Как научить ребенка говорить: упражнения и игры на развитие речи, советы логопеда
Галина Васильева
Марина Сорокун (логопед)
Ника Болзан (психолог)
Анастасия Новоселова (детский невролог)
Фото: evgenyatamanenko / Getty Images
Развитие речи у ребенка — сложный и очень важный этап взросления. Во многом от родителей зависит, насколько быстро и качественно у ребенка «запустится» речь, как скоро она разовьется. В домашних условиях можно заниматься с ребенком каждый день. «Лента.ру» вместе со специалистами по детскому развитию рассказывает, какие речевые нормы для первых лет жизни и эффективные методы для развития речи использовать, а в каких случаях следует обращаться к врачу.
«Предречевое развитие начинается, когда ребенок впервые улыбается в ответ взрослому, — отметила в разговоре с «Лентой.ру» детский невролог и клинический психолог клиники доказательной медицины DocDeti, автор блога doctor.nov.a Анастасия Новоселова. — Это коммуникативная улыбка».
В три месяца младенцы уже демонстрируют целый комплекс оживления — активно двигаются и улыбаются, когда подходят взрослые. Ребенок и сам может обращать внимание родителя на себя своими действиями, своей улыбкой в том числе.
«У людей есть вербальная коммуникация, а есть невербальная (посредством жестов, мимики, поз, взглядов, прикосновений и даже расположения в пространстве). Большинство научных источников отмечают, что люди очень часто полагаются именно на невербальные знаки и только 30 процентов коммуникации — это непосредственно слова, вербальное общение. Поэтому первая невербальная коммуникация — это база для развития дальнейшей речи», — подчеркнула врач.
В промежутке с трех до четырех месяцев, как правило, появляется агуканье и гуление — ребенок начинает отрывисто или протяжно произносить гласные звуки, потом появляется и смех. В пять месяцев добавляется что-то вроде взвизгиваний, фырканья.
Упражнения и игры для развития речи
1/1Фото: Photolove / Getty Images
Легче всего речь запускается через включенное, теплое, сенсорно-эмоциональное взаимодействие. Хорошо работают занятия, которые активизируют моторику, дыхание и слуховое внимание, отметила в беседе с «Лентой.ру» психолог Ника Болзан.
Бытовое общение
Бытовое общение — главное в развитии речи у детей в этот период, именно бытовое комментирование поможет наработать пассивный словарный запас.
Стоит разговаривать с младенцем обо всем, проговаривать все свои действия: «Вот сейчас мы с тобой пойдем поменяем подгузник, смотри, какие веселые звери на нем нарисованы! А еще давай наденем новый бодик — есть красный, синий и зеленый, какой выберем? Поднимаем ручки — сначала левую, потом правую, вот молодец! Сейчас пойдем гулять, смотри, какая хорошая погода».
Пение
Можно к разговорам подключить также пение — ребенку будет весело слушать песенки в исполнении матери, а заодно тренируется слух и чувство ритма.
Ряд специалистов советуют матерям красить дома губы в яркие цвета — например, алой помадой. Это привлечет внимание ребенка и замотивирует следить за артикуляцией родителя.
Развитие речи от 6 месяцев до 1,5 года: первые слоги и слова
1/1Фото: stockvisual / Getty Images
Нормы развития
Важнейший этап детского развития — от шести до девяти месяцев, в это время появляется первый лепет.
«Сначала лепет будет простой, просто одинаковыми слогами, например, "ма-ма-ма", "ба-ба-ба". А потом уже начинает появляться лепет более сложный, когда ребенок соединяет разные слоги, — например, "да-га-ба-па". К году это, как правило, приводит к тому, что из слогов складываются первые слова», — пояснила Анастасия Новоселова.
Сколько слов ребенок должен знать в год
Распространен миф о том, что в год в словарном запасе ребенка должно быть 10 слов. На самом деле это не так, пояснила Анастасия Новоселова. Оценивать речь необходимо в комплексе общего развития: даже если к году не произнесено пока ни одного слова, нельзя однозначно говорить о речевой задержке.
«Хорошо, если в год ребенок осознанно произносит одно-два слова. Но даже если и их нет, а при этом есть хорошая невербальная коммуникация — например, указательный жест, понимание простых просьб, отклик на имя, то в целом его речевое развитие считается нормальным», — пояснила невролог.
