Минздрав подготовил законопроект, который подразумевает серьезные изменения в работе обязательного медицинского страхования. Главы регионов смогут убрать из системы независимые страховые компании и отдать их функции территориальным фондам ОМС. Звучит как техническая перестановка, но для граждан это может означать, что защищать их права будет некому. Подробности — в нашем материале.
Представьте: вы не можете попасть к специалисту, сделать УЗИ или МРТ, вам назначили неоднозначную терапию. Куда идти?
Страховые по ОМС проводят экспертизу качества лечения и могут накладывать финансовые санкции на больницы за нарушения, включая штрафы. В сложных случаях страховщик даже представляет ваши интересы в суде. Сегодня страховая компания по ОМС — это независимый контролер, реально защищающий права пациентов в системе ОМС.
Предлагаемая реформа меняет саму философию независимого контроля и защиты пациента. Передача функций страховых компаний территориальным фондам ОМС создает конфликт интересов внутри системы. Эти фонды являются административными органами, встроенными в систему регионального здравоохранения, и подчиняются тем же властям, что и медорганизации. В результате один и тот же орган будет одновременно финансировать медицинские учреждения и контролировать качество их работы.
«Когда у больницы и контролера один хозяин, объективности не жди», — говорит Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Дополнительная проблема — катастрофическая нехватка ресурсов, врачей в поликлиниках в регионах видна многим уже сейчас. Территориальные фонды — это бюрократические структуры, не имеющие ни штата обученных страховых представителей, ни отлаженных сервисов работы с населением, а главное — независимой мотивации бороться за пациентов. Законопроект не предусматривает дополнительного финансирования на создание такой системы контроля, что на практике означает ее фиктивный характер. Контроль качества не просто ослабнет — он провиснет, оставив медицинские учреждения без реального надзора, а пациентов — без защиты.
Исчезновение независимого контроля создает прямую угрозу для каждого, кто обращается за медицинской помощью. Без внешнего надзора и финансовой ответственности за не назначенную или некачественную услугу больницы начнут оптимизировать расходы.
Эта экономия будет происходить не на бумаге, а за счет реальных пациентов — сокращение времени приема, отказы в проведении дорогостоящих, но жизненно необходимых обследований, замена назначений или отсрочки в проведении плановых операций. Формально это может подаваться как рационализация процессов, но по факту станет прямой экономией на здоровье граждан.
«Система быстро превратится в закрытую корпорацию, где пациенты на втором месте после отчетов и планов», — предупреждает Всероссийский союз пациентов. В такой модели запрос пациента на качественное лечение станет не правом, а проблемой для системы.
Если сегодня страховая компания выступает адвокатом пациентов, то после изменений они останутся один на один с медицинским учреждением, которое де-факто будет проверять само себя. Жаловаться на систему будет просто некому, а механизм реального воздействия на недобросовестную клинику исчезнет.
Официальная позиция Минздрава сводится к тому, что реформой стремятся предоставить регионам больше гибкости в управлении системой ОМС. В ведомстве утверждают, что передача функций фондам позволит упростить административные процессы и сэкономить средства, и заверяют, что права пациентов не будут ущемлены. По их мнению, контроль качества медицинской помощи сохранится в полном объеме.
Однако медицинские эксперты и правозащитники указывают на фундаментальное противоречие в этой логике.
«По существу, совмещение в одном публичном центре функций администратора, страховщика, плательщика и контролера создает почву для конфликта интересов и разрушит механизм независимой экспертизы качества и защиты прав застрахованных лиц, лишит систему прозрачности и объективности», — комментировал «Интерфаксу» вице-президент Всероссийского союза страховщиков Роман Щеглеватых.
Убрать независимый контроль — значит, разрушить главный принцип ОМС, а это — гарантия качественной и бесплатной медицины, которая прописана в законе.
Пока законопроект рассматривается, центральный вопрос — не административные удобства, а реальное право граждан на качественную медпомощь. Останется ли это право формальностью или его будет защищать конкретная структура, которая заинтересована и обязана отстаивать интересы пациентов?