Деменцию у пожилого родственника можно распознать. Какие бывают симптомы и что делать при их появлении — читайте на Сберегаем вместе.
Согласно исследованиям социологов, к 2056 году доля пожилых людей в России достигнет 26 процентов. В связи с этим перед обществом все острее встают проблемы не только физического, но и ментального здоровья россиян. На сегодняшний день около 10 процентов жителей страны страдают деменцией — стойким снижением познавательной деятельности, сопровождающимся утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков. А мягкое снижение когнитивных способностей наблюдается почти у половины населения старше 65 лет. Традиционно люди с деменцией находились на попечении родственников и врачей — неврологов, психиатров, гериатров. Однако в последнее время людей с когнитивными нарушениями все чаще поддерживают волонтеры — ухаживают за ними в быту, помогают не утратить социальные контакты, проводят занятия по ранней диагностике заболевания, а также помогают их родственникам сохранить душевное равновесие в этот непростой период жизни. О добровольцах, не побоявшихся взять на себя заботу о людях с деменцией, — в материале «Ленты.ру».
Светлана Агафонцева, 55 лет, волонтер проекта «Деменция.net»:
Я живу в Нижнем Новгороде, работаю в должности Руководителя проекта развития корпоративной культуры Волго-Вятского банка Сбербанка. У нас девять больших регионов — от Удмуртии до Владимира.
Я хочу отметить два якорных волонтерских проекта. Один из них — «Финансовая грамотность для воспитанников детских домов». Мы взяли 22 детских дома, сформировали команды добровольцев и стали обучать детей навыкам безопасного обращения с деньгами и не только. Мы расширяем уроки. Начали дополнительно учить детей готовить, обустраивать свой будущий дом, вести хозяйство, собирать аптечку и прочее. Второй проект — «Деменция.net», это проект благотворительного фонда «Память поколений», который Сбербанк поддерживает с 2021 года. В его рамках мы бесплатно проводим уроки когнитивного здоровья — делаем первичный скрининг на наличие когнитивных изменений, а также рассказываем, что такое деменция, как ее предотвратить, на какие признаки необходимо обращать внимание и куда обращаться при подозрении на когнитивные нарушения.
В проект «Деменция.net» я пришла осознанно. Моя мама пятнадцать лет жила с болезнью Альцгеймера, и я хорошо знаю всю специфику и тонкости этого заболевания, понимаю, насколько важна для пожилых людей социализация и постоянная тренировка мозга. После того как мамы не стало, ко мне за советом начали обращаться семьи коллег и друзей, я консультировала их, но это не было системной помощью. Когда же несколько лет назад был запущен проект «Деменция.net», фонд «Память поколений» и Сбер организовали для волонтеров обучение в российском геронтологическом научно-практическом центре. Я попала в первую волну добровольцев: прошла курс и получила удостоверение повышения квалификации государственного образца для проведения уроков и тестирования. С тех пор я стала помогать уже регулярно.
Деменцию у пожилого родственника можно распознать. Какие бывают симптомы и что делать при их появлении — читайте на Сберегаем вместе.
Первый урок когнитивного здоровья я провела в нашем нижегородском центре «Долголетие». У нас в городе есть 62 больших центра досуга для пожилых людей. Я связалась с их главой, и мы в центральном клубе устроили занятие. На него пришли 32 человека. Я рассказала им о деменции, дала тренировочные задания. Им было так интересно, что они не хотели уходить. И тогда я неожиданно предложила им потанцевать — танцы очень хорошо помогают для профилактики когнитивных нарушений.
Уроки когнитивного здоровья проходят во всех крупных городах наших регионов. Среди наиболее активных — Киров и Нижний Новгород. В Нижнем Новгороде, например, руководитель проекта «Долголетие» кидает мне заявки — два, три, а порой и четыре центра хотят провести уроки, причем каждый — по три занятия. Так что иногда у нас бывает 12 мероприятий в месяц, а то и все 25. Правда, с мая по сентябрь мы берем паузу — летом большинство пожилых людей уезжает на дачу.
На занятия обычно приходят люди старше 70. Каждый урок длится около двух часов. В первой части мы даем немного теории: почему в пожилом возрасте важно поддерживать когнитивные функции, какой рекомендован двигательный режим дня, какие продукты полезны и как они влияют на работу мозга. В эту беседу встраиваем элементы тестирования — например, просим нарисовать циферблат часов и отметить на нем определенное время. Тесты мы даем аккуратно, корректно, стараемся позитивно поддержать пожилых людей в процессе их выполнения. Бывает, на занятия приходят люди уже с деменцией, в сопровождении родственников. Их я хвалю, а сопровождающим говорю, на что обратить внимание.
