Спорт
00:01, 6 сентября 2025

«Не могу сосчитать, сколько раз я упал» Как африканский бегун встал на лыжи, ужасно выступил на Олимпиаде и стал любимцем публики?

Андрей Стрельцов (Редактор отдела «Спорт»)
Фото: Alexander Hassenstein / Bongarts / Getty Images

Что может быть общего у Кении и лыжных гонок? На первый взгляд, вообще ничего, но легкоатлет Филип Бойт в конце 1990-х годов решил опровергнуть это утверждение. В возрасте 25 лет он радикально сменил специализацию и выступил на Играх-1998 в Нагано, где стал мировой звездой, показав отвратительное время. Позже он еще дважды принимал участие в Олимпиадах и неизменно прогрессировал. «Лента.ру» — подробнее о биографии удивительного спортсмена.

По возвращении из Нагано жители родной деревни Бойта в Кении устроили спортсмену мощнейший прием. Народные гуляния длились несколько дней. «Я не прекращал говорить им, что пришел последним! Но они так гордились моим достижением… Они просили, чтобы я говорил другие слова, чтобы называл себя чемпионом!» — вспоминал африканец.

Нетрадиционный кениец

Услышав слово «кенийский», любой среднестатистический любитель спорта неизменно добавит «бегун». И это немудрено: начиная с 1956 года представители сборной Кении завоевали 39 золотых олимпийских медалей, 38 из них — в легкой атлетике. Преимущественно в беге на средние и длинные дистанции.

Профессионально на средние дистанции бегал и родной дядя Филипа — Майк Бойт. До золотой олимпийской медали он так и не добрался, но взял бронзу в беге на 800 метров на Олимпиаде-1972 в Мюнхене, а также занял обидное четвертое место на тех же Играх на дистанции 1,5 тысячи метров.

Родившийся за год до этих успехов Филип в детстве, конечно же, равнялся на дядю и сам увлекся легкой атлетикой. Специализацией начинающий спортсмен также выбрал средние дистанции, но серьезных успехов ему добиться не удалось. Однако мечты об Олимпиаде Бойта не покидали.

И парень нашел выход: уже в возрасте 25 лет он понял, что может попасть на зимние Игры! Международный олимпийский комитет для расширения географии участников соревнований начал раздавать квоты далеким от зимних видов спорта странам вроде Кении, чтобы те без всякой квалификации смогли выставить спортсменов на старт.

Бойт и его соотечественник Хенри Биток, который также занимался легкой атлетикой, в 1996 году вышли на представителей фирмы Nike и каким-то чудом убедили их в необходимости профинансировать поездку экзотических атлетов на Игры в Нагано в качестве… лыжников. В компании почему-то поверили в этот безумный проект и отправили кенийцев тренироваться в Финляндию, потому что на их родине по понятным причинам делать это было невозможно.

Спустя несколько месяцев тренировок оказалось, что Кении дают лишь одну квоту для участия в Олимпиаде в лыжных гонках, поэтому Бойту и Битоку нужно было вдвоем устроить национальную квалификацию. Она прошла там же, в Финляндии, и Филип опередил соперника буквально на несколько секунд. Биток расстроился так, что навсегда завязал с лыжами, а дорога к мечте Бойта была открыта.

Африканец на снегу

Кстати, в Финляндии Бойту пришлось нелегко. Организм спортсмена, никогда ранее не сталкивавшийся даже с небольшими заморозками, дал сбой. У него от холода начали слезать ногти. Но Филип не спасовал, продолжил тренировки и в начале 1998 года отправился в Японию. На Играх в Нагано Бойт был единственным представителем Кении, так что других вариантов по знаменосцу сборной на церемонии открытия не было. Кстати, ранее Кения ни разу не участвовала в зимних Олимпиадах.

Чернокожий атлет с улыбкой пронес флаг по стадиону, но настоящей звездой ему было суждено стать чуть позже — во время гонки на 10 километров классическим стилем.

Бойт получил последний, 97-й, стартовый номер и с сигналом пистолета понесся к финишу. Ну как понесся, скорее поплелся. Движения африканца были медленными и неуверенными — на уровне школьника, который только-только осваивает лыжи. Но вот упорства кенийцу было не занимать. Он с поразительным упрямством преодолевал километр за километром несмотря на то, что все соперники почти сразу ушли далеко вперед.

