Безответственные тарифы. Местные власти слабо заинтересованы в прозрачности рынка ЖКХ. Есть ли выход?

В России отмечены злоупотребления в тарифной сфере

Фото: РИА Новости

Тарифное регулирование в России относится к полномочиям региональных властей. Это приводит к конфликту интересов и политизации принятия решений в этой сфере, подталкивает к ручному управлению, популистскому занижению для частных потребителей, завышению для бизнеса, а главное, хронической недофинансированности отрасли ЖКХ. Можно ли решить эти проблемы, – в материале «Ленты.ру».

«В тарифы ЖКХ могут необоснованно включаться расходы, прямо не связанные с оказанием коммунальных услуг», — заявил в одном из последних интервью генеральный прокурор России Игорь Краснов. Он также добавил, что «сфера ЖКХ является одной из наиболее чувствительных. Результаты проверок, к сожалению, невольно наводят на мысль, что чиновники используют понятие "тариф" в качестве страшилки на ночь».

Если об этом уже говорит генеральный прокурор, значит злоупотребления в тарифной сфере приняли по всей стране массовый и безнаказанный характер.

Фото: Кирилл Пономарев / «Лента.ру»

Индульгенция за сверхприбыль

В разных субъектах федерации сильно отличаются правила расчета величины платежей для населения и бизнеса. Предполагается, что тариф должен учитывать эксплуатационные и инвестиционные издержки, в него закладывается определенная прибыль организации. Но так как правила размыты, в ряде регионов безнаказанно «играют» тарифами в угоду аффилированным компаниям. При этом любое нарушение в этой сфере влечет за собой, кроме переплаты со стороны потребителей, еще и серьезные инфраструктурные последствия. Разные методики, качество регулирования и экономические условия в территориях даже в рамках одного региона приводят снижению инвестиционной привлекательности. Если в богатых муниципалитетах инфраструктура пусть с проблемами и промедлениями, но все же обновляется, то в бедных — ускоренно изнашивается.

И не секрет, что региональные власти стремятся отщипнуть от тарифного пирога в пользу небольших региональных компаний. На такие проявления излишней щедрости обратила внимание «Комсомольская правда».

Так в Красноярском крае с 2017 года сравнительно небольшая электросетевая компания «РСК сети» незаконно получала сверхдоходы. Только благодаря запросам депутатов Законодательного собрания края в июне 2023 года, ФАС провела проверку и признала нарушения на 603 миллиона рублей. В то время, как госкомпания «Россети Сибирь» сидела в убытках, а, значит, испытывала сложности с финансированием инвестиционной программы и технологическим присоединением граждан. К слову, этих денег бы хватило на подключение к сетям почти 3,5 тысячи человек.

При этом по данным ФНС компания уже в период проверки ФАС в 2023 году получила еще 344 миллиона рублей прибыли. Значит, общие сверхдоходы составили около одного миллиарда рублей, а изъяли только 603 миллиона. А где остальное? Эксперты говорят, что эти деньги остались в тех далеких 2017-2020 годах, куда регулятор уже «дотянуться» не сможет

«Эксперты, кроме экономической составляющей, тщательно изучают и основу правоотношений по владению имуществом регулируемой организации. Они и подписывают заключение об установлении для компаний необходимой выручки на то муниципальное имущество, которое находится у них в аренде – напомним, незаконно, в силу ничтожности договора. Значит, уверены в безнаказанности. А надзорные органы только скромно отводят взгляд. Наверно, переживают за те заключения об отсутствии коррупционного фактора, которые ведомства выдавали на каждый нормативный акт об установлении тарифов», – отмечает «Комсомольская правда».

Фото: Кирилл Пономарев / «Лента.ру»

Не спешат расставаться

Другой пример из того же региона. С 2015 года, после внесения поправок в законы «О теплоснабжении» и «О водоснабжении» по всей стране началась работа по переводу коммунальной сферы, которая ранее в основном находилась у частных компаний в аренде, на концессионные рельсы. Построенные еще в советское время сети тепло-, водоснабжения и водоотведения требуют инвестиций в размерах, которые не могут быть заложены в бюджеты. Концессия позволяет обязать частные организации вкладываться в ремонт, замену важных элементов, модернизацию всей системы. А в аренде могут оставаться только новые сети не старше 5 лет.

Но один из главных барьеров — нежелание властей на местах, чтобы инвесторы приходили. «Мы видим препоны, которые ставят муниципалитеты: договариваются на одних условиях, а потом завышают объемы потребления, препятствуют передаче имущества или согласованию инвестпрограммы», — рассказывал в интервью один из бывших чиновников Минстроя.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Так в Красноярском крае чиновники затянули передачу сетей в концессию, годами писали «планы о реализации планов», а сами распределили самые рентабельные коммунальные структуры в больших городах между представителями крупного бизнеса и государственных предприятий. При этом до сих пор по прошествии 10 лет с начала реформы более 40 небольших компаний из малых городов и удаленных территорий продолжают арендовать теплосети, водопроводы и канализационные системы, не вкладывая денег в их реконструкцию и замену. Причем незаконно, потому как такие договора ничтожны в силу изменившегося законодательства, а полученные доходы от незаконного использованного имущества должны быть возвращены. И это не один миллиард рублей.

Почему затянули? Если имущество передается в концессию на длительный срок, то условия прозрачны, закреплены контрактом, а значит, к главам муниципальных образований и в Минтариф региона никто на поклон очень долго заходить не будет. Арендные же договоры обязывают ежегодно получать различные согласования и пересчитывать тарифы

Местные власти обычно во время таких визитов арендаторов просят о дополнительных социальных обязательствах — что-нибудь купить или отремонтировать на территории. А какие условия выдвигают высокопоставленные чиновники в Минтарифе нам неизвестно. Но по программе профилактики коррупции в этом ведомстве и по отчетам о проведенных антикоррупционных проверках никаких нарушений в его деятельности не находится.

Правда, и в ситуации с энергоснабжающей компанией «РСК сети» проверки тоже не видели аффилированности у двух организаций с одинаковыми названиями и перечнем учредителей, пока депутаты не придали ситуации публичности, а федеральные антимонопольщики не доказали ее через суд. Увы, это не привело ни к кадровым, ни к организационным изменениям. Все те же люди в кабинетах сидят и безответственной деятельностью или бездействием занимаются.

Курировал все годы это направление ныне действующий министр тарифной политики Красноярского края Александр Ананьев, ранее руководитель региональной энергетической комиссии и министр ЖКХ Красноярского края. Но корень проблемы с постоянными ошибками в расчетах, непрозрачностью затрат, срывом программ модернизации и невыполнением федерального законодательства кроется не только в недостатках персональных компетенций.

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Где выход?

И эксперты, и депутаты говорят о необходимости совершенствования законодательства о тарифном регулировании. Эта тема актуальна не только для прокуратуры, хотя она и должна вскрывать проблемные места, но и для законодательной власти. Так, например, комитет Государственной Думы России по энергетике мог бы отреагировать на приведенные факты проведением круглого стола с последующей выработкой законодательных мер.

Россия стоит на пороге энергетического перехода, отказа от ископаемых источников энергии, и очень важно, чтобы такие проблемы не сдерживали системные проекты на федеральном уровне. Кстати, еще в начале июля Игорь Краснов поручил проверить законность действий на местах уполномоченных органов власти и предприятий ЖКХ.

«Первоочередное внимание будет обращено на пресечение злоупотреблений при включении в тарифы необоснованных расходов коммунальщиков», — говорилось в сообщении Генпрокуратуры.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.