Президент Владимир Путин подписал закон о цифровой перестройке логистики. С 1 марта 2026 года все экспедиторы обязаны зарегистрироваться в реестре на платформе «ГосЛог» — просрочка фактически закрывает доступ к рынку. С 1 сентября 2026 года авиагрузовые, железнодорожные и автомобильные накладные, а также заказы и заявки на автоперевозки и экспедиторские документы обязуют оформлять в электронном виде. Про риски, сроки и инструменты — в интервью «Ленте.ру» рассказал директор по развитию бизнеса группы компаний «Астрал» Степан Терехин.
«Лента.ру»: С 1 сентября 2026 года электронная транспортная накладная (ЭТрН) становится обязательной — насколько оцифрована инфраструктура транспортного сектора к работе со всеми новыми электронными перевозочными документами?
Степан Терехин: Государственная система электронных перевозочных документов работает уже три года и сегодня доказала свою востребованность. Если в 2022 году в ней было оформлено всего около 8,5 тысячи документов, то сейчас их уже более 25 миллионов — рост в тысячи раз. Это говорит о том, что инфраструктура готова и развивается с опережающими темпами.
При этом важно понимать: транспортный рынок очень неоднородный
У крупных логистических компаний цифровизация давно один из инструментов оптимизации собственных процессов и экономии, но более 80 процентов рынка составляют небольшие перевозчики, зачастую индивидуальные предприниматели с одной-двумя машинами. Для них цифровые технологии только начинают открываться.
Поэтому наша задача вместе с государством и бизнесом — предложить простые и удобные сервисы, которые упрощают их ежедневную работу, а не усложняют ее.

Степан Терехин
Фото: ГК «Астрал»
Существуют ли при переходе на электронный перевозочный документ (ЭПД) «узкие места» или весь процесс уже отлажен? Какие технические и организационные аспекты еще требуют доработки?
В целом, процесс перехода на ЭПД уже отлажен, узких мест осталось не так много, они понятны и уже обсуждаются на площадках Министерства Транспорта и Ассоциации Цифрового транспорта и логистики.
Например, сейчас для оформления ЭПД — необходим доступ в интернет, без этого просто невозможно оформить документ. Однако, в некоторых отдаленных районах на объектах наших клиентов мы сталкиваемся с перебоями или низким качеством сигнала сети, что может заблокировать возможность оперативного оформления и передачи в ГИС электронных перевозочных документов.
Эта проблема может привести к простоям транспорта и другой инфраструктуры и, как следствие, к возможным убыткам для компаний. Перевозка, как и действия с грузом, должны выполняться быстро и четко, а документы при погрузке и передаче груза оформляться без задержек.
Очевидно, необходимо проработать ряд решений по минимизации рисков и финансовых потерь для бизнеса в подобных ситуациях, над чем мы совместно с государством работаем
Также очень ярко видим разный уровень цифровой зрелости у участников рынка. Организации имеют разные процессы, программное обеспечение, уровень инфраструктуры, кто—то вообще до сих пор ведет большие бумажные журналы — все это требует персонального и внимательного подхода к внедрению новых технологий. Зачастую требуются затраты на покупку компьютеров или смартфонов для водителей.

Терминально-логистический центр. Фото: Михаил Голенков / РИА Новости
Имея большой пул реализованных проектов, мы стараемся показывать бизнесу реальные подтвержденные эффекты аналогичных внедрений, это помогает понять роль и возможности автоматизации логистической деятельности в целом и переход на электронные документы в частности.
Как вы оцениваете развитие отрасли на горизонте 3-5 лет, какие новые цифровые инструменты появятся в логистике и к каким переменам должны быть готовы участники рынка?
Мы точно все забудем о бумаге. Эта тенденция устойчиво набирает обороты и активно поддерживается и бизнесом, и государством не только в транспортной отрасли. Количество документов, которые можно будет оформлять в электронном виде будет кратно увеличено.
В совокупности это позволит обеспечить более прозрачное, эффективное и автоматизированное управление перевозками, снизит для бизнеса административную нагрузку и упростит контроль за движением транспортных средств.
При этом уже стартовала работа над несколькими важнейшими для развития отрасли в стране инициативами
Так, создается национальная цифровая транспортно—логистическая платформа ГосЛог. Она предполагает большое количество возможностей для логистической отрасли с "Единым окном" для документов, сервисов прослеживаемости, прогнозируемости загрузки и многим другим, что позволит бизнесу экономить время и ресурсы при перевозке грузов.

Владимир Путин
Фото: Александр Казаков / РИА Новости
Ведется активная работа по трансграничному электронному документообороту. Сейчас идет несколько проектов по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR, также в эту работу вовлечены страны ЕАЭС. Уверен, через три года обмен транспортными документами с соседними странами станет обычной практикой.
Активно развиваются инструменты на базе искусственного интеллекта
Системы автоматического планирования маршрутов, аналитики для прогнозирования сроков доставки и возможных рисков, а также интеллектуальные системы мониторинга состояния грузов и транспорта в реальном времени.
Ну и, конечно, активно развиваются технологии беспилотного транспорта. К роботам—курьерам мы уже давно привыкли, но не многие знают, что грузовые автомобили уже активно работают на основных магистралях, а все новые трассы проектируются с учетом внедрения беспилотного грузового движения.
Подводя итог, можно сказать, что будущее логистики — это полностью цифровая, автоматизированная и прозрачная сфера. И те, кто сможет своевременно интегрировать новые инструменты и подготовиться к изменениям, получат значительные конкурентные преимущества.