В понедельник, 6 октября, президент США Дональд Трамп заявил, что принял решение по вопросу поставок крылатых ракет Tomahawk («Томагавк») Украине. При этом он не объяснил, в чем заключается его решение. Его слова стали своеобразным итогом вопроса, который вернулся в инфополе в сентябре, — тогда стало известно, что украинский лидер Владимир Зеленский просил у Дональда Трампа «Томагавки». «Лента.ру» разбиралась, как Запад наращивал ударные возможности Украины с 2022 года и чем на это ответит Россия.
Даже самые простые модификации Tomahawk превосходят по дальности высокоточное оружие, которое Вашингтон поставлял Киеву ранее. Гипотетические поставки укладываются в стратегию Запада по постепенному наращиванию ударных возможностей Киева. При этом нельзя исключать, что такое повышение ставок в публичной дискуссии может быть подготовкой к передаче менее дальнобойного, но все же опасного оружия. По словам президента России Владимира Путина, Москва будет отвечать на «Томагавки» усилением системы противовоздушной обороны (ПВО).

Запуск Tomahawk с морского носителя
Фото: Craig Walton / Royal Australian Navy
«Мера неядерного сдерживания»
Вопросу Tomahawk на Украине не первый месяц. Почти год назад стало известно, что Зеленский просил у США эти ракеты в рамках украинского «плана победы», который представили в период президентства Джо Байдена. Тогда украинский лидер предложил снабдить Киев «пакетом мер неядерного сдерживания», который включает американские ракеты.
Однако, как рассказывал высокопоставленный американский чиновник The New York Times, этот пакет сочли невыполнимой просьбой. В конце сентября к «ракетному вопросу» вернулись. Как стало известно, Зеленский попросил «Томагавки» уже у Трампа. Причем одни источники рассказывали, что президент США «чрезвычайно позитивно» оценил просьбу Зеленского, а другие — что Киев получил отказ. Пока обсуждение вопроса остановилось на расплывчатых формулировках Трампа.
Я вроде бы принял решение. В целом
Ракета Tomahawk относится к тому же классу оружия, что и российский «Калибр», который активно применяют в ходе специальной военной операции (СВО). История будущих «Томагавков» началась в 1971 году, когда Военно-морские силы США задумались о создании стратегической крылатой ракеты с подводным стартом.
Через пять лет военные определились с фаворитом конкурса, которым стала BGM-109 Tomahawk. После длительных испытаний ракету для подлодок и надводных кораблей, названную в честь боевого топора индейцев, в 1983 году приняли на вооружение.
Семейство «боевых топоров»
Базовый Tomahawk RGM/UGM-109A нес ядерную боевую часть W80 мощностью до 150 килотонн в тротиловом эквиваленте. Ракета весом 1180 килограммов развивала скорость до 880 километров в час. Для наведения на цель использовалась инерциальная навигационная система с коррекцией по рельефу местности, которую обеспечивала система Terrain Contour Matching (TERCOM).
«Томагавки» получили возможность летать на сверхмалой высоте — ниже радиолокационного горизонта. Одной из первых неядерных модификаций ракеты стала противокорабельная RGM/UGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missile (TASM). В ней ядерную боевую часть заменили полубронебойной, а систему TERCOM — активной радиолокационной головкой самонаведения. Впрочем, первую модификацию списали в рамках советско-американского договора, а вторую сняли с вооружения как относительно примитивную ракету.

