Интернет и СМИ
00:04, 5 октября 2025

Российские депутаты ополчились на шоу о маменькиных сынках. Действительно ли оно разрушает семьи и традиционные ценности?

В Госдуме обвинили шоу «Маменькин сынок» в подрыве института семьи
Олег Давыдов (Редактор отдела «Интернет и СМИ»)
Кадр: «Мама в 16» / YouTube

В сентябре на телеканале «Ю» вышло новое шоу, которое моментально получило скандальную репутацию, — «Маменькин сынок». Его основная идея — рассказать сложные истории молодых пар, которые делят жилплощадь с матерями мужчин. Помочь им стабилизировать непростые отношения на проекте старается психолог Александр Романов. Практически сразу после выхода программы в эфир на нее ополчились в думском комитете по защите семьи. Депутатам не понравилось, что российских мужчин в нем выставляют слишком «бесхребетными». «Лента.ру» разобралась в том, действительно ли проект разрушает традиционные ценности, и выяснила, как его приняли зрители.

«Ты понимаешь, что он просто под каблуком?»

Елена Григорьева очень хочет, чтобы ее молодой человек Вадим Карло стал ее мужем. Она — из небольшого поселка в Краснодарском крае, он — из Оренбурга, но познакомились они в Москве. Туда же, чтобы жить с сыном, приехала и мать Вадима, которой суждено стать камнем преткновения в отношениях молодой пары.

Пока Елена все крепче встает на ноги и даже открывает собственный маникюрный кабинет, Вадим прозябает сборщиком заказов на складе одного из маркетплейсов. Туда он попал после того, как не поступил в престижный вуз, хотя колледж окончил с золотой медалью.

От матери Ольги молодой человек перипетии своего карьерного пути некоторое время скрывал, но когда правда вскрылась, Ольга решила взять ситуацию под контроль и переехала к живущей в арендованной квартире паре в Москву, прихватив с собой еще и младшую дочь.

Как раз после этого и началась череда скандалов. «Как бы я прихожу домой и вижу, что Вадик пылесосит, порой даже полы протирает, посуду моет», — упрекает женщина потенциальную невестку. «А я готовлю есть, убираю все остальное, мою ванную, туалет», — парирует девушка. «Я что-то ни разу не видела, чтобы ты что-то готовила есть. Ты понимаешь, что он просто под каблуком твоим?» — недоумевает в ответ Ольга.

Во время конфликтов она активно использует ненормативную лексику, а Вадим, как правило, выступает на нее стороне, чего бы ни касался разговор: того, что «Вадик ест одну курицу», хотя ему должна «жиринка попадать в рот» (под этим мать имеет в виду свинину), или испачканного пищевыми красителями стола. «Да все равно это опасно, это же химия», — бесцветным голосом встревает молодой человек в конфликт двух женщин, мотивируя это тем, что ему «надоело это слушать».

«Ну так определись, значит, — мужчина ты или сыночек», — отвечает Елена.

Несмотря на вмешательство психолога и тонкий ход авторов программы, отправивших главного героя на несколько дней пожить с матерью своей девушки, ситуация накаляется. В один из дней вернувшаяся домой Елена с удивлением застала будущую свекровь сидящей на сайте знакомств. Оказалось, что женщина решила найти для своего сына новую невесту.

«Скажу честно, ты нам не ровня. Да, я добилась чего-то в жизни: у меня квартира, у меня машина, у меня высшее образование. А у тебя что? Ты вообще моего сына любишь или он тебе нужен, чтобы кредиты твои закрывать? Я не допущу, чтобы кто-то забрал у меня моего сына, я не хочу, чтобы он меня бросал», — исступленно унижает девушку Ольга.

Конечно, к концу серии ситуация стабилизируется, а участники находят хотя бы предварительный компромиссный вариант. Как это сделают и герои еще трех уже вышедших эпизодов. В каждом из них детали историй будут разными, но суть той же: противостояние женщин разных поколений, объединенных фигурой «маменькиного сынка».

Шоу сочли опасным для России

Кастинг к этому реалити-шоу телеканал «Ю» запустил еще осенью 2024 года и продолжает до сих пор. Презентуя его, создатели программы обращались в первую очередь к женщинам: «Мама дает советы, а ваш мужчина стремится ей угождать? В любом конфликте он занимает сторону своей мамы? Тебе надоел этот треугольник, ты уже готова разорвать отношения, если вы не съедете? Тогда срочно заполняй анкету!»

Авторы обещали, что «психолог проекта поможет сепарировать взрослого мужчину от его мамы и спасти отношения». Однако не все зрители проекта распознали этот посыл. Сразу два депутата Государственной думы увидели в шоу попытку попрать традиционные ценности.

