В этом году на Дальнем Востоке пройдет юбилейный десятый Восточный экономический форум. За десять лет проведения форума инвестиции в основной капитал в ДФО выросли на 99 процентов (опережение среднероссийских показателей в 2,6 раза), промышленное производство — на 30 процентов (29 процентов в среднем по России), добыча полезных ископаемых увеличилась на 33 процента (опережение среднероссийских показателей в 3,3 раза). Объем строительных работ вырос на 107 процентов (опережение среднероссийских показателей в 3,3 раза). Подробнее о результатах работы ВЭФ — в материале «Ленты.ру».
По состоянию на июль 2025 года с использованием механизмов государственной поддержки на Дальнем Востоке реализуются проекты 2888 инвесторов, привлечены инвестиции объемом 10,6 триллиона рублей. Введено 939 предприятий, создано 165,5 тысячи рабочих мест.
За 10 лет в экономику Дальнего Востока вложено 20 триллионов рублей. Ежегодный объем инвестиций в основной капитал вырос в четыре раза — с 1 триллиона рублей до 3,9 триллиона рублей. В проекты с государственной поддержкой инвестировано 5,1 триллиона рублей — это 25 процентов от общего объема инвестиций Дальнего Востока за 10 лет. Цель до 2030 года — 12 триллионов рублей вложенных инвестиций в проекты с господдержкой.
В июле 2025 года Государственная Дума приняла в окончательном чтении федеральный закон о создании на Дальнем Востоке нового формата территорий опережающего социально-экономического развития — международных ТОР (МТОР). Документ был одобрен сразу во втором и третьем чтениях.
За последние десять лет Дальний Восток стал площадкой для реализации масштабных проектов, сопоставимых с индустриальными стройками советского периода.
Крупнейшие инвестиционные проекты включают Баимский ГОК (1 триллион рублей инвестиций, 2,2 тысячи рабочих мест), Амурский газоперерабатывающий завод (1 триллион рублей, 4,6 тысячи рабочих мест), Амурский газохимический комплекс (927 миллиардов рублей, 2,7 тысячи рабочих мест), Малмыжский ГОК (385 миллиардов рублей, 2000 рабочих мест) и судостроительный комплекс «Звезда» (307 миллиардов рублей, 10,5 тысячи рабочих мест).
Всего за десятилетие на Дальнем Востоке создано 165,5 тысячи новых рабочих мест. Средняя заработная плата на предприятиях резидентов ТОР и свободного порта на 53 процента превышает среднероссийский показатель.
Потребление электроэнергии на Дальнем Востоке за последние 10 лет увеличилось на 28 процентов, что в два раза превышает средний показатель по России (14 процентов). В 2024 году рост потребления электроэнергии в ДФО составил рекордные 6 процентов против 3 процентов в среднем по России. Прогнозируется ежегодный рост потребления на уровне 5 процентов до 2030 года, когда дефицит мощности может превысить 5 ГВт.
Грузооборот по Северному морскому пути с 2014 года вырос более чем в девять раз — с 4 до почти 38 миллионов тонн в 2024 году. Реализация проектов развития этого транспортного коридора позволит получить в бюджет страны дополнительные 13 триллионов рублей.
По поручению президента России реализуются мастер-планы развития 25 дальневосточных городов. Всего предусмотрено 875 проектов с общим объемом инвестиций 4,4 триллиона рублей. В 2024 году введено 99 объектов, строительство еще 63 объектов завершится в 2025 году.
В 2024 году в вузы ДФО поступило в полтора раза больше иностранных студентов. 82 процента выпускников остаются работать в регионе.
Активно реализуется программа «Дальневосточный квартал», включающая семь проектов в Амурской области, на Камчатке, Сахалине, в Еврейской АО, Бурятии, Забайкалье и Хабаровском крае. Планируется построить 1,8 миллиона квадратных метров нового жилья для 69 тысяч жителей. В 2026 году ожидается ввод первых очередей в Петропавловске-Камчатском, Корсакове и Благовещенске.
С 2018 года построено более 740 объектов социальной инфраструктуры с использованием механизма единой президентской субсидии. Введены новые аэропорты в Хабаровске, Магадане, Южно-Сахалинске, Улан-Удэ и на Камчатке. В 2025 году откроются новые терминалы в Хабаровске и Благовещенске.
Руководитель отдела «Бизнес» «Ленты.ру» Кирилл Шишов, посещающий форум с момента его основания, поделился оценкой развития площадки в преддверии открытия юбилейного ВЭФ.
«Первый форум, состоявшийся в 2015 году, создавался в сжатые сроки как альтернативная площадка для привлечения инвестиций из азиатских стран. Он возник на фоне того, что Петербургский международный экономический форум тогда получился не очень удачным — начались процессы, связанные с Крымом, Донбассом и вообще с Украиной, и в Санкт-Петербург прибыло не так много представителей западных стран. Встал вопрос о том, что нужна еще одна площадка — экономическая и инвестиционная, которая будет привлекать инвесторов из восточных стран, преимущественно из Юго-Восточной Азии», — отметил Кирилл Шишов.
По его мнению, организаторы справились с задачей создания форума за два месяца.
За десять лет форум значительно вырос в статусе. Всегда, помимо президента России Владимира Путина, на площадке присутствовали в качестве хедлайнеров главы крупнейших азиатских государств, были и председатель КНР Си Цзиньпин, и премьер-министр Индии Нарендра Моди в разные годы, и президент Филиппин, подчеркивает Шишов.
По его словам, ВЭФ стал важной площадкой для заключения крупных контрактов.
«"Роснефть" всегда что-то заключает на ВЭФ, судостроительные компании, региональный бизнес. То есть и бизнес всегда находил место для диалога, и какие-то политические вопросы кулуарно обсуждались, так как на площадке были филиалы БРИКС и ШОС», — вспоминает руководитель отдела «Бизнес» «Ленты.ру».
Сегодня, по мнению Шишова, ВЭФ представляет собой устоявшийся международный бренд.
Он также отметил важность форума в условиях изменения международной обстановки.
«Если около трех лет назад на Западе говорили о том, что экономика России порвана в клочья, что все, России больше нет, сейчас совершенно очевидно, что это не так. И во многом благодаря тому, что существует ВЭФ, удалось избежать последствий антироссийской политики, — считает журналист. — Зарубежные гости высоко оценивают площадку. ВЭФ открывает перед ними Россию по-новому, ее возможности, инвестиционные в том числе. Я общался на ВЭФ с Джеком Ма, основателем Alibaba, другими достаточно известными в мире предпринимателями. Им нравится ВЭФ. Это однозначно место, где мы можем показать свои возможности, там демонстрируем себя, как нигде», — заключил Кирилл Шишов.