Экономика
16:02, 3 октября 2025

Дефицит бензина в России в 2025 году. Почему некоторые регионы страны столкнулись с топливным кризисом?

Валерия Княгинина (редактор)
Сергей Кауфман (аналитик)
Владимир Поклад (аналитик нефтегазового рынка)
Юрий Станкевич (депутат Госдумы)
Дмитрий Гусев (эксперт топливного рынка)
Фото: tristan tan / Shutterstock / Fotodom

С начала осени в некоторых регионах России возникла нехватка топлива на АЗС. В отрасли объясняют дефицит ростом цен на бирже, снижением производственных мощностей и сложностями логистики. При этом одна из важнейших причин сложившегося кризиса — искусственный ажиотаж, который создают сами потребители. Эксперты призывают не паниковать и не пытаться запастись бензином впрок — это только толкает цены вверх. Для решения проблемы локальных дефицитов власти уже предприняли ряд мер, а эксперты ожидают урегулирования кризиса в течение нескольких недель. «Лента.ру» вместе со специалистами разбирается, что на самом деле происходит на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Ситуация с топливом в регионах

С начала сентября некоторые российские регионы сообщают о перебоях с поставками топлива на АЗС. Так, в отдельных районах Хабаровского края из-за дефицита и очередей на заправках водители начали составлять списки желающих купить бензин, чтобы не путаться, кто за кем должен подъехать к колонке. Единственный поставщик топлива в Советско-Гаванский и Ванинский районы региона — ООО «АЗС Трансбункер» — ввел ограничения на продажу в одни руки.

Одна из причин дефицита топлива, объясняют в «АЗС Трансбункер», — закрытие других продавцов. Компания осталась единственным поставщиком бензина для населения, коммунальных и экстренных служб на два района.

Аналогичные ограничения — 30 литров в бак — ввели в Крыму с 29 сентября. Спустя три дня правила ужесточили: сейчас на полуострове топливо отпускают по талонам и не более 20 литров в бак. «Прошу крымчан не приобретать бензин впрок и осуществлять заправку транспортных средств в обычном режиме», — написал глава республики Сергей Аксенов в Telegram-канале.

О нехватке бензина сообщалось и в Калуге. На некоторых заправках в регионе топлива нет вообще — об этом гласят объявления при въезде. А если оно есть, то за литр бензина АИ-92 просят 72 рубля, за литр АИ-95 — 77 рублей. Для сравнения: 2 июня 2025 года средняя стоимость АИ-92 в Калужской области составляла 54,22 рубля за литр, а АИ-95 — 58,34 рубля.

Проблемы с поставками топлива на АЗС также зафиксированы:

В официальных комментариях региональные власти объясняют перебои с бензином на АЗС нарушением графика поставок горючего с нефтебаз и с Санкт-Петербургской товарной биржи, через которую торгуют нефтью и нефтепродуктами.

Причины дефицита топлива

Снижение переработки

Основная причина локальных дефицитов топлива — сокращение производственных мощностей, рассказал «Ленте.ру» директор департамента управленческого консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «Деловой профиль» Владимир Поклад.

Эксперты объясняют снижение производства плановыми и внеплановыми остановками НПЗ (в том числе из-за атак ВСУ), а также сокращением переработки нефти.

По данным Владимира Поклада, с января по август 2025 года суточное производство бензина сократилось примерно на 10 процентов — с 123,6 до 102,2 тысячи тонн в сутки. «При этом спрос на высокооктановое топливо растет: доля АИ-95 в производстве должна достичь 50 процентов к концу 2025 года (против 40 процентов в 2022 году), что усиливает дисбаланс», — добавил эксперт.

Логистика

К дополнительным факторам, которые тоже повлияли на дисбаланс рынка, зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев в разговоре с «Лентой.ру» отнес сложности логистики.

В 2024 году из-за перенаправления поставок поменялись схемы перевозки нефтепродуктов по железной дороге. Это привело к сокращению поставок топлива на Дальний Восток, а мощности местных НПЗ оказались недостаточными для удовлетворения спроса.

Владимир Поклад также отметил, что на железной дороге наблюдается нехватка подвижного состава, простой цистерн на нефтебазах, особенно на юге и Дальнем Востоке.

Всплеск спроса на бирже

Топливо не появляется в продаже случайно. Сначала оно возникает на оптовом рынке, а затем уже попадает в розницу, обратил внимание Дмитрий Гусев.

«Если у оптовиков нет бензина, они начнут покупать его на бирже. Но когда на рынке возникают опасения, что поставки задерживаются или бензина не хватит, то они закупают больше, чтобы не остаться без него. Это создает повышенный спрос, который некоторые регуляторы называют спекулятивным», — сказал он. Повышенный спрос влечет за собой и рост цен.

Именно такая ситуация сложилась летом этого года: по данным «Коммерсанта», атаки на крупные НПЗ 2 августа серьезно повредили оборудование, особенно установки по первичной переработке нефти, что снизило производство примерно на 40 тысяч тонн в сутки. Реакция не заставила себя долго ждать.