Ожидать первые слова при нормальном речевом развитии можно до 15 месяцев, а уже к 24 месяцам в словарном запасе большинства детей есть около 50 слов.
«Чаще всего это какие-то простые глаголы, обращения "папа-мама", "баба-деда", могут быть звукоподражания животным. Детей чаще всего учат именно этим словам», — пояснила Новоселова.
Занятия для развития речи
Для более активного развития речи родителям важно дома самим заниматься с ребенком, пояснила «Ленте.ру» логопед и нейродефектолог Марина Сорокун. Она привела в пример ряд упражнений, которые ребенок будет выполнять легко и с удовольствием, при этом пользы от них масса.
1/1Фото: Dusan Petkovic / Shutterstock / Fotodom
Упражнения для развития речи от 6 месяцев до 1,5 года
Как цокает лошадка. Покажите ребенку, как цокать языком, расскажите, что так делает лошадка, — и цокайте вместе около 30 секунд, повторяйте несколько подходов. Это упражнение укрепляет мышцы языка.
Звукоподражания. «Имитируйте голоса животных во время игр с фигурками: "Корова говорит му-у-у!", "Собачка — гав-гав!" Побуждайте ребенка повторять звуки. При "кормлении" игрушек используйте слова "ам!", "ням-ням" — это формирует связь между действием и словом», — отметила Сорокун.
Дуем на вертушку. Для этого упражнения надо приобрести специальную вертушку из фольги, которая крутится на ветру. Предложите ребенку подуть на нее так, чтобы она начала двигаться. Это упражнение не только развеселит, но и научит ребенка долгому выдоху, что важно для развития речи.
Ритуалы с жестами. Сопровождайте повседневные действия словами и жестами: машите рукой — «Пока-пока!», хлопайте в ладоши — «Ура!». Предлагайте ребенку повторить жест, затем добавляйте слово.
«Покажи, где...» Разложите три знакомых предмета (например, мяч, игрушку и чашку). Спрашивайте: «Где мяч?» При правильном указании восторженно подтверждайте: «Да, это мяч!»
Танцы. Речь неотделима от чувства ритма и слуха — развивать их можно в том числе в танцах дома. Можно просто включить задорную музыку и от души потанцевать с ребенком, а можно попросить его хлопать в ладоши, повторяя за вами.
Развитие речи в 1,5-3 года: первые фразы
Нормы развития
До двух лет ребенок набирает словарный запас.
Два года — важный речевой период: появление первых фраз из двух слов
К этому возрасту словарный запас может быть и шире — от 50 слов и больше. А к 2,5 года уже появляются простые предложения из трех слов.
Далее речь становится лишь более развернутой, появляются сложные грамматические конструкции, пояснила невролог.
«В целом к школе, к семи-восьми годам, ребенок уже начинает общаться как взрослый и просто расширяет свой лексикон. Причем это может происходить абсолютно всю жизнь», — отметила Анастасия Новоселова.
Путей для расширения словарного запаса множество — от чтения книг до изучения каких-то областей науки, просмотра фильмов, лекций, мастер-классов или просто общения с разными людьми.
Упражнения для развития речи
В этом возрасте родители могут тренировать вместе с ребенком первые фразы. Важно делать это мягко и ненавязчиво и ни в коем случае не кричать на сына или дочь, не ругать, если что-то не получается. При этом также важно продолжать делать артикуляционные упражнения на развитие речевого аппарата.
Артикуляционные упражнения
Такие упражнения можно начинать делать с двух лет. Уделить этому можно всего три-пять минут — например, утром после завтрака. Важно, чтобы ребенок был сыт, здоров и в хорошем расположении духа, тогда занятия будут эффективнее. И, конечно, не стоит злиться и нервничать, если «ученик» вдруг начал баловаться, просто попробуйте еще раз чуть позже. А если он все делает правильно, наоборот, поощрите его бурной положительной реакцией — например, «Ты такой молодец! Ну такой умница! Так все правильно делаешь!».
Марина Сорокун предложила читателям «Ленты.ру» простые артикуляционные упражнения, с которыми может справиться любой здоровый ребенок.