Вторая часть занятия — конкретные упражнения. Например, за две минуты надо назвать как можно больше существительных на букву «М». У пожилых богатый словарный запас, они же много читали, поэтому это упражнение — просто феерия! Даем и другие задания: отыскать какие-то детали в большом контексте, посчитать в обратную сторону на скорость. А еще у нас есть квиз «Бодрый мозг» — он хоть и сложный, но пожилые люди его тоже любят.
Завершает занятие пальчиковая гимнастика, которую мы выводим на экран: это красиво. Кроме того, у нас сейчас появились игры «Лабиринты», в которых надо загонять шарики в центр лабиринта. Очень полезное развлечение! При этом каждый волонтер старается сделать программу уроков разнообразней, дать какие-то свои упражнения. Я, к примеру, люблю задания с движением, чтобы на одну букву они садились, на другую — вставали, на третью — хлопали.
Для меня такие занятия — настоящая отдушина! Однажды на урок пришел старичок 88 лет. Он главный конструктор одного из известных производств Нижнего Новгорода, но у него уже начиналась деменция. В первый час он очень плохо выполнял задания, но к концу второго часа был шикарный прорыв. Еще мне запомнились две бабулечки. Одной было 95, но все задания она выполняла с бешеной скоростью. Вторая была последним ветераном Сталинградской битвы на территории Нижегородской области. У нее был настолько сохранный интеллект и быстрая реакция, что когда она приходила в магазин, то проверяла, совпадает ли штрих-код страны-производителя с тем продуктом, который она покупает. Например, чай брала, только если на нем стоял штрих-код Кении или Шри-Ланки.
Впрочем, уроки когнитивного здоровья мы проводим не только для пожилых людей, но и, например, для сотрудников Сбербанка в рамках «Недели здоровья», а также для медиков, студентов разных вузов, старшеклассников. Выяснилось, кстати, что подросткам некоторые задания выполнять тяжело — у них бедный словарный запас и они с трудом справляются с пальчиковой гимнастикой, при которой задействованы оба полушария мозга.
А еще недавно по просьбе Сбера я провела общероссийский вебинар для людей, у которых родные страдают деменцией, а также для медиков, ухаживающих за пожилыми пациентами. Мы беседовали о том, как мягко общаться с больными, чтобы их не травмировать, как сохранять себя. Я рассказывала про маму и про наш семейный опыт ухода за человеком с болезнью Альцгеймера. Вебинар получил большой отклик.
Идей на будущее у нас тоже много: сейчас мы разработали новый квиз для пожилых людей, в который включили любимые фильмы и книги старшего поколения. Мы планируем проводить его на территории Сбера: разделим участников на команды, выведем на экран задания, они будут отгадывать. В финале наградим победителей.
А еще хочется перенять мировой опыт работы со старшим поколением. У многих пожилых людей возникает деменция из-за того, что они остаются одни в квартирах — брошенные, не социализированные. На Западе для пожилых созданы так называемые «дедские сады», куда они могут приходить, чтобы провести время со сверстниками. Также есть хорошая практика, когда клубы ночью работают для молодежи, а днем — для людей серебряного возраста. У нас похожий проект запустили в Москве в парке Сокольники, открыв танцплощадку для пожилых. Как там народ зажигает! Тоже самое можно сделать и в других российских городах, причем в помещениях. Пусть пожилые танцуют — кто вальс, кто рок-н-ролл. Единственное, для таких проектов нужна поддержка государства — социальные начинания редко окупаются.
Елена Габова, 62 года, волонтер и куратор альцгеймер-кафе «Незабудка», город Калининград:
В прошлом я медсестра, в 50 лет поступила в институт социально-гуманитарных технологий и коммуникаций БФУ имени Канта, став специалистом по социальной работе. С 2018 года тружусь в центре «Добровольцы серебряного возраста». Весной 2022 года наш центр стал партнером фонда «Альцрус», который помогает людям с деменцией и их семьям. Совместно с фондом мы открыли в Калининграде альц-кафе «Незабудка», где проводим закрытые семейные мероприятия для больных с деменцией и их родственников. А меня назначили куратором этого проекта.
