
Умер легендарный Джорджо Армани. Он построил империю, но не оставил наследников. Как он совершил революцию в моде?
17:03, 4 сентября 2025Фото: Derek Hudson / Getty ImagesНа 92-м году жизни умер Джорджо Армани. Его имя стало синонимом минимализма и сдержанной элегантности, а созданный им модный дом превратился в культовый бренд, определивший стиль нескольких поколений. Сегодня логотип Armani украшает не только одежду, но и мебель, яхты, рестораны, люксовые отели и прочие атрибуты роскоши. В отличие от своих легендарных коллег, он не ушел на пенсию и до последнего дня продолжал работать. Чем итальянец запомнился всему миру?
«Я никогда не стремился совершить революцию»
«Лучший предмет одежды — пиджак. Он универсальный и полезный. Прекрасная площадка для прагматичных изобретений. А худший предмет одежды — кроссовки на платформе. Это просто очень, очень плохая идея», — заявлял Джорджо Армани.
Его костюмы определяют мужскую моду на протяжении пяти десятилетий. Они стали не только эталоном элегантности и качества, но и символом бунтарства и инноваций. Запуск бренда Armani в 1975 году ознаменовался настоящей революцией: модельер решил отказаться от жесткой формальности традиционного кроя и разработать удобные и мягкие модели. В процессе работы Армани изменил классические пиджаки — избавил их от подплечников (так появился популярный нестрогий образ мягких плеч) и ослабил общий силуэт, используя лен вместо традиционных тканей.
Армани убрал подкладку и вставные плечики из пиджака, лишил обязательных стрелок брюки, а воротнички рубашек избавил от излишней накрахмаленности
Дизайнер бросил вызов гипермаскулинным идеалам того времени и воспел более утонченный, андрогинный подход к мужской одежде. Его идеи не оставили равнодушными даже Голливуд. Фильм «Американский жиголо» превратил нишевую итальянскую марку в мировой бренд: Армани стал автором костюмов для главных героев, роли которых сыграли Ричард Гир и Лорен Хаттон. 11 июня 1980 года публика увидела на экранах неотразимого Джулиана Кэя, а Джорджо Армани проснулся знаменитым. Костюм самого высокооплачиваемого любовника в Беверли-Хиллз мгновенно стал иконой поп-культуры и положил начало моде на элегантный стиль в США.
Но чем же так сильно отличался внешний облик главного героя? В первую очередь заметно уменьшились воротнички его рубашек и лацканы пиджаков — они больше не привлекали внимания подчеркнутой геометричностью. Кроме того, в большинстве сцен Кэй предстал в монохромных образах глубоких приглушенных оттенков. В то же время остальные персонажи фильма были одеты в традиционном стиле — их образы сочетали яркие цвета и очерченные силуэты.
Костюм из коллекции Giorgio Armani 1989 года
Фото: Donato Sardella / Penske Media / Getty Images
Джорджо Армани не остановился на «Американском жиголо». После фильма, определившего дух целой эпохи, он стал самым востребованным дизайнером в Голливуде, создавая одежду на заказ для знаменитостей — от Роберта Де Ниро и Кевина Костнера до Джорджа Клуни и Брэда Питта. Затем настала очередь нарядов для красных ковровых дорожек кинофестивалей: модельер одевал звезд, формируя новый способ самовыражения за пределами экрана.
Я нарушал правила дизайна, но никогда не стремился совершить революцию. Просто следовал своим инстинктам. Освобождал людей от неудобного кроя и в то же время стирал границы между тем, что считалось мужской и женской одеждой
Одежду Armani обожают и женщины. Наряды бренда носили знаменитые актрисы, в том числе Софи Лорен, Фэй Данауэй, Моника Беллуччи, Мишель Пфайффер, Ума Турман, Гвинет Пэлтроу и Лив Тайлер. Кстати, звезда последней зажглась именно благодаря удачно упавшей бретельке платья от Джорджо Армани в драме «Ускользающая красота» режиссера Бернардо Бертолуччи.
«Это было взаимное притяжение, которое создало длительный диалог. До этого пути модельеров и международных мероприятий с красной дорожкой пересекались редко… Эти мужчины и женщины обратились ко мне, сразу почувствовав, что естественность и неотъемлемая элегантность помогут им увеличить их звездную мощь, не скатываясь при этом в анахроничные излишества», — с гордостью говорил дизайнер.
Софи Лорен в платье Giorgio Armani
Фото: xFAMOUS / Legion-media
«Очень легко сшить платье с V-образным вырезом. Гораздо сложнее создать пиджак»
Армани родился в семье среднего класса в Пьяченце, небольшом итальянском городке на севере Италии. Его отец работал банковским служащим и мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, однако вдохновителем Джорджо стала его мать. «Моя мама была элегантной женщиной, милой и сильной одновременно. Она повлияла на мое представление о красоте как о гармонии тела и духа, выразительности, определенной форме изящества — точности. В юности я был очарован всем, что вращалось вокруг красоты. Оно звало меня», — рассказывал он.
