Согласно исследованию Университета штата Иллинойс, музыка повышает продуктивность любого вида работы на 6,3 процента. Другие эксперименты подтвердили, что прослушивание любимых композиций снижает стресс и увеличивает выработку дофамина. Симбиоз музыки и бизнеса — нетривиальный ход в организации рабочего пространства, который набирает популярность во всем мире. О новом формате арт-кластеров, где выполнение профессиональных задач легко совмещать с культурным досугом, — в материале «Ленты.ру».
На заводах еще в начале XX века музыка централизованно применялась для повышения продуктивности рабочих: например, во Франции существовало национальное движение за внедрение музыки в цеха, в Америке — функциональная музыка использовалась на сотне предприятий. В офисах музыка долгое время была «персона нон грата», хотя стихийно люди, конечно, прибегали к вдохновляющим композициям в течение рабочего дня. Так, по данным опроса October Group, 27 процентов офисных сотрудников в России слушают музыку во время перерывов в работе.
Сейчас музыка в офисе перестала быть нонсенсом, напротив, многие компании осознанно заботятся о звуковой экологии, подбирают для рабочего пространства специальные композиции и даже делают музыкальные комнаты с шумоизоляцией
Например, в офисе «Яндекса» в «Москва-Сити» есть две музыкальные комнаты: одна — с барабанной установкой, электрогитарами, синтезаторами, другая — с диджейской установкой. А в офисе VK на Ленинградском проспекте такое помещение оборудовано электрогитарой, скрипкой и ударной установкой. Во многих крупных компаниях есть свои музыкальные коллективы: Сбербанк, ABBYY, Лаборатория Касперского, Технопарк Сколково.

The Shed. Фото: Brian Logan Photography / Shutterstock / Fotodom
Новые креативные кластеры
До недавнего времени, по данным CORE XP, в России не было культурно-делового кластера музыкальной направленности. Наконец, в этом году был утвержден проект первого в России офисно-культурного кластера с трансформируемым музыкальным артхабом — KOBZON CITY в Басманном районе в 500 метрах от станции метро «Бауманская» от девелопера OCTOBER GROUP и культурного фонда «Кобзон».
Так, в рамках первой очереди предусмотрено более 100 гибких офисов класса «А» площадью от 36 квадратных метров для начинающих стартапов до 716 квадратных метров с возможностью объединения до 10 тысяч квадратных метров для крупных корпораций. Также здесь будет представлен широкий набор инфраструктуры: кафе, салоны, магазины, отделения банков, canteen, на которые будет отведено 2 этажа из 18, эксплуатируемая кровля с рекреационным пространством. А главная «фишка» проекта, которая появится в рамках второго этапа, — суперсовременный арт-хаб имени И. Д. Кобзона с трансформируемым музыкальным залом.
Даже архитектура KOBZON CITY полностью отражает его культурную концепцию — международное архитектурное бюро Nikken Sekkei использовало в качестве вдохновения при проектировании здания музыкальные образы: нотную тетрадь, звуковые волны, театральный занавес
В России уже есть примеры успешных культурно-деловых пространств с не музыкальной специализацией: художественной, литературной или фэшн. Креативный кластер — это особое пространство, где бизнес и культурные институции объединяются в единую экосистему для нетворкинга, обмена идеями и опытом, коллабораций и привлечения клиентов.
Например, в Москве давно действует большой кластер художественной направленности: в Басманном районе в локации Сыромятнических улиц объединены центр современного искусства «Винзавод», где работают 12 галерей современного искусства, образовательные центры, мастерские художников, выставочные залы, творческие шоурумы и магазины, а также центр дизайна Artplay и бизнес-квартал «Арма».
Городское пространство «Домна» в Екатеринбурге ориентировано на fashion-комьюнити, поэтому там расположены магазины местных дизайнеров, фэшн-коворкинг с оборудованием для кастомизации одежды и полиграфии, профессиональные фото- и видеостудии, лекторий и презентационный зал.
Культурно-деловые кластеры — это уникальный формат коммерческой недвижимости, в котором креативные индустрии и бизнес усиливают и дополняют друг друга, благодаря чему рождаются инновационные проекты, перспективное сотрудничество и новые смыслы. Такие пространства открывают новые возможности для бизнеса, привлечения клиентов и партнеров, повышения узнаваемости, создания рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Благодаря гибким офисам и разнообразным инфраструктурным объектам, в KOBZON CITY появится 4-5 тысяч мест приложения труда

KOBZON CITY. Фото: Nikken Sekkei / Пресс-служба Москомархитектуры
Мировой тренд
В мире формат музыкально-деловых кластеров, где офисные пространства соседствуют с театральными и концертными площадками, давно востребован. В 2019 году на Манхэттене в составе масштабного девелоперского проекта Hudson Yards открылся культурный центр The Shed.
Еще один яркий международный пример культурно-делового кластера концертной направленности — Nanjing International Youth Cultural Centre по проекту Zaha Hadid Architects. Более камерным проектом с похожей идеей стал центр культуры и искусств La Ribera в Мексике, где объединены офисное здание, концертный зал, библиотека, а во дворе — отражающий бассейн с водяным вихрем.
Подобные офисно-культурные кластеры существуют в Мадриде, Нью-Йорке, Хельсинки, Остине и других мегаполисах. Их отличительной особенностью является то, что концертная площадка городского значения интегрирована в состав многофункционального комплекса с масштабной офисной составляющей, где бизнес-пространства могут занимать от 50 до 200 тысяч квадратных метров. OCTOBER GROUP взял за основу эту инновационную для России концепцию

KOBZON CITY. Фото: Nikken Sekkei / Пресс-служба Москомархитектуры
Большое будущее офисно-культурных кластеров
Эксперты единодушны во мнении, что востребованность креативно-деловых кластеров, в частности, ориентированных на музыкальное искусство, в будущем будет только расти. Такие пространства в полной мере удовлетворяют социальный запрос и интересы современных горожан, для которых самые важные ресурсы — время и эмоции.
Комфортно совмещать профессиональные задачи с разнообразным досугом — тот желанный life-work balance, который способны обеспечить пространства, где компактно размещены офисы и досуговая инфраструктура
Помимо ориентации на человека, они создают благоприятную инновационную среду, повышают туристическую и инвестиционную привлекательность городов, стимулируют местную экономику и привлекают таланты, способствуют культурному разнообразию и повышению деловой активности.