Честно сказать, я долго не соглашалась заняться «Незабудкой». На тот момент опыта в общении с людьми, страдающими деменцией, у меня было мало. У моего отца в последние годы жизни признаки деменции были, но тогда на это не обращали внимания. В институте мы проходили практику в соцучреждениях, пожилых людей с деменцией видели, правда, речь больше шла о том, что это болезнь, а не о том, что таких больных надо включать в общество. К тому же, я не знала лично ни одного человека, страдающего деменцией, ни одной семьи с такими больными, не понимала, почему они придут к нам в кафе, где мы будем проводить эти встречи.
Но постепенно я начала знакомиться с врачами-неврологами, гериатрами, искать семьи, которые мы могли бы пригласить в альц-кафе. Одновременно начала набирать команду волонтеров и составлять план мероприятий — кто будет проводить с пожилыми людьми мастер-классы, петь, танцевать. Мне хотелось, чтобы добровольцы «Незабудки» были постоянными, чтобы больные к ним привыкали. Хотелось близости, душевного тепла.
В ноябре 2022 года наше альц-кафе открылось. На первую встречу пришла одна семья — женщина привела свою маму. Маме было за 80, деменция у нее была уже лет десять. Но дочь ее лечила, водила по врачам, даже переехала с ней в Калининград, поближе к морю. Она была очень ухоженной, спокойной, доброжелательной, откликающейся на разговор. В тот раз мы пригласили девочек из музыкального колледжа, они пели, танцевали — праздник получился замечательный! И на следующую встречу, под Новый год, эта семья уже пришла с друзьями. О нас стали рассказывать, и постепенно к нам присоединились и другие люди, столкнувшиеся с той же бедой.
Сейчас в «Незабудку» постоянно приходит пять семей. Все пожилые — женщины. Двоих бабушек приводят дочки, одну — сыновья, еще одну сопровождает зять. Встречи проходят в последнюю субботу месяца. Чаще всего мы собираемся в Калининградском добровольческом центре. Обычно там проходят мероприятия для молодежи, но раз в месяц я бронирую у них помещение, и там уже никого нет, кроме наших волонтеров и гостей.
Что мы делаем на встречах в «Незабудке»? Поем старые песни, танцуем под мелодии прошлых лет, что-нибудь мастерим, беседуем, пьем чай с угощением. Проводить занятия мне помогают четверо добровольцев, тоже старшего возраста. У одной из них прекрасный голос — она поет романсы. Ее с удовольствием слушают и больные с деменцией, и их сопровождающие — в этот момент они все в музыке! Мастер-классы у нас вроде бы простые — сделать куколку, открытку, раскраску, но всегда получается такое чудо! И больные, и их родственники всегда удивляются результату.
А еще мы добавили в нашу программу «прогулки по городу». Одна из наших волонтеров — экскурсовод. На встречах она рассказывает о Калининграде, его улочках, домиках, показывает фотографии. Вы бы видели, как они слушают! Мало того, когда наступает теплая погода, мы приглашаем их на настоящую экскурсию — погулять, посидеть на лавочках, поговорить.
Больные деменцией наши встречи любят. Ни разу не было такого, чтобы кто-то отказался прийти. Наоборот, приходят, называют нас по именам, берут за руки. Говорят: «Я люблю тебя». Недавно, например, у нас было занятие — мы пели, танцевали, играли, водили хоровод. И дочка женщины, которая ходит к нам с зятем, после написала: «Мама пришла домой в таком хорошем настроении, что-то напевала целый день».
Мы со своей стороны тоже относимся к нашим подопечным по-дружески. К примеру, самая первая семья, которая пришла в «Незабудку», переехала во Владивосток. Но мы остаемся на связи — снимаем видео наших встреч, присылаем фотографии, записываем песни. Не знаю, помнит ли нас женщина с деменцией, но для ее дочери наша дружба — огромная поддержка.
Сегодня социальные службы все больше обращают внимания на проблему деменции. Например, сейчас в Калининграде идет проект «Помоги мне вернуться домой», возможно, мы будем как-то сотрудничать. Другой наш план — устроить летом нашим гостям выездные занятия. В соседнем городе Гурьевске есть команда людей старшего возраста «Лучшие годы». Пару лет назад власти выделили им участок в шесть соток, на котором они сделали проект «Академическая дача» — расчистили землю, посадили цветы, поставили лавочки и теперь проводят там встречи, конкурсы, выставки, агроуроки.
В прошлом году мы с подопечными ездили к ним в гости. Участники «Дачи» приготовили нам концерт, мы очень хорошо отдохнули. В этом году мы снова запланировали туда поездку. Когда я сказала нашим пожилым женщинам, что мы едем на «Академическую дачу», они так обрадовались! Даже новенькая, которая пришла к нам недавно и никогда там раньше не была, уверено заявила: «В гости? Обязательно поеду!»
