).
Кроме того, еще в 2024 году была утверждена индексация утильсбора: каждый год до 2030-го ставка будет расти на 10-20 процентов.
Как считают опрошенные «Лентой.ру» эксперты, нововведение относится преимущественно к мощным авто премиум-класса и затронет в основном производителей, импортеров и дилеров.
Как теперь рассчитать утильсбор
Проще всего рассчитать цену нового утильсбора с помощью онлайн-калькулятора, в интернете их множество. Но можно сделать это и самостоятельно, ориентируясь на два документа.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Новый утильсбор можно рассчитать по формуле: базовая ставка х коэффициент, зависящий от объема и мощности двигателя, а также возраста транспортного средства.
Базовые ставки отличаются для разных видов автомобилей:
легковые — 20 000 рублей;
грузовики, автобусы, прицепы и полуприцепы — 150 000 рублей;
спецтехника — 172 500 рублей.
Повышающий коэффициент рассчитывается индивидуально. Он зависит от типа, объема и мощности двигателя (способ расчета одинаковый для бензиновых и дизельных двигателей, но для электрических и гибридов он отличается), а также от возраста автомобиля.
Базовые ставки после 1 декабря останутся прежними, а вот повышающие коэффициенты для машин с мощностью двигателя более 160 «лошадей» вырастут. Подробную таблицу с новыми коэффициентами можно найти в постановлении Правительства.
Новые ставки утильсбора для популярных моделей машин
1/11/1
Последствия изменений
Как заявили в Минпромторге, старый подход к расчету утильсбора потерял актуальность, так как современные двигатели порой имеют небольшой объем при высокой мощности. Кроме того, методика требовала пересмотра из-за растущего интереса к гибридным и электрическим авто.
Первый заместитель председателя Правительства РФ Денис Мантуров, объясняя смысл повышения утильсбора, отметил, что власти не стремятся к закрытому рынку, в котором отечественные производители лишены конкуренции. Однако цель реформы все же состоит в том, чтобы локальное производство стало выгоднее прямого импорта.
Так как утильсбор в большинстве случаев включается в стоимость автомобиля, ожидается, что реформа повлечет рост цен. Но Мантуров уверен, что колебания стоимости происходят в основном из-за волатильности курса валют, затрат на логистику, а также изменений в денежно-кредитной политике. Опыт двух индексаций, которые прошли в октябре 2024 года и в январе 2025-го, показал, что реформа не провоцирует взлета цен, напомнил чиновник.
По мнению первого вице-премьера, нововведения могут сказаться на стоимости частного ввоза «санкционных» авто, а вот машины российской сборки существенно не вырастут в цене благодаря промышленным субсидиям.
Эксперты «Ленты.ру» поделились своим мнением на этот счет.
Позитивные последствия
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев:
«После нововведений параллельный импорт станет неактуальным, так как он не стимулирует автомобильные компании к локализации производства и снимает с них обязательства по обеспечению гарантийного обслуживания.
Кроме того, пресечется нелегальный ввоз ТС, когда граждане покупают машины за границей не для личных нужд, а исключительно для перепродажи на внутреннем рынке. Безусловно, это играет на руку конечному потребителю, так как покупка автомобиля у перекупщика несет в себе определенные риски.
Ну и самое главное, улучшатся позиции российских производителей на рынке, что способствует развитию автомобильной промышленности внутри страны».
1/1Фото: Maxim Shemetov / Reuters
Негативные последствия
Как отметил в разговоре с «Лентой.ру» коммерческий директор ГК «Интерлизинг» Андрей Осипов, из-за порога в 160 лошадиных сил для частных покупателей значительно подорожают кроссоверы и премиальные седаны, которые чаще всего завозят под заказ. В результате автодилерам просто станет невыгодно ввозить около 50 процентов популярных моделей.
По мнению эксперта, теперь частные лица будут покупать маломощные автомобили, а спрос на мощные снизится. Впрочем, сейчас импорт и продажи мощных машин занимают порядка 3-4 процентов рынка, их сокращение не окажет значительного влияния на общий объем продаж, заключает Осипов.
Кирилл Митин, основатель дилерской компании Rublevka Cars в Москве и международного сообщества собственников автобизнеса Kir Avto, в беседе с «Лентой.ру» дополнил, что рынок отреагировал еще до вступления изменений в силу:
корейские и китайские компании остановили прием заказов из-за логистических пробок и рисков;
цены на подержанные автомобили повышенной проходимости (SUV) уже выросли на 2-3 миллиона рублей;
на Дальнем Востоке выстроились очереди на таможне.
Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК»:
«Очевидно, что такое значительное удорожание широкого спектра иномарок приведет не к ожидаемому увеличению сборов, а напротив, к их сокращению. Это означает, что чем выше цена, тем меньше покупают автомобили и меньше собирается налогов и сборов. С учетом заложенной ежегодной индексации ставки утильсбора на 10-20 процентов покупать автомобиль, ввезенный из-за рубежа в Россию, к 2030 году будет экономически нецелесообразно.
По моему мнению, инициатива приведет только к росту цен на отечественные автомобили и старению автопарка в России. Ведь своих автопроизводителей и площадок для производства, покрывающих полностью потребности в новых качественных, безопасных и доступных машинах, на сегодняшний день у нас нет.
В текущих условиях замедляющейся экономики по всем отраслям и, по сути, заградительными ставками кредитования, которые полностью исключают какие-либо инвестиции, говорить об обновлении автопарка не приходится.
При этом имеется косвенный отложенный эффект: очевидное снижение импорта в долгосрочной перспективе начнет приводить к старению автопарка и, как следствие, увеличению и удорожанию рынка автозапчастей».
Член Ассоциации юристов России, управляющий партнер юридической компании «Протектор» Игорь Вахромов рассказал «Ленте.ру», на что нужно обратить внимание, если покупаете автомобиль после вступления реформы в силу:
тщательно проверяйте расчеты утильсбора, используйте онлайн-калькуляторы или обращайтесь к специалистам;
соблюдайте условия для получения льгот (например, физическим лицам нельзя продавать машину в течение года после ввоза);
сохраняйте все документы, подтверждающие уплату сбора, чтобы избежать проблем при регистрации или продаже автомобиля.
Как оплатить утильсбор
Инструкция
Рассчитать сумму сбора и заполнить форму расчета на основании документов, которые есть на руках у плательщика.
Внести утильсбор по реквизитам, которые указаны на сайте Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ.
Подготовить комплект документов для подачи в таможенный орган.
Отправить пакет документов в таможенный орган, в котором декларировали автомобиль, и по месту жительства или нахождения плательщика.
Получить таможенный приходный ордер и убедиться, что в электронном паспорте транспортного средства появилась отметка об уплате сбора.
В пакет документов для подачи в таможенный орган входят:
заполненный расчет утилизационного сбора;
копии документов на транспортное средство;
копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, свидетельств о безопасности конструкции, товаросопроводительных документов;
копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
копия доверенности, если лицо обращается через представителя;
копии транспортных (перевозочных) документов (при наличии);
документы, подтверждающие наличие оснований для освобождения от утилизационного сбора;
документы, подтверждающие право собственности на автомобиль;
паспорт плательщика;
документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ, в случае, если оно приобретено у лиц, освобожденных от уплаты утильсбора или не уплативших его в нарушение установленного порядка.
Сроки
Важно помнить, документы на уплату утильсбора необходимо подать в таможенный орган в следующие сроки:
при декларировании — до принятия таможенным органом решения о выпуске;
при ввозе из ЕАЭС — не позднее пятого рабочего дня со дня фактического пересечения транспортным средством государственной границы Российской Федерации;
при ввозе физлицом для личного пользования — не позднее дня постановки автомобиля на государственный учет;
крупнейшим производителям — в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора; за третий квартал крупнейший производитель производит уплату утилизационного сбора в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.
1/1Фото: Spencer Platt / Getty Images
Что будет, если не уплатить утильсбор
Первое, с чем столкнется человек, за чью машину не уплачен сбор, — отказ в регистрации транспортного средства в Госавтоинспекции. Если ФТС обнаружила факт неуплаты или неполной уплаты утильсбора, в течение 10 дней плательщику заказным письмом приходит уведомление о необходимости внести доначисленную сумму и пени.
Пени начисляют в размере 1/300 ключевой ставки, действующей в период просрочки уплаты, за каждый календарный день просрочки. Первым днем начисления будет дата, следующая за днем истечения указанного срока.
Если в течение 20 дней со дня получения письма плательщик не внесет необходимую сумму, ФТС вправе взыскать ее через суд.
Решение таможенного органа о возврате документов, подтверждающих корректность исчисления сбора, или о его сумме можно обжаловать в суде. Для этого нужно подготовить возражения, жалобу в вышестоящий таможенный орган или подать исковое заявление в суд и затем в судебном порядке доказать, что вы рассчитали сумму сбора верно.