«В контексте проводимой государственной политики, направленной на укрепление традиционных семейных ценностей, поддержку института семьи и повышение престижа ответственного родительства, содержание подобных передач вызывает серьезную озабоченность», — написала первый зампред парламентского комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая в письме на имя главы Министерства культуры Ольги Любимовой.

«На мой взгляд, после просмотра такой программы желание выйти замуж у девушек пропадает надолго», — считает депутат.

В нем депутат попросила дать оценку тому, что в шоу показывают «сцены ссор и распада брака», спровоцированные совместным проживанием пары с матерью мужа или молодого человека

Еще дальше пошла глава того же думского комитета Нина Останина. В беседе с «Осторожно Media» она заявила, что «Маменькин сынок» «подрывает институт семьи». При этом она пожурила руководство телеканала «Ю» за то, что тот пропагандировал традиционные ценности лишь в 2024 году, объявленном Годом семьи.

Теперь же, в Год защитника Отечества, продюсеры взялись за реалити-шоу, которые, по мнению Останиной, «ниже плинтуса опускают наших мужчин, показывая их бесхребетными и без стержня». Депутат считает, что создателям шоу стоило обратить внимание на «сильных и успешных ребят», а не на «маменькиных сынков».

Также парламентария смутила неуважительное отношение представителей молодого поколения к представителям более возрастного, то есть как раз к матерям проблемных молодых людей и мужей — в программе именно они и показаны как главный источник бед в молодой семье. Останина предложила подумать о целесообразности съемок таких проектов во время проведения специальной военной операции (СВО).

Публичной реакции на критику не последовало ни от получившего официальный запрос Минкульта, ни от коллег возмутившихся депутатов, ни даже от самого телеканала «Ю»

Им, впрочем, уже не привыкать: в июне этого года Любимовой уже писали из комитета по защите семьи, но тогда это сделала сама Останина. Тогда депутат жестко раскритиковала другой проект — «Беременна в 16». Проблему она увидела в выпуске, главная героиня которого скрыла возраст от понравившегося ей молодого человека, что в итоге привело к тому, что она забеременела в 16 лет.

Останина тогда попросила проверить основания для выдачи прокатного удостоверения этой серии и проверить источники его финансирования, а также, говоря от имени профильного комитета, констатировала, что весь проект «может быть отнесен к информационной продукции, содержащей деструктивную идеологию — идеологическое и психологическое воздействие на граждан, ведущее к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включая отрицание ценности крепкой семьи и брака».

В апреле 2025 года другой депутат — Виталий Милонов, — но по тому же самому поводу и вовсе предлагал запретить вещание «Ю». Причина — «экзальтированные выходки» его продюсеров.

По его мнению, «Ю» «пытается пожать несвежий урожай изгнанного с наших просторов канала MTV», чтобы «сохранить вот этот угар, замешанный на сомнительных шоу Нью-Йорка и Украины». Милонов отметил, что сексуально ориентированная риторика как раз больше характерна для украинцев, у которых «вокруг половых отношений строится вся их жизнь».

Что любопытно, еще в 2022 году с тем же посылом, но уже по поводу другого шоу — «Беременный папа» — выступала глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина

Тот реалити-проект также строился на психологической помощи, но не воюющим со свекровями девушкам, а мужчинам, которые готовятся стать отцами, но никак не хотят менять холостяцкие привычки или вовсе подумывают о расставании со своими вторыми половинками.

«Даже не знаю, что сказать. Хоть в штанах — и на том спасибо», — написала Мизулина, сопроводив публикацию официальным постером программы, на котором запечатлены главные герои с накладными животами.

«Вообще, телеканал "Ю" с его бесконечными переведенными с украинского языка шоу давно пора закрыть», — сочла тогда Мизулина.

Зрителей смутили смыслы

Несмотря на длительную историю недовольства депутатов проектами канала, конкретно «Маменькин сынок» в целом вызвал у зрителей другую реакцию. Например, психотерапевт Александр Колмановский не понял, как можно измерять степень соответствия телевизионных проектов критериям традиционных ценностей.

При этом он выразил уверенность в том, что повзрослевшие дети, даже если они пока не вступили в длительные и серьезные отношения, должны жить отдельно от родителей. По его мнению, это поможет сохранить хорошие отношения между родственниками.

«Даже взрослые дети без пар с родителями не уживаются вместе без того, чтобы не испортить отношения. Я знаю много людей, кто вынужден находиться в такой ситуации, но это никогда не проходит безвредно. Более того, когда у женщины недостаточно близкие отношения со своими свекрами, это является причиной жесткого невроза ее мужа. Это может быть незаметно взгляду обывателя, но заметно профессионалам. И этот негатив потом неизбежно сильно ударяет по отношениям между мужем и женой», — объяснил психотерапевт.

