В феврале 2026 года учащимся девятых классов российских школ нужно будет пройти устное собеседование по русскому языку. Это часть итогового тестирования, без которого выпускников не допустят к основному государственному экзамену (ОГЭ). «Лента.ру» рассказывает, что входит в устное собеседование и как к нему подготовиться.
Правила и особенности итогового устного собеседования по русскому языку определяют эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). На сайте института опубликованы даты проведения экзамена.
Но есть и дополнительные даты для тех, кто по официальной причине не смог присутствовать в основной день сдачи:
Итоговое устное собеседование по русскому языку — это обязательный экзамен для учеников девятых классов, без успешной сдачи которого школьника не допустят к ОГЭ.
Цель собеседования — оценка коммуникативных компетенций школьников. В беседе с «Лентой.ру» старший методист домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук Ирина Воронцова рассказала, что с помощью этого экзамена проверяют навыки спонтанной, грамотной и содержательной речи.
«Проще говоря, экзаменаторы смотрят, насколько хорошо девятиклассники умеют грамотно и связно выражать свои мысли: пересказывать, описывать и рассуждать», — пояснила эксперт.
«На собеседовании стараются создать максимально комфортные условия для экзаменуемого, чтобы снизить уровень стресса», — рассказала Ирина Воронцова.
Экзамен проводится в образовательных учреждениях по месту обучения, то есть в той школе, где учится девятиклассник, в очном формате. Он начинается в 09:00 по местному времени, при этом на одного человека отводится приблизительно 15 минут (учитывая время на подготовку).
«Участники с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), дети-инвалиды и инвалиды имеют право на увеличение времени проведения данного мероприятия на 30 минут, что в сумме составляет около 45 минут», — уточнила эксперт.
Ученики ожидают своей очереди в специально отведенной аудитории, откуда организатор по списку приглашает их и провожает в кабинет.
«Ученик заходит в аудиторию, где его ждет экзаменатор-собеседник. Им может быть учитель по любому предмету. Его задача — вести беседу и следить за временем, но не выставлять оценку. Также на экзамене присутствует эксперт — учитель русского языка или литературы, он слушает ответы, но не участвует в беседе», — добавила она.
Школьника приветствуют, знакомятся с ним, инструктируют и выдают бланк с заданием. Он может делать в нем пометки: подчеркивать, выделять, ставить ударения.
На протяжении всего итогового собеседования, в том числе ответа, ведется аудиозапись — это нужно, чтобы гарантировать прозрачность процедуры.
Устное собеседование состоит из четырех заданий: они выполняются последовательно, одно за другим.
Первый блок собеседования включает в себя практику устной речи. «Участнику дается небольшой текст публицистического характера, состоящий из 150-200 слов. Задача — продемонстрировать навык выразительного чтения, выдерживая правильную интонацию и соответствующий содержанию темп», — рассказала Ирина Воронцова.
На подготовку, как и на само выполнение задания, отводится по две минуты. Максимально можно получить три балла.
Второй блок собеседования — это пересказ ранее прочитанного текста, но обязательно с включенной в него цитатой, которую можно прочитать. На подготовку дают две минуты, на ответ — три.
«За задание можно получить максимум четыре балла, если соблюдены все требования», — рассказала Ирина Воронцова.
«Важно не забывать следить за речью: соблюдать нормы ударения, говорить в нормальном темпе и с выразительной интонацией», — добавила эксперт.
В третьем блоке ученику на выбор дается одно из трех заданий:
«Каждая тема сопровождается карточкой с вспомогательными вопросами, которые помогают ученику выстроить ответ», — рассказала Ирина Воронцова.
Фразы считаются по количеству грамматических основ, то есть в одном предложении их может быть несколько, если оно сложное. Например, сложносочиненное предложение «Мы ходили в лес и видели там зайца, но он быстро убежал, испугавшись нас» содержит две основы: «мы ходили и видели» и «он убежал». А значит, в нем две фразы.
Получить за это задание можно не больше трех баллов.
«Задание позволяет оценить ключевые аспекты монологической речи: способность самостоятельно создавать развернутое, логически выстроенное и содержательное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей», — пояснила эксперт.
Финальная часть испытания представляет собой беседу с экзаменатором, которая должна быть продолжением монолога из предыдущего задания. Ученику предстоит ответить на несколько вопросов.
«Школьник должен демонстрировать, как он умеет вести спонтанную речь, так как времени на подготовку не предусмотрено. При этом выступление должно длиться не более трех минут», — рассказала Ирина Воронцова.
Ответ на вопросы экзаменатора нужно давать исчерпывающий, состоящий из одной и более фраз.
«Не стоит отвечать односложно, это приведет к потере баллов. Для придания речи связности и убедительности необходимо использовать вводные конструкции, такие как "Я считаю, что...", "По моему мнению...", "На мой взгляд..."» — посоветовала эксперт.
Оценка за итоговое собеседование выставляется по системе «зачет»/«незачет». Для получения «зачета» необходимо набрать не менее 10 баллов. При этом максимально можно получить 20 баллов:
«Во всех четырех заданиях строго оценивается грамотность и фактическая точность речи», — пояснила Ирина Воронцова.
«Если участник итогового собеседования не приступил к выполнению двух или более заданий, он получает 0 баллов по всем критериям, оценивающим грамотность и фактическую точность речи», — добавила эксперт.
Подготовка к собеседованию проходит проще, чем к письменным экзаменам, потому что за него можно получить «зачет» или «незачет», а не баллы. Но оставлять подготовку на последний момент не стоит, без прохождения устного собеседования не попасть на экзамены.