Мария Литейная, 44 года, инженер-конструктор, город Челябинск:
Волонтером я стала в 2017 году. Я познакомилась с медсестрой из Челябинска Татьяной Кузнецовой, которая собирала продуктовую помощь для одного из домов престарелых. Я тоже начала участвовать в сборах и активностях, направленных на помощь одиноким или попавшим в трудную ситуацию людям.
В 2020 году Татьяна создала сообщество «Человек напротив», которое помогает тяжелобольным людям и их родственникам, а также пожилым, больным деменцией, взрослым онкобольным и людям с психоневрологическими заболеваниями. В рамках этой инициативы она организовала курсы по уходу за тяжелобольными. Я пошла на них из любопытства - хотелось научиться оказывать первую помощь, перевязывать, делать прочие нехитрые манипуляции. Когда курс был окончен, я влилась в команду добровольцев «Человека напротив».
С людьми с деменцией волонтеры центра работают в нескольких направлениях. Пять лет назад мы запустили проект по сохранению когнитивного и интеллектуального здоровья. Каждый вторник к нам приходят пожилые люди, и мы занимаемся с ними решением интеллектуальных задач, проводим викторины, рисуем, делаем оригами, слушаем терапевтические сказки.
Но со временем мы пришли к тому, что поддерживать нужно не только пожилых людей с когнитивными расстройствами, но и всю семью. Для таких случаев мы создали программу «Диагноз деменция: искусство жить в семье». Раз в неделю к нам вместе с больными деменцией приходят и их родственники. Пока пожилые люди занимаются, их родные в соседнем кабинете беседуют с психотерапевтом — о тех проблемах, которые у них накопились, о том, как справляться со стрессом, как правильно общаться с человеком с деменцией. В ходе таких занятий родственники учатся по-новому любить своего близкого.
Ухаживая за больным с деменцией, важно установить с ним доверительные отношения. Мы стараемся общаться мягко, деликатно, подстраиваясь под проявления их заболевания. Недавно к нам обратилась семья: у пожилой женщины серьезная деменция, хотя она активная, общительная. У нее были в очень плохом состоянии ногти на ногах, но родные никак не могли ее уговорить их постричь. Наши волонтеры нашли к ней подход, и бабулечка согласилась сделать педикюр, даже получила удовольствие от процедуры. Всех обнимала, была счастлива.
Есть у нашей работы и грустная сторона — наши подопечные нередко переходят в статус тяжелобольных. Поэтому мы решили создать мобильную бригаду психологической помощи людям с тяжелыми заболеваниями. В прошлом году мы выиграли президентский грант, приобрели автомобиль и теперь выезжаем к больным по всей Челябинской области. Приезжаем на дом, обучаем родственников уходу, консультируем, при необходимости передаем средства реабилитации (пеленки, подгузники, инвалидные коляски, ходунки и так далее), оцениваем психологическое состояние всей семьи.
К примеру, у нас есть женщина, которая ухаживает за старенькой мамой. Ей тяжело и морально, и физически, но вокруг нет никого, кто мог бы поддержать. У ее мамы, помимо деменции, есть и другие заболевания. Мы вызвали ей нужного врача, пролечили, и ей стало легче. Каждый раз, когда мы к этой женщине приезжаем, она благодарит нас и плачет от радости, что не одна. За другой нашей подопечной ухаживает сын. Мы проводим занятия на дому и с бабушкой, и с ним и его женой. Однажды он нам сказал: «Без вас мы бы не справились. Мама слушает только вас. После занятий ей становится лучше».
А еще у нас были мать и дочь. Они всю жизнь прожили вдвоем. Когда мама заболела деменцией, дочка была в панике. Мы поддерживали их в течение двух лет: продуктами, разными техническими средствами. Потом пожилой женщины не стало, но ее дочку мы не бросили — пригласили в центр на занятия для обычных пожилых людей, где они занимаются йогой, спортом. Женщина занялась собой и увидела мир в других красках.
Особенных планов на будущее я не строю. Наша задача — выдержать, не бросить то, что уже делается. Но у всех волонтеров сообщества «Человек напротив» есть большая мечта: нам бы очень хотелось иметь свое помещение, причем на первом этаже, чтобы нашим подопечным было легко к нам попасть. Сейчас мы снимаем кабинеты на третьем этаже в здании без лифта, добраться к нам пожилым людям очень трудно. А еще мы всегда нуждаемся в расходниках — пенки для мытья, шампуни, различные средства для ухода разлетаются в момент. Нам очень это нужно.