Наземные испытания Tactical Tomahawk Block IV
Фото: U.S. Navy / Wikimedia
В дальнейшем в США разработали еще несколько версий этих ракет. В контексте возможных поставок оружия Киеву чаще упоминают модификации RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk. Эти изделия ориентированы на тактическую поддержку войск. Благодаря новым двигателю и материалам TaсTom стал дешевле, а система спутниковой связи и камера на борту позволяют перенаправлять ракету в полете.
Дальность Tactical Tomahawk Block IV составляет более 1,6 тысячи километров. Она несет осколочно-фугасную боевую часть WDU-36/B весом 340 килограммов. Представленная в 2021 году версия Block V отличается улучшенным оборудованием навигации и целеуказания. Кроме того, существует ее вариации Block Va (Maritime Strike Tomahawk), которая может поражать движущиеся корабли, и Block Vb — c проникающей боевой частью JMEWS для уничтожения особо защищенных объектов.
составляет дальность ракет RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk Block IV
Аналитики американского Института изучения войны подсчитали, что запущенный с контролируемой Киевом территории TaсTom с дальностью 1,6 тысячи километров обладает теоретической возможностью поразить 1655 военных объектов на территории России, включая 67 авиабаз. Поэтому появление «Томагавков» в зоне СВО может стать дополнительным вызовом для системы ПВО России.
Впрочем, это максимально условное число, которое не учитывает траекторию полета ракет и конкретное место старта. Владимир Путин отметил, что американская ракета — это серьезное оружие.
Что касается «Томагавков», то это мощное оружие. Оно, правда, уже такое, не совсем современное, но мощное и представляющее угрозу
Сейчас основными эксплуатантами Tomahawk остаются США и Великобритания. В частности, носителями ракет являются американские эсминцы типа «Арли Берк» и атомные подлодки типа «Вирджиния». «Томагавками» обстреливали Ирак, Югославию, Ливию и Сирию. Кроме того, американские ракеты применяли для ударов по иранским ядерным объектам в июне. Эти ракеты считаются не самой сложной целью для российских систем ПВО, которые перехватывают более современные крылатые ракеты Storm Shadow и SCALP.
Еще в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году советским комплексам «Оса» иракской армии удалось сбить несколько «Томагавков». Поэтому для более совершенных «Тор-М2» и «Бук-М2» их перехват не будет сложной задачей. При этом массовый налет Tomahawk может стать серьезным вызовом, считает военный эксперт Алексей Леонков.
«В конфликте против Ливии в 2011 году американцы запустили 112 "Томагавков", которые практически уничтожили всю систему ПВО этой страны. Она там и так была небольшая, но им удалось. То есть обычно "Томагавки" используют для первого обезоруживающего, или, как они называют, обезглавливающего, удара против систем береговой обороны, систем ПВО», — сказал он.

Зенитный ракетный комплекс «Бук-М2»
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Призрак холодной войны
После слов Трампа о ракетах для Украины многие эксперты скептически отнеслись к вероятности поставок «Томагавков». Основными носителями ракет остаются морские платформы, которых у Киева нет. Поэтому единственной возможностью вооружить ВСУ этими ракетами остаются наземные комплексы, напоминающие о кульминации холодной войны.
В 1980-е годы США развернули в Западной Европе более 300 ракет BGM-109G Gryphon с дальностью более 2,7 тысячи километров. Ракеты в подвижных пусковых установках несли ядерные боеголовки W84 с переменной мощностью (0,2-150 килотонн). Тогда стремительно идущую к третьей мировой ситуацию изменил советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по условиям которого уничтожили, в частности, «Грифоны».
Однако в 2019 году договор, из которого вышли США, прекратил действие. Вскоре после этого стало известно о разработке нового комплекса Typhon — уже в 2023 году был совершен успешный запуск «Томагавка» из новой системы. В батарею американского комплекса входят четыре пусковые установки, которые являются модификацией корабельной установки вертикального пуска Mk41. Каждый агрегат вмещает по четыре ракеты SM-6 или Tomahawk. Пусковые платформы дополняют командный пункт, машина обеспечения боевого дежурства и транспортно-заряжающая машина.

