В истории рок-музыки не так много групп, которые, как и Pink Floyd, нашли настолько массовое признание у настолько разношерстной аудитории. С течением лет заслуги британского музыкального коллектива становятся только очевиднее. Например, некоторые из их альбомов продолжают звучать актуально даже спустя половину столетия. Одному из таких культовых релизов Wish You Were Here в сентябре исполняется 50 лет. В честь этого «Лента.ру» подготовила пять удивительных — пускай и не для самых прожженных фанатов Pink Floyd — фактов об этой пластинке.
Внешне у Pink Floyd к середине 1970-х все было просто отлично. Успех выпущенного в 1972 году альбома The Dark Side of the Moon был оглушительным — настолько, что, откатав первый американский тур в поддержку релиза, музыканты тут же организовали еще один. Пластинка (ставшая в итоге одним из самых продаваемых альбомов в истории) сделала британцев по-настоящему большими международными звездами. Гонорары от продаж начали поступать постепенно и только спустя некоторое время, когда группа уже начала работать над новым материалом, но первых заработанных на этой музыке денег было достаточно, чтобы жить припеваючи.
Барабанщик Pink Floyd Ник Мейсон вспоминал, что на деньги с The Dark Side Of The Moon обзавелся солидной недвижимостью, нанял креативных дизайнеров для ее улучшения, а также завел бизнес в области ремонта автомобилей.
Дэвид Гилмор уже тогда осознал, что группа стоит на распутье — преследовать коммерческий успех или же решать новые творческие вызовы? «Нам пришлось определяться, зачем мы в этом бизнесе, для чего мы это делаем и кто мы — артисты или предприниматели. Имея такой успех и деньги, на которые мы могли исполнить самые безумные желания, зачем мы продолжали этим заниматься», — вспоминал он в документальном фильме «Pink Floyd. История Wish You Were Here».
Роджер Уотерс и вовсе называл время между двумя культовыми альбомами «переломным моментом». «Мы были на грани распада», — уверял он.
Сид Барретт покинул группу задолго до прихода к ней большой международной популярности — коллективу пришлось распрощаться с неординарным талантом из-за его трудного поведения. Однако связей музыканты не оборвали. Гилмор и Уотерс помогали Баррету в записи сольников, ну а добрая половина музыки на Wish You Were Here — речь о массивном 25-минутном треке Shine On You Crazy Diamond, состоящем из девяти частей — посвящена именно бывшему фронтмену и одному из основателей Pink Floyd.
Вступление к первому треку нового альбома включило в себя эксперименты из невышедшего трека Household Objects. «Мы использовали старый трюк вечеринок — наполняли винные бокалы разным объемом воды, а затем водили пальцем по ободку для создания тягучих звуков. Эти тона были затем положены на 16-дорожечный трек», — рассказывал Мейсон в биографии «Inside Out: Личная история Pink Floyd».
По иронии судьбы выступление получило настолько разгромную рецензию от Ника Кента, одного из самых влиятельных музыкальных критиков Великобритании на тот момент, что музыканты чуть было не потеряли всякую веру в себя. Но от композиции не отказались.
Судьба Барретта после ухода из группы обросла массой слухов. Согласно одному из них, музыкант якобы сошел с ума из-за чрезмерного увлечения запрещенными веществами при изначально нестабильной психике. Еще говорят, что Барретт был настолько не в себе, что свое отлучение от Pink Floyd воспринял совершенно безэмоционально. Согласно другим слухам, музыкант затем преследовал заменившего его Гилмора и даже разъезжал за группой в турах на своем «Мини-Купере». Его также видели на улицах разгуливающим в не весть бог каком виде. Именно в таком образе Барретт заявился на запись Wish You Were Here.
«Именно во время тех сессий на Эбби-роуд у нас появился совершенно неожиданный гость. Я вышел из студии в аппаратную и заметил какого-то малого с бритой головой, одетого в поношенный желтовато-коричневый макинтош. Посетитель держал пластиковый пакет для покупок, на лице у него застыло чертовски благожелательное, но довольно бессмысленное выражение. Я не смог его опознать, и Дэвиду пришлось мне объяснить. Это был Сид. Даже сейчас я помню охватившее меня смущение. Физическая перемена меня просто шокировала», — описывал встречу Мейсон.
«Мы были шокированы его внешним видом. Худой, изящный, пусть не всегда опрятный человек, которого я видел в последний раз, превратился в нечто шароподобное, без бровей и волос», — делился Гилмор.
Изнуренные работой над The Dark Side Of The Moon, музыканты вообще долгое время не знали, как приступить к записи новой пластинки. Когда работа со скрипом началась, между Гилмором и Уотерсом разразился спор. Первый считал, что на альбоме должны быть композиции Raving and Drooling и You’ve Got To Be Crazy, над которыми музыканты в тот момент работали.
Уотерс разрезал пополам Shine On You Crazy Diamond и — опять же, несмотря на протесты Гилмора, — положил между частями этой массивной песни треки Welcome to the Machine и Have a Cigar. Обе — уже не про Барретта, но про критику музыкальной индустрии, которая с приходом популярности и больших денег уже сидела у всех артистов в печенках. А не вошедшие в релиз треки затем появились на следующем альбоме Animals.
Созданием обложки альбома занималась британская дизайнерская компания Hipgnosis. В качестве горящей модели был нанят голливудский каскадер Ронни Ронделл — младший, а съемки проходили на студии Warner Broses в Бербанке, штат Калифорния. По сюжету двое мужчин в пиджаках, вероятно, серьезные исполнительные продюсеры, при помощи рукопожатия заключают некую сделку — отсылка сразу к общей теме альбома и треку Have a Cigar.
Однако во время съемки модель чуть не загорелась всерьез. Ронделла-младшего, носившего под пиджаком спецодежду, обтерли бензином и подожгли. Фотограф успел сделать 15 кадров, прежде чем порыв ветра перенес пламя на усы модели, опалив их.
Каскадер тогда повалился на землю, его залили огнетушащей пеной. Он напрочь отказался продолжать съемки. На счастье, фотограф сообщил, что все необходимое уже было отснято — так появился кадр для будущей обложки культового альбома.