«Блинчик». Ребенок кладет расслабленный язык на нижнюю губу и удерживает пять секунд. Упражнение готовит артикуляционный аппарат к звукам [С], [З], [Ш].
«Качели». Поднимать и опускать кончик языка, дотрагиваясь до верхних и нижних зубов. Развивает подвижность языка для звуков [Л], [Р].
«Хоботок-улыбка». Попеременно вытягивать губы трубочкой («Хоботок слона»), затем растягивать в улыбке («Лягушка»). Улучшает подвижность губ для гласных [У], [О], [И].
«Попади шариком в ворота». Скатайте из ваты шарик, поставьте на столе два любых предмета на небольшом расстоянии друг от друга. Задача ребенка — дуть на шарик так, чтобы попасть в «ворота». Это также тренирует силу и продолжительность выдоха.
«Бегемотик». Пусть ребенок открывает рот настолько широко, насколько может, — как бегемотик, который зевает. Это упражнение на растяжку мышц челюсти, подвижность которой очень важна для правильной артикуляции.
«Вкусное варенье». Попросите ребенка сделать язык пошире и облизать им верхнюю губу — сначала слева направо, потом справа налево, так, будто он слизывает варенье. Это укрепляет мышцы языка и готовит его к произнесению звуков [Л], [Ж] и [Ш].
«Упражнения лишь инструмент. Если через один-два месяца систематических занятий прогресса нет, обратитесь к специалисту. Чем раньше выявить причину задержки (например, снижение слуха или дизартрию), тем эффективнее коррекция», — посоветовала логопед.
1/1Фото: Kraig Scarbinsky / Getty Images
Упражнения на тренировку фраз
«Дополни фразу». Начинайте предложение, предлагая закончить: «Это большой... (мяч)», «Мишка хочет... (спать)». «Используйте паузу в пять секунд — это стимулирует речевую инициативу у ребенка», — отметила логопед.
Игра в «незнайку». Намеренно ошибайтесь: надевайте ботинок на руку со словами «Это шапка?». Ребенок будет смеяться и кричать: «Нет, это ботинок!», а затем начнет в быту практиковать двух-трехсловные конструкции. Также важно задавать ребенку простые вопросы, на которые он может отвечать. Начинать можно с конструкций с ограниченным выбором — например, «Что ты хочешь на завтрак: кашу или омлет?», «Что возьмем на прогулку: машинки или мелки?».
Сюжетные комиксы. Найдите в книге или нарисуйте сами три картинки: «Мальчик спит» — «Мальчик ест» — «Мальчик играет». Описывайте каждую: «Ваня спит. Теперь Ваня... (кушает)». Просите у ребенка показать действие и назвать его.
Как научить ребенка говорить: советы родителям
Следите за здоровьем ребенка и атмосферой дома
Для формирования речи, по словам доктора Анастасии Новоселовой, у ребенка должны быть в норме:
зрение и слух;
моторика и равновесие;
невербальная коммуникация;
социальное взаимодействие;
речевые центры мозга.
Для формирования речи необходима благоприятная речевая среда — та, где с ребенком общается включенный и эмоционально отзывчивый взрослый
«Речь — это не просто развитие звуков, это формирование внутреннего "я", способного выразить чувства, желания и потребности. Именно поэтому ключевым условием становления речи становится теплое, уважительное отношение к ребенку как к полноценной личности. И чем больше в этом процессе будет любви, терпения и живого интереса — тем крепче будет его внутренняя опора», — дополнила психолог Ника Болзан.
1/1Фото: Dusan Petkovic / Shutterstock / Fotodom
Дозируйте нагрузку
«Прекращайте занятие при первых признаках усталости ребенка, например, если он отворачивается или капризничает», — отметила в беседе с «Лентой.ру» логопед, нейродефектолог Марина Сорокун.
Внедряйте упражнения в быт
Старайтесь связывать упражнения с бытом . Например, упражняйте звуки во время прогулки: «Как сссвистит ссвистулька?», «Как тррррррещит трррррещотка?», «Как воооооооооет вееееетер?»
Поощряйте за старания
Поддерживайте ребенка, даже если вместо «ложка» получилось «лотька». Аккуратно исправляйте и всегда хвалите за старания.