Он также посоветовал родителям в принципе «не лезть с непрошенными советами и комментариями» к взрослым детям, в том числе в ситуациях, если их совершеннолетний ребенок делает что-то критически неправильное

В похожем ключе высказалась кризисный психолог Ксения Бекенова. Она отметила, что в каждой истории «Маменькиного сынка» отражаются реальные проблемы, с которыми сталкиваются многие семьи.

Особенно ярко это может проявляться, когда отец не принимал участия в воспитании сына — именно так было с героями первого эпизода. В таком случае мать не может передать ребенку мужские качества, что в конечном счете приводит к гиперопеке, продиктованной желанием защитить сына, считает психолог.

По мнению Бекеновой, приглашение профессионального психолога на проект было удачным ходом. Именно он, как отметила психолог, предлагает способы взглянуть на ситуацию с новой точки зрения, что, в свою очередь, помогает начать проявлять гибкость и улучшить коммуникацию.

Вопросы психологии, впрочем, отошли на второй план для простых зрителей, не обративших в массе своей особого внимания и на соответствие проекта традиционным ценностям. Например, культурный критик издания «Абзац» Анатолий Сушко признал, что семьи с такими проблемами в России действительно есть, но проект, по его мнению, все равно лучше закрыть. Причиной он назвал тот факт, что «в нем настолько высокая концентрация упоротой идиотии с отборными дегенератами, что смотреть его серьезно просто невозможно».

4,5
миллиона человек
посмотрели первые четыре эпизода «Маменькиного сынка» в официальном YouTube-канале «Ю»

«Это как "Битва экстрасенсов" — настоящая комедия абсурда, которую снял маниакальный невротик по сценарию шизофреника. Лично мне смешно, прям очень смешно, но проблема в том, что подобный контент популярен по другой причине: почему-то многим людям очень нравится вот такой нездоровый когнитивный мазохизм. Это все равно, что грызть заусенцы до крови, только вместо пальцев — психика», — заявил Сушко.

Примерно так же о проекте отозвались первые зрители. При этом не все поверили, что в шоу снимались обычные люди, и решили, что наблюдали за плохой игрой актеров.

Правда, подтвердить их догадки не удалось. Судя по всему, в «Маменькином сынке» все-таки снимаются настоящие люди, а не актеры. На шоу они используют свои настоящие имена, по которым их можно найти в социальных сетях: страницам некоторых из них больше 10 лет, и о причастности к актерскому ремеслу ничего не говорит.

«Этот проект — просто неограненный алмаз. Такого треша не было с первых сезонов "Беременна в 16"». «Мне нужен психолог после просмотра данного видео», — писали в комментариях к выпускам шоу зрители.

На профильных сервисах оценки «Маменькин сынок» также собрал порцию критики. Там проект называли «жуткой тягомотиной и постановой», штатного психолога проекта сочли «облезлым» и «мямлящим что-то непонятное».

«Половина выпуска — это встречи с психологом и разговоры ни о чем. Остальное — постановочный сериал в исполнении героев выпуска. Как они слоняются туда-сюда, обсуждают друг друга в лицо и за спиной. Лучше бы на работу сходили или в кино. Шоу чем-то напоминает "Мама в 16" — такая же безнадега, только, слава Богу, никто не беременный», — отметил автор одной из рецензий.

Другой констатировал, что не поверил в «скомканный, сырой и припудренный сахарной пудрой финал»: «Выглядит, как дешевый сериал, который сняли на первую появившуюся камеру».

Однако подавляющее большинство пользователей достаточно глубоко погрузилось в истории героев «Маменькиного сынка» и даже начали им сопереживать, занимая сторону тех или иных участников эпизодов шоу.

Большая часть зрителей поддержала девушек, которых создатели шоу противопоставляют матерям их избранников, и раскритиковала поведение свекровей

Отдельные зрители отметили, что реалити — аналог проекта I Love a Mama's Boy телеканала TLC, известного в России под названием «Свекровь-соперница». Оно было запущено в 2020 году, в эфир вышло уже четыре сезона, хотя колоссальной популярностью у зрителей не пользуется: на YouTube свежие выпуски собирают около 20-30 тысяч просмотров, а рейтинг IMDb — лишь 5.1 из 10.

О рейтингах российского проекта говорить пока преждевременно, хотя он буквально за месяц успел приобрести как поклонников, обещающих ждать каждый новый эпизод, так и хейтеров, сравнивающих программу с худшими образцами отечественных реалити-шоу.

< Назад в рубрику