27 октября российское медиапространство взорвала новость о попытке похищения футболиста «Зенита» и сборной России Андрея Мостового. В центре Санкт-Петербурга несколько мужчин на глазах у десятков свидетелей набросились на спортсмена и пытались затолкать его в машину. Как позже выяснилось, они планировали похитить Мостового и потребовать выкуп за его освобождение. Однако полузащитник «Зенита» вместе с оказавшимся рядом другом — хоккеистом Александром Гракуном дали отпор преступникам. Это нападение завершилось для Мостового хеппи-эндом, но история помнит и поистине трагические случаи. «Лента.ру» вспоминает громкие похищения футболистов.
Печальный исход
Буквально за несколько дней до случая с Мостовым в Гане был найден мертвым 18-летний сенегальский вратарь Шейк Туре. Вскоре выяснилось, что он стал жертвой похитителей, которые действовали гораздо изобретательнее, чем их петербургские коллеги.
Молодому футболисту, выступавшему за клуб Esprit Foot Yeumbeul из пригорода Дакара, предложили устроить просмотр в команде посерьезнее из Ганы. Туре ухватился за эту возможность и попал в руки преступников. Они не собирались устраивать никакого просмотра, а вышли на родственников игрока с требованием выкупа.
Что происходило дальше, на данный момент неизвестно. Судя по всему, у родственников нужной суммы не оказалось. Расследование продолжается, но одно известно точно уже сейчас: молодой футболист погиб, а преступники действовали очень организованно и совершили похищение не впервые.
Черный пиар
Легенде мадридского «Реала» Альфредо Ди Стефано повезло гораздо больше. Он стал жертвой похитителей в 1963 году в столице Венесуэлы Каракасе, куда «сливочные» приехали на предсезонный турнир. Ночью к отелю, где проживали игроки из Мадрида, подъехали молодые люди с поддельными удостоверениями полицейских. Они вежливо пригласили Ди Стефано проехать с ними, объяснив, что он подозревается в контрабанде наркотиков.
Когда футболист сел в машину без опознавательных знаков, маски были сброшены. «Полицейские» признались, что являются представителями «Фронта национального освобождения» (FALN) — леворадикальной и уже запрещенной на тот момент в Венесуэле группировки, боровшейся с президентом страны Ромуло Бетанкуром. Ди Стефано отвезли на конспиративную квартиру и пообещали, что не причинят ему вреда. Но футболиста эти обещание не особенно успокоили, он был страшно напуган.
В первую ночь пришли еще трое с автоматами. Мне не спалось. Я пялился на свои белые ботинки. Каждую минуту думал, что меня убьют. Здравый смысл покинул меня, голова отказала, я постоянно ждал выстрела в затылок
Похитители не просили выкупа за испанца и вообще не выдвигали никаких требований. Их целью был пиар: радикалы хотели продемонстрировать могущество группировки, привлечь к ней внимание всего мира. И им это удалось. FALN сразу взял ответственность за случившееся, а о похищении и самой группировке написали крупнейшие мировые СМИ. После этого Ди Стефано отпустили.

Альфредо Ди Стефано
Фото: Evening Standard / Hulton Archive / Getty Images
Условия, в которых содержался игрок, были достаточно комфортными. С футболистом похитители общались очень вежливо, приносили ему еду из ресторанов, играли с ним в шашки и шахматы, смотрели вместе телевизор, разрешали отправлять телеграммы близким.
Перед освобождением с Ди Стефано сфотографировался руководитель группировки Паоло дель Рио. Спустя много лет, в 2005-м, венесуэльца пригласили в Мадрид на премьеру документального фильма о «Реале». Дель Рио подошел к футболисту, но тот отказался пожать ему руку. «Ты принес столько боли и страха моим близким. Нам не о чем говорить», — отрезал Ди Стефано.
Мексиканские страсти
В мае 2016 года футболист сборной Мексики Алан Пулидо, игравший за греческий «Олимпиакос», проводил отпуск на родине, в городе Сьюдад-Виктория. Ночью футболист ехал с вечеринки с подругой, когда дорогу им перегородили несколько машин. Из них вышли вооруженные люди в масках, Пулидо приказали пересесть в другой автомобиль, а его подругу отпустили.
Футболисту надели мешок на голову и отвезли в частный дом на юге города. Похитители тут же вышли на родственников с требованием заплатить выкуп за игрока в размере 6 миллионов песо (около 325 тысяч долларов), в противном случае Пулидо обещали убить.