Лучший совет, который я когда-либо получал, был от матери. Она сказала, что если хочешь создать красоту, делай только то, что необходимо, и не более того. Идея «меньше значит больше» — доктрина, которую я усвоил. Это все еще поддерживает меня
После окончания школы Армани решил стать сельским доктором, однако, проучившись около двух лет в университете Болоньи, он так и не смог привыкнуть к виду крови. Бросив учебу и отслужив в армии, итальянец начал искать подработку. В конечном счете увлеченность фотографией и природный вкус привели его на должность оформителя витрин универмага La Rinescente в Милане.
Восьмилетний Джорджо Армани со старшим братом Сержио и сестрой Розанной
Фото: ARCHIVIO GBB / Legion-media
Вскоре по счастливой случайности Джорджо стал ассистентом популярного модельера Нино Черутти и в течение шести лет помогал ему разрабатывать известную коллекцию Hitman, а также занимался дизайном мужской одежды для брендов Zegna и Loewe. Этот опыт проложил ему путь в мир высокой моды: в 1974 году состоялся показ первой коллекции мужской одежды prêt-a-porter дома Giorgio Armani, а еще через год — женской.
Тогда же, заручившись поддержкой друга, бизнесмена Сержио Галеотти, дизайнер основал модный дом Giorgio Armani S.p.A со стартовым капиталом 10 тысяч долларов. На деньги, вырученные от продажи старого Volkswagen, партнеры положили начало огромной империи: сегодня в мире насчитывается более 230 магазинов Giorgio Armani.
В 2024 году бренд Giorgio Armani заработал 2,7 миллиарда долларов
Люди, которым доводилось работать с дизайнером, уверяли, что у него руки наполовину волшебника. Мастер тоже в этом уверен: он утверждал, что как только он прикасается к ткани, в его руках концентрируется энергия. При этом лучшие ткани они выискивал маниакально, а затем, как маньяк в своем деле, он моделировал эти ткани вокруг тела манекенщицы. Этот процесс он называл одним из самых чувственных в жизни.
Армани считал уровень своего мастерства более высоким по сравнению с другими дизайнерами, включая Миуччу Прада. «Очень легко сшить платье с V-образным вырезом и броским принтом. Гораздо сложнее создать костюм или пиджак. Но все просто плывут по течению», — высказывался он, подчеркивая, что в своей работе отдает предпочтение самым нетривиальным задачам и это выделяет его на фоне коллег. И элита, кажется, с ним согласна — по крайней мере 90 процентов знаменитых мужчин появлялись на премии «Оскар» в костюмах бренда Armani.
Показ Giorgio Armani 1978 года
Фото: WWD / Penske Media / Getty Images
«Я лично одобряю все, что делаю»
В 1981 году дизайнер запустил линии Armani Jeans, Armani Junior and Emporio Armani, расширив аудиторию своего бренда. Огромный спрос и высокая стоимость его изделий спровоцировали рост количества подделок, из-за чего ему даже приходилось отменять показы. Армани стал вторым в истории дизайнером после Кристиана Диора, который удостоился чести попасть на обложку журнала Time. А в 1983 году модельер получил престижную награду Совета модных дизайнеров Америки в номинации «Лучший международный дизайнер».
Джорджо Армани стал обладателем первой в истории награды Совета модных дизайнеров Америки за достижения в области дизайна мужской одежды
В конце 1980-х Армани отверг предложение занять место креативного директора французского модного дома Lanvin, а в 2000-м отметил 25-летие собственного бренда масштабной ретроспективой в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В том же году он открыл миланский магазин, где помимо одежды, обуви, аксессуаров и косметики были представлены цветы, сладости и книги, а также располагались кафе Emporio Armani Caffè, японский ресторан Nobu и ночной клуб. Еще десять лет спустя он открыл первый отель Giorgio Armani в самом высоком здании Burj Khalifa в Дубае.

90-летний Дизайнер Джорджо Армани в 2024 году
Фото: Daniele Venturelli / WireImage / Getty Images
В октябре 2024 года дизайнер отпраздновал открытие своего нового здания на Мэдисон Авеню в Нью-Йорке. Событие ознаменовалось модным шоу (первый раз итальянец показал свою коллекцию за пределами родной страны) и «черной вечеринкой», в числе гостей которой были Памела Андерсон, Аманда Сейфрид, Бри Ларсон, Кармело Энтони, Брук Шилдс, Стивен Йен и Лакит Стэнфилд. «Для меня Нью-Йорк всегда был связан с фильмами, которые сформировали мое воображение. Город 1930-х и 1940-х годов никогда не перестанет меня вдохновлять», — сказал тогда кутюрье.
И действительно — модный дом никогда не следовал трендам. Он создавал их, возвращаясь к истокам своего стиля в каждом новом сезоне. Армани подчеркивал, что его цель — делать одежду, которая не только отражала бы внешний стиль человека, но и помогала ему чувствовать себя уверенно. Он видел силу в красоте и элегантности, а не в громких визуальных эффектах. Повторяя, что мода должна быть удобной и функциональной, модельер демонстрировал миру, что комфорт можно соединить с утонченностью без ущерба для эстетики.
«Мое отношение к работе очень простое: полная самоотверженность, абсолютное упрямство и полный контроль над собой. Я лично одобряю все, что делаю, поэтому уверен, что не могу никого винить, если что-то идет не так. В моей работе все зависит от меня, и это, я думаю, видно», — говорил кутюрье.