проиграл Бойт победившему в той гонке норвежцу Бьерну Дели
20
минут

Но главное, Бойт хоть и последним, но все же финишировал. В отличие от пяти других участников гонки, которые по разным причинам снялись или были дисквалифицированы. Время африканца составило 47 минут и 25,5 секунды — что-то на уровне второго юношеского разряда по российской классификации. Однако жуткий результат не помешал Бойту стать одной из самых обсуждаемых персон Олимпиады в Нагано.

Не последнюю роль в этом сыграл чемпион Дели. Организаторы пытались начать церемонию награждения еще до финиша Бойта, но норвежец категорически отказался. Он посчитал, что это будет неуважением к сопернику. Новоиспеченный олимпийский чемпион лично ждал африканца за финишной чертой и был первым, кто его поприветствовал после гонки. Конечно же, эти кадры облетели весь мир, а уставшее, но довольное лицо Бойта попало на обложки огромного количества мировых спортивных изданий.

Бойт после финиша рассказал, что не мог сосчитать количество своих падений. При этом его очень удивил уровень поддержки болельщиков. «Мне кричали вслед: "Кения, вперед!", "Филип, вперед!" Такое ощущение, что я выиграл медаль», — вспоминал Филип. Кстати, с Дели кениец по-настоящему сдружился.

Титулованный норвежец много общался с африканцем и даже делился профессиональными советами. Позже Бойт назвал сына Дели в честь чемпиона. Самого Филипа после Олимпиады в Нагано СМИ окрестили «самым медленным лыжником в мире». Но сделано это было без злобы, а скорее с любовью.

Сила в прогрессе

После триумфальных для себя с точки зрения популярности Игр Бойт не стал почивать на лаврах. Спортсмен еще в Нагано обещал продолжить карьеру лыжника и не соврал. Он старался как можно больше тренироваться, в 1999 году занял последнее место на чемпионате мира, после чего потерял финансовую поддержку Nike.

Для продолжения выступлений кенийцу пришлось крутиться. Он откладывал деньги от скромного фермерского бизнеса в Кении, а также регулярно ходил на поклон в Национальный олимпийский комитет страны. На удивление, это нередко помогало.

«Вы как-нибудь попробуйте объяснить человеку из Кении, что такое чемпионат мира по лыжам. Хотя сначала нужно будет объяснить ему, что такое снег. Многие по-прежнему не видели его ни разу в жизни. Но даже если человек видел снег, он просто не может представить, что по нему нужно бегать. По версии подавляющего большинства кенийцев, лыжники сумасшедшие. Мне помогает Олимпийский комитет Кении. Вот там люди соображают, что к чему», — рассказывал Бойт после одного из стартов.

Старты на крупных лыжных турнирах в его жизни случались не так, что бы часто: все-таки каждый выезд в Европу стоил колоссальных денег, и тренироваться на снегу Бойт мог в лучшем случае месяц в году. Тем не менее, болельщики увидели его на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити. Кениец выступил в спринте, где опередил сразу пятерых соперников. Спустя еще четыре года Бойд выступил на Играх-2006 в Турине. Там он бежал на 15-километровке классическим стилем и снова опередил пятерых соперников.

Дистанцию в 15 километров атлет преодолел за 53 минуты и 32,4 секунды. А это, между прочим, уже второй взрослый разряд по российской классификации. Чувствуете прогресс? Сам Бойт всегда был максималистом и к себе относился очень самокритично. На ЧМ-2009 он сошел с дистанции на втором круге в дуатлоне из-за проблем с лыжами, после чего натурально покаялся перед болельщиками.

На Игры-2010 в Ванкувере МОК не дал квоту Кении, а квалифицироваться самостоятельно Бойт не смог. В следующем году он окончательно закончил с лыжными гонками, осел в родной деревне, где держит небольшой продуктовый магазин. В начале 2010-х годов Филип обещал открыть в Кении первую лыжную секцию для детей и начать бесперебойные поставки кенийских лыжников на Олимпиады.

Пока эти планы не были осуществлены: после 2006 года Кению никто не представлял на двух зимних Играх подряд, а в 2018 году на Олимпиаду в Пенчхане поехала кенийская горнолыжница Сабрина Ванджину Самидер. Бойт возглавил скромную кенийскую делегацию и посмотрел на то, как его подопечная финишировала за пределами топ-50 в гигантском слаломе. Хочется верить, что на этом история Кении на зимних Играх не закончена.

< Назад в рубрику