После возвращения к власти президента США Дональда Трампа в Европе все чаще говорят об укреплении собственной обороны. В Европейском союзе (ЕС) призывают наращивать военные расходы и модернизировать военно-промышленный комплекс (ВПК), чтобы обеспечить безопасность без опоры на США. СМИ пишут о начале новой эпохи и прощании с моделью социального государства, а оппозиционные политики и эксперты предупреждают о сложностях и неоднозначных последствиях милитаризации как для стран — членов ЕС, так и для Украины. Как Европейский союз намерен усиливать оборону, чего уже добился и чем это угрожает России — разбиралась «Лента.ру».
Вопросы европейской безопасности обсуждают все чаще. Президент США Дональд Трамп не только требует от союзников по НАТО резкого роста военных расходов — планка доходит до пяти процентов ВВП, — но и призывает их брать на себя ответственность за помощь Украине и собственную оборону.
В Европейском союзе тоже не исключают будущих конфликтов — в том числе с Россией. Канцлер Германии Фридрих Мерц отмечал, что страна уже не находится в состоянии мира, а премьер-министр Польши Дональд Туск подчеркивал, что Европе грозит война нового типа.
На этом фоне символичным стало решение сразу нескольких членов объединения — Польши, Финляндии и прибалтийских республик — выйти из Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин, а Литвы — еще и из Конвенции по кассетным боеприпасам.
На уровне Европейского союза готовят общие стратегические документы. В марте представили Белую книгу о европейской обороне «Готовность-2030», где перечислены ключевые угрозы и меры реагирования.
Документ описывает «быстро ухудшающуюся стратегическую обстановку», вызванную сочетанием факторов: постоянно упоминаемой угрозой со стороны России, китайским вызовом, распространением войн и миграции из регионов Ближнего Востока и Северной Африки, последствиями изменения климата и сокращением внимания США к проблемам Европы.
Для реагирования «Готовность-2030» среди прочего предлагает:
Рост расходов подкрепляется созданием инструментов для инвестиций в ВПК: Европейский фонд обороны, Внутренний фонд безопасности, а также региональные и специализированные проекты — Балтийская инициатива по безопасности, общеевропейская система ПВО «Небесный щит» и другие.
Параллельно расширяются мощности ВПК, которому десятилетиями уделяли мало внимания. В 2023-2025 годах в странах ЕС было введено свыше ста тысяч квадратных метров новых производственных площадок.
Из недавних проектов:
Развитие отрасли отражается в капитализации оборонных компаний. За первую половину года портфель европейских оборонных акций Goldman Sachs Group вырос на 120 процентов и обновил рекорды.
Отдельно выделяется немецкий концерн Rheinmetall: его акции за несколько лет подорожали в 11 раз, а портфель заказов к лету этого года достиг 63 миллиардов долларов. Среди последних инициатив концерна:
Инициативы в целом поддерживаются общественным мнением. По данным Eurobarometer на март, две трети граждан стран — членов ЕС хотят, чтобы объединение играло более заметную роль в решении глобальных кризисов и угроз безопасности.
На фоне успехов в ВПК у Европейского союза сохраняются серьезные вызовы. Главный — поиск заявленных средств на инвестиции при растущем дефиците бюджетов.
Во Франции финансовый кризис уже вынудил власть обсуждать заморозку социальных выплат, повышение отдельных налогов, сокращение льгот для пенсионеров и рабочих мест в госсекторе — при неизменном росте военных расходов.
В беседе с «Лентой.ру» доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), ведущий эксперт Института военной мировой экономики и стратегии (ИМВЭС) НИУ ВШЭ Алексей Чихачев отмечает: оборонные расходы Франции продолжат расти и даже дефицит бюджета не остановит тренд. «Это политически мотивированный приоритет. Все остальные статьи можно пустить под нож. Но оборона — священная корова, которую никто трогать не будет», — говорит он.
В Германии правительство ради расходов на ВПК вынуждено увеличить заимствования к 2029 году в четыре раза, что требует урезания соцвыплат и фактического сворачивания модели государства всеобщего благосостояния.
