ВИЧ, гепатит и туберкулез — заболевания, с которыми не берут в армию. Тем не менее на СВО есть солдаты с такими диагнозами, а подтверждение болезни и увольнение в запас занимает время, и иногда добиться этого удается только через суд. Распространение этих инфекций эксперты связывают с массовым набором контрактников из мест лишения свободы и с ошибками лиц, ответственных за проверку состояния здоровья рекрутов. Насколько это опасно для фронта и тыла — разбиралась «Лента.ру».
***
На форумах родственников участников СВО вопросы о бойцах с ВИЧ, туберкулезом и гепатитом появляются часто. Люди спрашивают, демобилизуют ли с такими диагнозами и как быстро. А также — как добиться обследования и лечения заболевших мужей, сыновей и братьев.
У Виктора (имя изменено) из Ханты-Мансийского автономного округа типичная для многих ситуация. Впервые мужчина столкнулся с туберкулезом в 2015 году, но после успешного лечения долгое время считался здоровым. В 2023 году он подписал контракт с Минобороны, пройдя полное медицинское обследование. Как утверждает его жена Светлана, сделанная тогда флюорография не показала никаких патологий.
Все изменилось через полгода службы в зоне СВО. У мужчины начались гипертонические кризы, и во время госпитализации в Амвросиевке (Донецкая народная республика) на флюорограмме случайно обнаружили фиброз правого легкого. Врачи рекомендовали дополнительное обследование, но в части эти рекомендации проигнорировали.
Командир, увидев медицинские документы, просто отправил мужа на задание, — рассказала «Ленте.ру» Светлана. — В отпуске ему тоже отказали
Бойцу пришлось самостоятельно добираться домой — в тяжелейшем состоянии, с температурой под 40. Обследование в гражданской больнице выявило страшную картину: на месте фиброза образовался туберкулезный распад. Это опасное состояние, когда больной становится заразным для окружающих.
После шести месяцев безуспешного лечения в феврале 2024 года Виктору удалили два сегмента правого легкого. Врачи уверены: если бы лечение начали сразу после обнаружения фиброза, операции можно было избежать. К тому же на другом легком также нашли пораженные участки.
Но это не все проблемы, с которыми пришлось столкнуться семье. Во время эвакуации раненого Виктор заразился гепатитом С. Об этом стало известно, когда инфекцию обнаружили у сослуживца, участвовавшего в той же операции. «Плюс у мужа неконтролируемая гипертония», — добавляет Светлана.
Сейчас Виктор продолжает лечение, до окончания которого осталось несколько месяцев. Затем ему предстоит вернуться в часть для прохождения военно-врачебной комиссии (ВВК). Как сложится его дальнейшая судьба, пока неизвестно.

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
В последнее время нередко в чатах случаются пикировки между родственниками здоровых и больных бойцов.
«Многие идут по контракту с уже имеющимися серьезными заболеваниями — туберкулезом, гепатитом, эпилепсией, — рассказывает Ольга в одном из самых больших тематических сообществ во «ВКонтакте». — Продержатся месяц-два, получат деньги, а потом начинают "косить". А те, кто служит с 2022 года, не могут добиться даже отпуска».
Печальнее всего звучит комментарий пользовательницы Татьяны: «Некоторые специально идут с такими диагнозами — чтобы хоть смерть была не напрасной, а родные получили выплаты».
Положительные солдаты
Другой диагноз, который могут пропустить врачи, — ВИЧ. Как говорилось в исследованиях «Военно-медицинского журнала» Минобороны, до 2022 года показатели по этой инфекции в армии оставались стабильно низкими, среди призывников регистрировались лишь единичные случаи. Однако после начала СВО ситуация резко ухудшилась. К концу 2023 года число ВИЧ-инфицированных военнослужащих увеличилось в 20 раз. 93,5 процента заболевших составили солдаты и матросы, среди офицеров этот показатель не превышал 4,4 процента.
Авторы исследования связывают такой рост с массовым доукомплектованием войск. Часть новобранцев поступала на службу без обязательного тестирования на ВИЧ, некоторые предъявляли в военкоматах поддельные медицинские справки.
Как отмечается в статье, особую проблему представляют случаи, когда контрактники, зная о своем ВИЧ-статусе, скрывали его ради получения выплат. А затем увольнялись, что приводило к неоправданным расходам на их обследование и лечение. Но главная опасность — присутствие ВИЧ-инфицированных в зоне боевых действий, создающее риски для сослуживцев и медиков
По словам авторов статьи, отдельного внимания заслуживает статистика путей заражения, которую ведут в войсках. Если на «гражданке» значительная часть случаев ВИЧ связана с употреблением наркотиков или гомосексуальными контактами, в армии эти факторы практически не фиксируются. Исследователи объясняют это нежеланием военнослужащих сообщать подобную информацию при эпидемиологических расследованиях.