Не торопитесь
После нескольких занятий трехлетка точно не сможет произносить речи с многосоставными конструкциями со множеством оборотов. Не усердствуйте с заданиями на сложные звуки — например, [Р] и [Л] в норме вообще появляются только к пяти годам, пояснила Сорокун.
Зачастую уставшим родителям проще включить ребенку мультики, чтобы отдохнуть хотя бы час-два в день. Но на деле это вредно, особенно детям в возрасте до двух лет. Все международные организации, связанные с детьми и их развитием, отметила Анастасия Новоселова, дают примерно одинаковые цифры:
для детей от 0 до 2 лет — любое экранное время крайне не рекомендуется. То есть все мультфильмы, игры с планшетом или смартфоном — табу;
c 2 до 5 лет — не более одного часа и желательно в присутствии взрослого, который обсуждает с ребенком то, что происходит на экране. Вдобавок контент все-таки лучше выбирать образовательный, поучительный, с соответствующей возрасту маркировкой.
«Большее, чем разрешено по возрасту, количество экранного времени действительно может негативно влиять на речевое развитие, особенно если ребенок изначально в группе риска по развитию речевых нарушений из-за особенностей беременности, родов, раннего развития. И это обязательно нужно учитывать. Все-таки ребенку нужно общение с людьми, а не с экраном», — отметила Анастасия Новоселова.
К тому же частое сидение за экранами ограничивает моторику, познание мира с помощью ощущений, наблюдение за живыми людьми, что тоже очень важно и для речи, и для общего развития.
Вред мультиков: исследования ученых
Ученые доказали, что чрезмерное экранное время у детей в возрасте от года до трех лет значительно повышает риск задержки речевого развития. Особенно уязвимы малыши, которые проводят перед экраном более двух часов в день — у них наблюдаются трудности в понимании речи, небольшой словарный запас и снижение инициативы в диалоге. Эти данные подтверждает и другое исследование, в котором было проанализировано речевое развитие более 30 тысяч детей: авторы также зафиксировали связь между длительным экранным временем и снижением языковых навыков.
«При этом регулярное чтение вслух взрослыми может смягчать негативное влияние гаджетов на речевое развитие ребенка, поддерживая уровень его психологического благополучия», — объяснила Ника Болзан.
Следите за фоновым шумом
Бывает, что взрослые принципиально не включают мультики ребенку, но сами в большом количестве смотрят фильмы и сериалы — ставят их фоном, чтобы было не так скучно. Но фоновый шум от телевизора также может перегружать сенсорные системы ребенка и расходовать их ресурс не на то, что нужно, отметила невролог.
«На фоне телевизора услышать людей уже гораздо сложнее, а постоянный фоновый шум мешает обрабатывать информацию и сосредотачиваться. Мозгу важно быть в тишине, чтобы "укладывать" информацию и развиваться», — уточнила Новоселова.
Читайте ребенку сами
1/1Фото: Kleber Cordeiro / Shutterstock / Fotodom
Родители, стремясь минимизировать количество мультиков, включают детям аудиосказки. Сейчас с наличием цифровых колонок почти в каждом доме сделать это проще, чем взять в руки книгу и почитать ребенку самому. Но, пояснила невролог Новоселова, аудиосказка никогда не заменит чтение сказки родителем по нескольким причинам.
Люди склонны среди всех звуковых потоков вычленять знакомые голоса, и, если знакомый голос говорит что-то, это для нас более значимо. Поэтому, когда мама или папа читают книгу, ребенок внимает словам и смыслу гораздо больше.
В отличие от аудиосказки, человек во время чтения, кроме произношения слов, дает еще и много невербальных сигналов, может показать картинки (что важно для ребенка, ведь он мыслит наглядно), эмоционально окрашивает рассказ, может отреагировать на интерес ребенка (например, когда тот тычет пальчиком и вопросительно смотрит на взрослого, чтобы узнать, что это). Это очень полезно для речи.
Книги бывают разные — и есть те, что можно трогать, ощущать разные поверхности: пушистые, шуршащие, ребристые, гладкие, холодные и теплые. Ощущения тоже вносят свой вклад в развитие ребенка.