Но даже при наращивании мощностей далеко не все заказы исполняются в срок.
Кроме того, исследование Гарвардского университета показывает: рост производства сопровождался увеличением экспорта, так что инвестиции в ВПК не всегда ведут к усилению реального военного потенциала стран ЕС.
На это указывает и Алексей Чихачев: внешние конкуренты ограничивают амбиции ЕС. «Покупать уже сейчас американские или израильские системы ПВО проще — это укрепляет оборону в горизонте пары лет», — говорит эксперт, добавляя, что к европейскому рынку присматриваются Индия и другие страны.
Внутри Европейского союза рынок ВПК остается фрагментированным. Производители конкурируют между собой даже внутри отдельных стран. Так, в Германии Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и Rheinmetall оспаривали лицензии на танк Leopard 2 в судах. На общеевропейском уровне продолжается конкуренция за проекты будущего основного боевого танка Main Ground Combat System и систем ПВО.
Показателен и проект «стены дронов» — от Балтийского до Черного моря вдоль границы с Россией и Белоруссией. Его продвигают страны Балтии, Польша и Финляндия, но Словакию, Венгрию и Чехию к обсуждению не пригласили. Без участия этих стран система будет неполной.
«Без Венгрии стена дронов ЕС фактически стала бы линией Мажино в небе», — отмечает старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики Джессика Берлин.
Все больше экспертов указывают на противоречивые последствия милитаризации. Прежде всего, рост военных расходов вытесняет инвестиции в иные сферы и ведет к трансформации социального государства по американскому образцу — с более дорогими и менее доступными медициной и образованием.
Оппозиционные политики критикуют курс как слева, так и справа. Депутат Европейского парламента от «Национального объединения» Тьерри Мариани называет оборонные инициативы способом сжать суверенитет стран — членов ЕС. «Это попытка спровоцировать кризис безопасности, а затем объединить в общеевропейский непосильный долг, чтобы принудить к политической интеграции, которой народы никогда не желали и не требовали», — заявил политик.
Есть и риск потери фокуса: наращивая ВПК, Европейский союз может отвлечься от внешних конфликтов — в секторе Газа, вокруг Тайваня и даже на Украине, предупреждает Пим Корстен.
Последствия милитаризации для Украины при этом неоднозначны. По словам Алексея Чихачева, европейские страны напрямую увязывают свою безопасность с украинской и считают необходимым поддерживать ВСУ, что втягивает ЕС еще глубже в конфликт.
Однако неочевидно, насколько удастся реализовать заявленное. «ЕС известен способностью производить множество заявлений и документов. Реальные сдвиги даются очень тяжело из-за сложной системы принятия решений», — отмечает Алексей Чихачев, напоминая, что оборонная повестка Европейского союза тянется еще с 1950-х годов.
Есть и экономический расчет. По оценке RaboResearch, инвестиции в ВПК за последние десятилетия обеспечивали инвесторам девятикратную отдачу — существенно выше многих альтернатив.
На это делает ставку и европейская политика, указывает Алексей Чихачев: ВПК рассматривают как новый драйвер роста, который ранее отводили зеленой энергетике. «Оборонная промышленность генерирует технологии, рабочие места и дает сильный импакт для смежных отраслей», — говорит он.
По этой логике Европейский союз будет пытаться воплощать оборонные инициативы на практике.
России в свою очередь необходимо серьезно относиться к этим европейским планам, считает научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Дмитрий Стефанович. По его словам, данные инициативы включают развитие как оборонительных, так и наступательных потенциалов, которые могут использоваться в будущих конфликтах.
В то же время, как и Алексей Чихачев, эксперт подчеркивает трудности, с которыми сталкивается ЕС в оборонной отрасли, что препятствует развитию европейского ВПК. В связи с этим военная угроза России на данный момент не носит прямой и немедленный характер.
Вместе с тем уже нынешние рассуждения об укреплении обороны и российской угрозе отражают тренд на ремилитаризацию Европы, которая становится все более реальной. Именно поэтому она должна учитываться в стратегическом планировании России, заключает Дмитрий Стефанович.