Фото: РИА Новости
Уже сейчас у военных медиков вызывает тревогу ситуация на новых российских территориях. Например, в Херсонской области, где до 2022 года официально фиксировалось около 500 новых случаев ВИЧ ежегодно, после начала СВО эпидемиологическая обстановка ухудшилась.
Медики прогнозируют, что расширение лабораторной диагностики приведет там к росту выявляемости ВИЧ-положительных до 1000 случаев в год. Причем если раньше в Херсонской области значительную роль при заражениях играл наркотический путь, то сейчас он теряет актуальность. А главным путем инфицирования становится половой. Также эксперты отмечают, что медицинские учреждения Херсонской области не могут обеспечить тотальное тестирование пациентов, что создает риск внутрибольничного распространения ВИЧ как среди больных, так и среди медперсонала. Врачи Минобороны рекомендуют учитывать ВИЧ-инфекцию на новых территориях как потенциальную угрозу для военнослужащих, размещенных там.
«Парадоксальная ситуация»
Адвокат, управляющий партнер специализирующегося на военных делах адвокатского бюро «Гребенюк и партнеры» Максим Гребенюк в разговоре с «Лентой.ру» подтверждает значительное количество запросов на увольнение военнослужащих с диагнозами «ВИЧ», «гепатит» и «туберкулез», хотя и не готов оценить динамику за последние три года.
По его словам, формально такие военнослужащие действительно подлежат увольнению с присвоением категории годности В (ограниченно годен к военной службе; обычно заключение ВВК для носителей социально значимых хронических заболеваний, подлежащих увольнению, выдается на бланке с красной печатью). Но на практике получение этой категории сопряжено с серьезными трудностями.
Просто носительство еще не дает возможности получить категорию В, — поясняет «Ленте.ру» Гребенюк. — Согласно требованиям Главного военно-медицинского управления для увольнения необходимо пройти многоэтапную процедуру: первичное выявление заболевания исключительно в военном госпитале, затем бойца полгода наблюдают, то есть ставят на диспансерный учет. Если необходимо — должны назначить лечение
Через полгода диагноз должен быть повторно подтвержден опять же в учреждениях Минобороны. Лишь после этого военно-врачебная комиссия может присвоить категорию В как человеку с хроническим социально значимым заболеванием.
«Этот механизм создан для предотвращения злоупотреблений, когда военнослужащие могли бы скрыть диагноз при поступлении и сразу уволиться», — объясняет адвокат. Он подчеркивает, что ответственность за проверку состояния здоровья новобранцев лежит на военкоматах и пунктах отбора: «Если диагноз был [сотрудниками военкомата] скрыт или проигнорирован при отборе — это вина военкомата, а не военнослужащего». Как отмечает юрист, в таких ситуациях закон не находит никакого состава мошенничества контрактника. Случаев уголовного преследования россиян за подобные действия не зафиксировано.

Фото: Сергей Бобылев / РИА Новости
Особую сложность представляет ситуация с военнослужащими, подписавшими контракт в местах лишения свободы. Как отмечает Гребенюк, обычный носитель опасного заболевания может быть освобожден от военной службы, если получит на ВВК категорию В, но для бывших заключенных это правило не работает — они могут демобилизоваться лишь с категорией Д (полная негодность). А она присваивается при крайне тяжелых состояниях: терминальной стадии ВИЧ со вторичными заболеваниями, открытой форме туберкулеза с разрушением легких или циррозе печени при гепатите С. На ранних стадиях эти болезни не проявляются ярко.
«На практике мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, — констатирует адвокат. — При первичном выявлении гепатита С военнослужащих нередко отправляют в зону боевых действий без ограничений, а процедура повторного освидетельствования из зоны СВО настолько сложна, что часто требует судебного вмешательства».
Многие родственники жалуются: «Обнаружили гепатит С, но отправляют на фронт». Как поясняет Гребенюк, с точки зрения закона это правомерно, поскольку только повторное подтверждение диагноза через полгода дает право на освидетельствование военно-врачебной комиссией и последующее увольнение. А впервые выявленный диагноз не считается препятствием для участия в СВО
В госпиталях в связи с большим количеством инфицированных ВИЧ складывается непростая ситуация. В майском номере «Военно-медицинского журнала» опубликованы данные исследования Московского центра СПИДа, который несколько лет мониторит ситуацию с риском профессионального заражения ВИЧ медперсонала в столичных больницах. С 2020 года в эту программу включены и военные медицинские учреждения, расположенные в Москве.
Как свидетельствуют данные исследования, до 2022 года медицинские «катастрофы» в военных госпиталях отмечались крайне редко. Однако с началом специальной военной операции ситуация резко изменилась: в 2023 году было зарегистрировано 18 случаев профессионального риска, за первые шесть месяцев 2024 года — 7, более новых данных нет.
Авторы публикации в «Военно-медицинском журнале» отмечают, что основной причиной роста таких инцидентов стали переработки медицинского персонала. Статистика показывает, что 43 процента всех опасных ситуаций происходили во время смен, превышающих восемь часов, когда усталость персонала увеличивает вероятность ошибок при проведении медицинских манипуляций.
Академик РАН Вадим Покровский, один из главных российских экспертов по ВИЧ-инфекции, в беседе с «Лентой.ру» допустил, что в начале СВО при мобилизации и массовом наборе военнослужащих могли быть допущены нарушения.
Согласно существующим правилам Министерства обороны, при поступлении на службу все проверяются на ВИЧ-инфекцию и ВИЧ-позитивные не допускаются к военной службе. Это касается как контрактников, так и призывников, — пояснил Покровский. — Однако в начале СВО, когда проводился массовый набор, обследование не всегда выполнялось. При этом наиболее пораженная ВИЧ возрастная группа — мужчины 35-45 лет — как раз составляла значительную часть мобилизованных
Покровский отметил, что министерство обороны выступает против отправки ВИЧ-положительных на фронт, хотя с медицинской точки зрения пациенты на современной терапии сохраняют трудоспособность. «В США, например, такие люди борются за службу в армии — это хорошо оплачиваемая работа», — говорит он.
Эпидемиолог упомянул о практике ЧВК «Вагнер»:
По официально неподтвержденным данным, они принимали людей с ВИЧ, но обеспечивали их современными дорогостоящими препаратами

Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости
При этом эксперт пояснил, что само по себе наличие ВИЧ-инфицированных на фронте вряд ли существенно влияет на общую эпидемиологическую ситуацию в стране.
Особую тревогу вызывает другой аспект, — подчеркивает Покровский. — Военнослужащие сейчас относятся к наиболее обеспеченным категориям населения, что увеличивает риски заражения через коммерческие половые контакты, особенно во время отпусков в курортных зонах вроде Сочи. Необходимо усилить профилактическую работу и информирование именно среди этой группы, чтобы предотвратить новые случаи заражения
Ситуация с гепатитами также у специалистов большой тревоги не вызывает. Согласно данным государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2023 году», заболеваемость вирусным гепатитом С в прошлом году увеличилась на 26 процентов по сравнению с 2022-м. Но главный внештатный инфекционист Минздрава России Владимир Чуланов объясняет это улучшением системы скрининга. По его словам, в 2024 году была выявлена 51 тысяча новых случаев гепатита С. Однако Чуланов подчеркнул, что это не свежие заражения, а пациенты, инфицированные много лет назад, которых теперь активно выявляют благодаря диспансеризации.
«Большинство вновь диагностированных — люди старше 40 лет, вероятно, заразившиеся в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации прошлых лет», — пояснил Чуланов. Он отметил, что гепатит С часто называют «ласковым убийцей», поскольку заболевание долгое время протекает бессимптомно и обнаруживается случайно — например, при госпитализации. Своевременная диагностика позволяет предотвратить тяжелые последствия, такие как цирроз и рак печени, а также включить пациентов в расширенные программы лечения.
«Крысы, мыши и вши»
«Фронт, конечно, это рассадник болезней, вирусов, — пишет военный корреспондент Анастасия Кашеварова. — Там, где смерть, постоянно бродит рядом болезнь и ее разносчики — крысы, мыши, вши».
По ее словам, ситуация ухудшилась, когда начали активно набирать контрактников, в том числе из мест лишения свободы.

Фото: Сергей Бобылев / РИА Новости
«Сейчас уже массово берут бойцов с гепатитом и ВИЧ, — констатирует военблогер. — У "Вагнера" хотя бы был отдельный проект Umbrella для таких бойцов, где они служили отдельно от остальных».
Также она сообщила, что представители цыганских общин и маргинальных групп вовлекают военных в употребление наркотиков, что способствует заражению ВИЧ и гепатитом.
Особую опасность, по ее мнению, представляет намеренное размещение российских военных в украинском плену вместе с больными туберкулезом и ВИЧ — якобы чтобы спровоцировать заражение и последующее распространение инфекций в России.
Сейчас в армии настоящая эпидемия гепатита С, — продолжает военкор. — При этом заболевание может долго не проявляться, создавая угрозу не только для сослуживцев, но и для родных, когда боец приезжает в отпуск
По ее утверждению, даже при выявлении гепатита бойцов не комиссуют — они продолжают воевать без какого-либо лечения, проходя повторные анализы через полгода.
«На гражданке должны понимать серьезность угрозы, — предупреждает военкор. — Гепатит, ВИЧ, туберкулез — сейчас эти болезни концентрируются в армии и фронтовых регионах, но вскоре могут распространиться и вглубь страны».
«Лента.ру» направила запрос в Министерство обороны с просьбой прокомментировать ситуацию с заразными болезнями в зоне СВО.