Когда нужна помощь специалистов
Родителям важно ориентироваться на речевые нормы и, если ребенок однозначно отстает от них, обращаться к неврологу за диагностикой, пояснила Анастасия Новоселова.
Что еще может мешать ребенку заговорить?
Причины, которые тормозят развитие речи, могут быть разными — от особенностей нейрофизиологического развития до недостатка речевого и эмоционального взаимодействия в семейной среде. Один из критически важных факторов — качество эмоционального контакта со взрослыми. Наличия фоновых звуков недостаточно, необходимо живое взаимодействие, взгляд, реакция, паузы, вовлеченность, отметила психолог Ника Болзан.
«На формирование речевого поведения влияет и детский опыт самих родителей. Люди, выросшие в эмоционально холодной или критичной среде, могут неосознанно передавать ребенку модели избегания, подавления эмоций и невербального молчания. Такие сценарии часто формируют заниженную психологическую готовность к открытому диалогу и выражению чувств», — пояснила специалист.
Родителю важно самому проработать свои детские травмы и стараться с самого рождения ребенка воспитывать его в атмосфере тепла, принятия, открытости и тактильности. Например, зачастую эмоционально холодные родители предоставляют детей самим себе, не видят смысла с ними разговаривать: ведь полноценных ответов такие собеседники дать не могут. Однако это принципиально неверный подход: разговаривайте с ребенком с самого рождения, улыбайтесь ему, поддерживайте эмоциональный и тактильный контакт. В таком случае речевое развитие будет идти по всем нормам, если нет физиологических и психических нарушений.
«Если это сложности с лепетом, гулением, первыми словами и при этом нет проблем с моторикой и невербальной коммуникацией, то деткам до двух лет могут помочь педагоги по раннему развитию, после двух лет — логопеды», — посоветовала врач.
1/1Фото: Phynart Studio / Getty Images Критические маркеры по возрастам
По словам Марины Сорокун, есть признаки, по которым можно заподозрить нейроотличие ребенка или задержку речевого развития.
отсутствие лепета («ба-ба», «гу-гу») к девяти месяцам;
отсутствие реакции на имя к 10 месяцам;
отсутствие указательного жеста пальцем к 12 месяцам;
отсутствие осмысленных слов («мама», «дай») к 15 месяцам;
непонимание простых инструкций («Дай мяч») к 18 месяцам.
ребенок не строит фразы из двух слов («Хочу пить») к 2,5 года;
активный словарь значительно меньше 50 слов к двум годам;
постоянное использование слов, которые ребенок придумывает сам;
не пытается повторять слова за взрослыми;
отсутствие простых вопросов («Где?», «Что?»).
речь неразборчива для посторонних в три года;
стойкие грамматические ошибки («Я пошел» вместо «Я пошла») после четырех лет;
неспособность составить предложение из четырех слов к 3,5 года;
трудности с запоминанием простых стихотворений к четырем годам;
замена или пропуск слогов (например, «макароны» → «маконы»).
неумение пересказать короткий рассказ;
постоянные ошибки в согласовании слов («пять карандашов»);
неспособность ответить на вопросы по сюжету сказки;
трудности с фонематическим анализом («Какая первая буква в слове "шар"?»);
пропуск или замена букв в письме в подготовительной группе.
ребенок перестал использовать ранее приобретенные слова;
ребенок беспричинно начал говорить хуже;
отмечаются ритуальные движения во время речи (например, помахивания руками, как крылышками);
речь сопровождается судорогами мышц лица;
появились «запинки» в речи.
Лучше всегда обсуждать задержку речевых навыков с врачом, он направит по нужному пути. При этом пить таблетки, например разного рода ноотропы, не имеет никакого смысла, считает собеседница «Ленты.ру».
Также обращаться к специалисту стоит, если в речи ребенка вдруг произошел откат. Например, если кроха знал и произносил определенный набор слов, но вдруг перестал; если понимал речь, а теперь не реагирует на нее.
«Если родитель беспокоится и не уверен, что развитие ребенка идет так, как надо, тоже стоит обратиться к врачу. Лучше прийти и уточнить все свои вопросы, обсудить переживания, чем упускать время», — заключила Новоселова.