Алан Пулидо
Фото: Angel Marchini / Globallookpress.com
Но уже через сутки футболист сам позвонил в полицию. Похитители оставили его один на один с охранником, которого игрок жестко избил и забрал у него мобильный телефон. Выбраться из дома самостоятельно у мексиканца не получилось: окна были заколочены, а двери закрыты. Звонок отследили по геолокации, и уже через полчаса полицейские провели успешный штурм здания, освободив спортсмена.
Футболист тяжело переживал произошедшее. В том же 2016-м он перешел из «Олимпиакоса» в мексиканскую «Гвадалахару», а с 2020-го по настоящее время играет в США за «Спортинг Канзас-Сити». В родную Сьюдад-Викторию после похищения он не возвращался.
Как швейцарские часы
Испанский футболист Энрике де Кастро Гонсалес, более известный как Кини, провел в заточении гораздо больше суток. В марте 1981 года форвард «Барселоны» в отличном настроении ехал на собственном автомобиле в аэропорт столицы Каталонии — встречать жену и детей. Но до места назначения он не добрался: на заправке его затолкали в машину двое вооруженных людей.
Спустя два дня неизвестный позвонил жене Кини с требованием заплатить 70 миллионов песет (около 600 тысяч евро), а затем поднял сумму до 100 миллионов
Переговоры злоумышленники вели из разных телефонных будок, поэтому отследить их местоположение не удавалось. К делу быстро подключилась полиция, супруге рекомендовали пойти на условия бандитов, правоохранители планировали взять их при передаче денег.
Преступники предвидели такое развитие событий и потребовали бесконтактной передачи выкупа. Они открыли счет в швейцарском банке Credit Suiss и попросили перевести всю сумму туда. Злоумышленники были уверены, что банк не будет сотрудничать с правоохранительными органами, и просчитались. Вскоре один из похитителей приехал в банк, чтобы обналичить выкуп, и его взяли местные полицейские вместе с испанскими коллегами.

Кини
Фото: FC Barcelona
Задержанный, 28-летний житель Барселоны Виктор Мануэль Диас Эстебан, сразу начал сотрудничать со следствием, рассказав, что Кини удерживают в гараже его сообщника Сендино Теджела в Сарагосе. На следующий день полицейские нагрянули в гараж, где задержали Теджела и третьего участника преступной группы Фернандо Пельехеро. Все бандиты испытывали большие финансовые трудности и планировали решить их, похитив человека.
Кини провел в подвале гаража 25 дней. Физическое состояние футболиста было приличным: его исправно кормили и поили, а вот к психологическому были вопросы. В частности, испанец отказался писать заявление на похитителей, что следователи объяснили классическим проявлением стокгольмского синдрома.
Понимаю, что на преступление их подвигла нужда, но в целом они хорошие люди. Никогда мне не угрожали и всегда говорили, что я порядочный человек и хороший игрок
Пока Кини был в заточении, чемпионат Испании продолжался. Футболистам «Барселоны» не хватало лидера на поле, но еще больше ситуация давила на них психологически. Так шанс на чемпионство был упущен, но Кини достаточно скоро вернулся на поле и в июне оформил дубль в ворота хихонского «Спортинга» (3:1) в финале Кубка страны.
Троице похитителей футболиста, несмотря на заступничество Кини, дали по десять лет тюрьмы. После освобождения испанец с ними встретился, все трое извинились перед форвардом, и тот принял извинения.
Кража вместо покупки
В 1999 году один из самых талантливых футболистов Болгарии Димитар Бербатов перешел из «Пирина» в одну из лучших на тот момент команд страны — софийский ЦСКА. Юный форвард с ходу начал феерить в чемпионате страны и еврокубках, и его захотел переманить «Левски». Судя по всему, переговоры успехом не увенчались, и владелец клуба — одиозный криминальный авторитет Георгий Илиев — решил действовать более привычными для него методами.
После одной из тренировок ЦСКА к садившемуся в свой автомобиль 18-летнему Бербатову подъехал черный Mercedes. Трое крепких парней усадили футболиста в машину и повезли в частный дом в пригороде Софии.

Димитар Бербатов
Фото: Paul Marriott / PA Images / Getty Images
«Им просто сказали: привезите его. Там был один парень, он постоянно мне что-то внушал. А я реально боялся за свою жизнь и думал: что за дерьмо со мной происходит? Помогите мне кто-нибудь!» — вспоминал Бербатов.
Юношу привезли на переговоры с Илиевым, но еще по пути туда о похищении узнал отец Бербатова. Он позвонил всем знакомым футбольным функционерам, которые надавили на главу «Левски». Тот понял, что немного перегнул палку, и отпустил игрока.
Барбатов вскоре уехал в Европу, где сделал успешную карьеру, выступая в АПЛ и Бундеслиге. Эпизод с похищением на родине он старается не вспоминать. Киллер застрелил Илиева из снайперской винтовки еще в 2005-м, но его последователи до сих пор имеют в Болгарии серьезный вес.