Комплекс Typhon
Фото: Darrell Ames / U.S. Army / Wikimedia
Изначально именно Typhon «назначили» главным способом вооружить «Томагавками» Киев. Но его передача Украине по многим причинам маловероятна. С одной стороны, малочисленные комплексы нужны США в контексте возможного противостояния с Китаем, а с другой — обоз из больших полуприцепов может стать не самой сложной целью для российских ракет. На этом фоне более реалистичной выглядит вероятность поставки Киеву беспилотных установок Long Range Fires Launcher (LRFL).
Разработанная для морской пехоты платформа на шасси двухосного бронеавтомобиля Oshkosh JLTV может нести один «Томагавк». Но не стоит забывать, что она также нужна для потенциальных операций в приоритетном для Вашингтона Индо-Тихоокеанском регионе. Корпус морской пехоты США представил LRFL в 2023-м, а в апреле 2025 года стало известно, что морпехам поставили лишь восемь установок.
Однако нельзя исключать вероятность передачи одной LRFL Киеву для проверки реакции России. Естественно, при условии, что ее апробация у морпехов прошла успешно.

Пусковая установка LRFL
Фото: Migel A. Reynosa / U.S. Marine Corps
Ракетная спираль эскалации
Еще в 2018 году США начали поставки Киеву противотанковых ракетных комплексов Javelin, а уже в апреле 2022 года Джо Байден распорядился передать ВСУ 18 гаубиц M777 калибра 155 миллиметров, которые превосходили по дальности стрельбы советские системы калибра 152 миллиметра. За ними последовали реактивные системы залпового огня HIMARS с дальностью стрельбы около 80 километров, а также баллистические ракеты ATACMS с дальностью 165 и 300 километров.
составляет дальность крылатой ракеты AGM-158 JASSM
Все это давало возможность Киеву наносить удары на большие расстояния, но к коренному перелому ситуации не привело. Не исключено, что слова Трампа о «Томагавках» — это попытка завысить ставки, на фоне которых передача менее опасного оружия будет выглядеть своеобразным компромиссом.
При этом Киев может получить средства поражения, которые все равно будут превосходить поставленные ранее по дальности. Например, высокоточные крылатые ракеты AGM-158 JASSM класса «воздух-поверхность». Их могут нести истребители F-16, которые ранее передали Украине. Основные характеристики JASSM сравнимы с европейскими Storm Shadow/SCALP. Дальность базовой версии составляет 360 километров, а AGM-158B JASSM-ER способна поразить цель на расстоянии 980 километров. Обе ракеты несут проникающую боевую часть весом 450 килограммов.

Крылатая ракета JASSM
Фото: Alik Keplicz / АР
Собственное производство
Параллельно Украина пытается наращивать выпуск средств поражения, которые позиционируют как собственные разработки. Их применение не требует согласования с Западом и не несет практически никаких политических рисков для иностранных поставщиков оружия и развединформации для ВСУ.
Так, в августе Киев заявил о начале производства новой крылатой ракеты «Фламинго» с заявленной дальностью три тысячи километров. При этом в сети заметили сходство изделия с ракетой компании Milanion Group Ltd, которая зарегистрирована в Великобритании. «Фламинго» оснащают советскими двигателями семейства АИ-25, которые были выпущены в относительно больших количествах.

Ракеты «Фламинго»
Фото: Efrem Lukatsky / АР
Также Киев работает над совершенствованием ракет Р-360 «Нептун», разработанных на базе советской Х-35. Существует модификация Р-360Л «Нептун-Д», ранее известная как «Длинный Нептун». Заявленная дальность ракеты с 150-килограммовой боевой частью составляет тысячу километров. Нельзя исключать, что работа над украинским оружием идет в тесном сотрудничестве с западными специалистами, которые могут поставлять Украине не только готовые изделия, но и отдельные технологии.
При этом неафишируемое сотрудничество позволяет обойти возможные политические последствия, а активное освещение единичного применения условного «Нептуна» можно впоследствии превратить в очки для получения десятков условных JASSM.
В этой ситуации промышленности и Вооруженным силам России следует продолжать работу над совершенствованием системы ПВО и уничтожением украинских арсеналов до их применения. Так, по словам президента Путина, усиление систем обороны будет ответом Москвы на передачу новых ракет, включая «Томагавки», Киеву. «Наш ответ — это усиление системы ПВО Российской Федерации», — сказал он.