Поддержка отечественного автопрома стала одним из фокусов экономической политики государства. Только в прошлом году на прямые вливания в отрасль и стимулирование спроса было выделено почти 400 миллиардов рублей. При этом, несмотря на серьезные усилия, одна из главных целей — углубление локализации производства — достигнута лишь частично. Ситуацию необходимо стабилизировать, и только финансовыми инструментами здесь не обойдешься, считает директор дивизиона «Транспорт» компании «СИБУР» Анатолий Светликов. Он уверен, мелкоузловая сборка и ориентация на отечественные полимерные детали, которые сегодня составляют свыше половины всего конструктива машин, уже сейчас позволяют поднять глубину локализации до плановых значений. О комплексе мероприятий по импортозамещению в отечественном автопроме — в материале «Ленты.ру».
Почему «буксует» локализация?
Денежные интервенции, безусловно, дали эффект: по словам председателя правительства России Михаила Мишустина, динамика продаж в 2024 году достигла 40 процентов к прошлому году. Однако это эффект допинга: сейчас очевиден откат — рынок затоварен, ключевая ставка по-прежнему высока, экономика охлаждается, что уже привело к драматическому, более чем на четверть, падению спроса на легковой транспорт и на 29 процентов — на грузовики. В ряду прочих проблем, все это ведет еще и к торможению внедрения отечественных материалов и технологий в контексте импортозамещения: спрос на них падает вместе с общим охлаждением рынка.
«Чтобы изменить сложившуюся ситуацию нужен комплекс мероприятий, включая активную стимуляцию спроса, — объясняет ситуацию Анатолий Светликов.
Надо сказать, они уже реализуются — например, с 1 марта будущего года вступает в действие «Закон о такси», по которому в таксопарках страны смогут работать только машины высокого уровня локализации (произведенные в рамках новых специальных инвестиционных контрактов — СПИК) Подобные же меры уже в скором времени планируется принять и в сфере каршеринга. Однако сами по себе такие меры не покажут максимальной эффективности без пересмотра и актуализации "веса" баллов высокотехнологичных деталей в общем объеме конструкции

Салон продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV). . Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ
После балла
Текущая версия постановления правительства 719-ПП определяет критерии «российского происхождения» через набор изделием определенного количества баллов. Они начисляются исходя из особенностей технологических операций и использованных материалов и комплектующих. Для справки — по прежним правилам в 2023-2024 годах для полной компенсации нужно было набрать уже 2567 баллов, в 2025-2026 годах потребуется 3701 балл, в 2027 году — 4835, в 2028 году — 5400.
При этом в настоящее время распределение баллов не совсем очевидно: например, высокотехнологичные комплектующие из полимеров, сделанные из отечественного сырья, по отечественным технологиям и на российских заводах, могут принести конечному изделию относительно немного — менее 200 баллов, остальное приходится на крупноузловые работы по сварке, окраске и штамповке кузовных деталей
«При таком положении дел иностранные бренды, организующие производства в нашей стране, не имеют стимула переходить на российские детали, — подчеркивает Анатолий Светликов. — Соответственно, падает интерес к их выпуску и у российских заводов, а это уже сказывается на всех экономических цепочках. Очевидно, что подобное положение дел несправедливо: было бы разумным перераспределить баллы в соответствии с реальным положением дел в пользу продукции высоких переделов — полимерных деталей, а также сделать акцент на мелкоузловую сборку, вместо, фактически, "отверточной". Но пока это дискутируемый в профессиональном сообществе вопрос».

XIII Международный Евразийский форум такси (МЕФТ-2025) в конгресс-центре Центра международной торговли. Модель автомобиля такси на базе "Москвич 3" на форуме. . Фото: Антон Великжанин / Коммерсантъ
Насколько сложна сегодня ситуация с локальными деталями из полимеров?
Ситуация быстро меняется и если еще год-полтора назад те же поликарбонаты и блок-сополимеры были в дефиците и в значительной части ввозились, то сегодня, например, в СИБУРе разработали рецептуры и наладили выпуск большинства категорий инженерных полимеров. Так, по словам Светликова, в 2023 году «Казаньоргсинтез» запустил две отечественные марки поликарбоната для фар, резко улучшив ситуацию на рынке.

Цех завода ООО "Альфа Автоматив Техноложиз". Завод занимается производством кузовных деталей для автомобилей. Изображение является раздаточным материалом, предоставлено третьей стороной. Только редакционное использование. Запрет на архивирование, коммерческое использование, рекламную кампанию. . Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / РИА Новости
Быть ли полному импортозамещению?
По мнению директора дивизиона «Транспорт» СИБУРа, фактически, уже сегодня можно говорить о 80-90 процентов замещения в течение года-двух, если учитывать номенклатуру, которая находится в финальной стадии НИОКР и внедрения. Например, в 2025 году разработан полиэтилен для топливных баков, которые уже в скором времени будут использоваться в автобусах НЕФАЗ (дочернее предприятие КамАЗа), а затем и в грузовиках основного бренда.
Сегодня в наш промышленный портфель входит 60 проектов для автомобильной отрасли и активно ведутся работы в области суперконструкционных пластиков, способных заменить металл в различных конструктивных элементах автомашин — это поможет сделать их легче, продлить срок службы и снизить эксплуатационные расходы

Главный конвейер линии сборки автомобилей Lada на "АвтоВАЗе". . Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
С учетом, что современные автомобили до 18 процентов состоят из полимерных деталей, использование отечественных синтетических материалов — возможность не только облегчить машину, сделать ее более долговечной и экономичной, но и способ максимально рационально использовать балльную систему. И это максимально соответствует политике государства: как отметил недавно президент России Владимир Путин, «исключительно занимаясь импортозамещением и обратным инжинирингом так называемым, мы технологического лидерства не добьемся. Нам нужны собственные разработки и организация производства на собственных платформах. И сейчас у нас и уровень технологического развития, и состояние экономики позволяют это делать».