Биржевая стоимость бензина Аи-95 4 августа обновила двухлетний рекорд, впервые превысив 77 тысяч рублей за тонну

В начале сентября стоимость бензина Аи-95 на Петербургской бирже достигла максимального значения за всю историю, превысив 82 тысяч рублей за тонну. Позднее ее удалось опустить ниже 80 тысяч рублей.

Средний уровень цен на бензин АИ-92 в сентябре также побил все рекорды — 72 302 рубля за тонну. К слову, это намного выше действующего предельного уровня в 66 495 рублей за тонну, который установлен для получения демпферных выплат.

Что такое демпфер и зачем он нужен?

Демпфер — это система, которая позволяет регулировать стоимость топлива внутри страны вне зависимости от спроса на горючее на внешнем рынке. Именно благодаря демпфирующему механизму цена бензина на АЗС не падает и не растет резкими скачками.

Принцип работы демпфера:

  • если бензин за границей стоит дороже, чем в России, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены внутри страны;
  • если бензин в России стоит дороже, чем за границей, то нефтяные компании сами платят деньги в государственный бюджет.

Проще говоря, в России цены на бензин в рознице искусственно ограничиваются. По действующему сейчас правилу, демпферные выплаты обнуляются при отклонении среднемесячной оптовой цены бензина от индикативной цены на внутреннем рынке на 10 процентов и дизельного топлива — на 20 процентов. Это значит, что если топливо на рынке будет стоить на 10 или 20 процентов дороже установленного индикатора, то нефтяники не получат компенсацию.

Правительство сейчас работает над изменением правил, по которым нефтяным компаниям компенсируют разницу в ценах на бензин. Это нужно для того, чтобы нефтяники могли получать больше денег, не прибегая к повышению цен на бензин для потребителей.

В середине сентября сообщалось, что Минфин согласен увеличить допустимое отклонение оптовых цен от формул, используемых в демпфере, до 20 процентов для бензина и 30 процентов для дизеля.

Искусственный ажиотаж

Помимо реальной нехватки топлива, вызванной проблемами с производством и поставками, наблюдается и искусственный дефицит, который стал следствием ажиотажного спроса, написал в своей статье главный редактор «ИнфоТЭК», заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Независимые АЗС просто не успевают к нему адаптироваться и не укладываются в средний суточный пролив. В условиях многометровых очередей дневной запас бензина на заправке могут раскупить всего за несколько часов, а организовать своевременный подвоз топлива в таких условиях крайне трудно. В то же время потребители, стоящие в очередях, видят стелы АЗС, где не отображаются основные виды автомобильных бензинов — АИ-92 и премиального АИ-95, и начинают паниковать, отметил эксперт.

«Люди не разбираются, почему нет бензина — сгорел он где-то по пути или владелец АЗС его просто не купил, чтобы не торговать в убыток. Люди начинают паниковать, заправляют полный бак и канистры, суточные проливы на АЗС возрастают, а графики подвоза топлива не меняются так быстро, как этого требует ситуация», — посетовал Фролов.

Он также призвал не преувеличивать масштабы топливного кризиса в России, так как подобного рода нагревание в итоге перерастает в панику.

Последствия для рынка

Сокращение предложения от НПЗ и всплеск спроса неминуемо отразились на оптовом и розничном сегментах. Первыми ситуацию почувствовали независимые АЗС, которых в России две трети от общего количества (примерно 20 из 30 тысяч) — они находятся вне зоны ответственности вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), рассказал «Ленте.ру» депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по энергетике Юрий Станкевич.

Такие АЗС напрямую зависят от цен, по которым крупные нефтяные компании поставляют бензин на биржу. При высоких оптовых ценах у них остается два варианта: продавать топливо в убыток или сворачивать бизнес.

По словам главы Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, все участники рынка сейчас работают себе в убыток. По некоторым подсчетам, владельцы заправок теряют от 1,2 до 1,4 рубля с каждого проданного литра бензина. Аналитики «Петромаркета» приводят другие цифры: с каждого проданного литра бензина АИ-92 АЗС убытки в среднем по стране составляют 4,3 рубля, с АИ-95 — 3,8 рубля за литр.

И если ВИНК могут потерпеть такие убытки на заправках, потому что зарабатывают больше на добыче и переработке нефти, то независимым игрокам грозит банкротство. По данным «ОМТ-Консалт», с 28 июля по 22 сентября число продающих бензин АЗС в России сократилось на 2,6 процента, или на 360 объектов.

«Если не исправить ситуацию, то независимым владельцам АЗС, число которых составляет около 60 процентов от общего числа АЗС страны, грозит закрытие», — прогнозирует «Коммерсантъ» со ссылкой на представителей РТС.

Как власти решают проблему

В связи с убытками розничной торговли бензином Российский топливный союз (РТС) предложил отменить многолетнюю практику сдерживания цен на АЗС вблизи уровня инфляции.

Вместо этого предлагается использовать другой способ расчета цен, который учитывал бы реальные расходы бизнеса, — так называемый композитный индекс. Однако Минэкономразвития отклонило это предложение, считая, что существующие меры (демпфер и ограничения на экспорт) хорошо сдерживают цены. В министерстве выразили опасения, что новый способ расчета, учитывающий рост зарплат и тарифов, может привести к резкому подорожанию бензина и усилить инфляцию.

Для нормализации ситуации на внутреннем рынке власти считают важным продлить запрет на экспорт бензина до конца года, а также запретить экспорт дизельного топлива компаниям, которые его не производят. Постановление об этом 30 сентября как раз подписал Михаил Мишустин.

В правительстве рассчитывают решить проблему дефицита топлива, направив на внутренний рынок дополнительный объем нефтепродуктов, который сейчас экспортируется

Как пояснил Владимир Поклад, эта мера позволит перенаправить до десяти процентов производимого бензина (обычно идущего на экспорт) на внутренний рынок и частично снимает давление на цены. Однако она влечет за собой и серьезные риски. В их числе:

Помимо запрета на экспорт, вице-премьер Александр Новак предложил премьер-министру Михаилу Мишустину:

Если предложения будут приняты, по расчетам их авторов, получится дополнительно направить на внутренний рынок в месяц не менее 350 тысяч тонн бензина и 100 тысяч тонн дизтоплива

Когда закончится кризис

«Мы верим в лучшее и прогнозируем, что к концу октября ситуация должна успокоиться. Регулятор максимально ищет возможности ее сбалансировать. Нужно понимать, что локальные дефициты — проблема не злонамеренная», — сказал в разговоре с «Газетой.ру» президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.

Вице-премьер Александр Новак в кулуарах ежегодного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» сообщил журналистам, что ситуация с бензином в России находится под контролем, спрос и предложение сбалансированы.

Средние цены на АЗС, которые считает Росстат, по итогам года будут в рамках инфляции, спрогнозировал Баженов. Рост цен на независимых АЗС он назвал временным. «Ситуация местами сложная, но нет никаких оснований полагать, что она выйдет из-под контроля и все перерастет в системный кризис, проблемы останутся локальными», — заверил специалист.

О постепенном урегулировании говорит и Александр Фролов: «Прошел сезон высокого спроса, топливный рынок постепенно подходит к зимней спячке».

Прогнозы экспертов

Вместе с тем полноценное разрешение кризиса случится только после завершения основных внеплановых ремонтных работ на пострадавших НПЗ, считают опрошенные «Лентой.ру» эксперты.

«Лучшей профилактикой кризисов на внутреннем топливном рынке являются стимулы (в том числе налоговые) со стороны правительства по модернизации НПЗ с упором на повышение уровня выхода светлых нефтепродуктов. Однако в условиях санкций модернизировать НПЗ стало технологически сложнее, а из-за дефицита бюджета сложно ожидать соответствующих налоговых стимулов от правительства», — считает аналитик финансовой группы «Финам» Сергей Кауфман.

По его мнению, высокий уровень регулируемости отрасли является одной из причин, по которой некоторые крупные нефтяники не делают в своем бизнесе упор на переработку.

«Наряду с ситуативными мерами, направленными на увеличение физических объемов топлива, предстоит выполнить работу над ошибками, оценив эффективность налоговой политики. "Борьба за демпфер", ведущаяся производителями нефтепродуктов второй год, подтверждает чрезмерную инерционность внедренного семь лет назад по инициативе Минфина механизма», — считает Юрий Станкевич.

Кроме того, правительству следует вернуться к обсуждению генеральной схемы размещения объектов нефтепродуктообеспечения в масштабах страны, а также создать условия для увеличения установленной мощности нефтепереработки. Многие инвестиционные решения, о которых ранее заявляли компании, пока на паузе, добавил депутат.

По мнению Дмитрия Гусева, вместо постоянного «ручного управления» и «донастройки» существующих механизмов (вроде демпфера) было бы эффективнее разработать новую системную топливную стратегию, в которой четко бы определялись, например:

Он считает, что вместо постоянных денежных вливаний в весь топливный рынок и «ручного» контроля нужно провести масштабную реформу, которая изменит и налоги, и методы управления этим рынком.

По мнению генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, в долгосрочной перспективе также необходимо изменить стратегию модернизации НПЗ, увеличив производство бензина. «Стоит развивать дизельную часть легкового сегмента авторынка и не забывать про альтернативное моторное топливо. В последние годы все так увлеклись электромобилями и водородом, что, как кажется, слегка забыли про газомоторное топливо — метан и пропан-бутан», — написал он в своей колонке для «ИнфоТЭК».

Внимание стоит уделить и логистике, подчеркивает специалист, и не только железной дороге, но и трубопроводам, а также речному транспорту.

Александр Фролов также считает актуальной идею строительства новых нефтеперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке. «Ведь то, что сегодня кажется ненужным, что кажется избыточным, завтра может оказаться залогом устойчивости», — написал эксперт.

< Назад в рубрику