Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР) переживают самый настоящий гуманитарный кризис из-за острого дефицита воды. Водная блокада со стороны Вооруженных сил Украины (ВСУ) в сочетании с аномальной жарой и коллапсом изношенной инфраструктуры времен СССР негативно сказались на водоснабжении сельскохозяйственных и промышленных предприятий и сотен тысяч жителей Донбасса. Сейчас в большинство жилых домов вода подается раз в три дня и всего на несколько часов. О причинах водного кризиса, о том, как люди месяцами живут без нормального водоснабжения и какие меры принимают власти для исправления ситуации, — в материале «Ленты.ру».
В Донецке график подачи воды был введен вскоре после начала боевых действий в 2022 году. Он всегда доставлял неудобство горожанам, но в последние месяцы воды перестало хватать даже для минимальных бытовых нужд.
Сейчас вода в квартиры поступает раз в три дня, как правило, вечером — с 17:00 до 21:00. При этом на верхних этажах напора не хватает даже для мытья рук, а запустить стиральную машину или принять душ и вовсе невозможно.
Похожая ситуация и в других населенных пунктах Донбасса: Мариуполь, Горловка, Дебальцево, Енакиево, а также, правда в меньшей степени, — в Луганске и Алчевске.
Дефицит воды также осложнил жизнь энергетикам. Если уровень водохранилищ, питающих ТЭС, опустится ниже критической отметки, могут начаться перебои с генерацией.
Власти вынуждены сокращать подачу воды потребителям. Жители Донецка в соцсетях рассказывают, что особенно тяжело приходится больницам: многие туалеты закрыты, а воды нет даже в отделениях с лежачими больными. В школах во время учебного года в уборных воды также не было.
Вооруженные силы Украины перекрыли канал Северский Донец — Донбасс более трех лет назад. Он начинается в районе Славянска, на подконтрольной Украине территории.
Весной 2023 года в регионе был введен в эксплуатацию новый водовод «Дон — Донбасс». Однако он так и не вышел на проектную мощность и работает нестабильно — обстрелы со стороны ВСУ приводят к перебоям, а на отдельных участках случаются прорывы.
Летом ситуация только ухудшилась — к хроническому дефициту воды добавилась еще и засуха.
Корреспондент «Ленты.ру» в начале июля лично убедился в масштабах проблемы: уровень воды в Зуевском водохранилище на реке Крынке упал на несколько метров по сравнению с весной. На обнажившихся участках — заболоченные отмели, высохшая растительность и мертвая рыба.
Дополнительные проблемы создает изношенная инфраструктура: значительная часть трубопроводов не ремонтировалась с 1990-х годов, на отдельных участках потери воды из-за прорывов достигают 60 процентов.
Все это вынудило власти увеличить поставки разливной воды. Но теперь перебои начались и с ней.
Вода, поступающая в жилые дома в ДНР, не считается питьевой — она годится только для технических и бытовых нужд. Из-за этого спрос на бутилированную и разливную воду в магазинах региона вырос многократно.
Формально дефицита на прилавках нет, по крайней мере при цене от 10-15 рублей за литр и выше. Но социально незащищенным группам населения, особенно инвалидам и пенсионерам, такая вода не по карману.
Но к концу лета и здесь начались трудности. Во-первых, даже с учетом помощи из других регионов водовозов все еще не хватает. В проблемных районах к ним выстраиваются большие очереди. Одна бочка обслуживает сразу несколько кварталов, воду привозят редко, и она заканчивается быстро.
По словам Виктории Федотовой, руководителя гуманитарного отдела проекта «Общество. Будущее», сложнее всего приходится жителям небольших поселков в окрестностях Донецка, например в Каменке. Туда водопроводная вода не поступает вовсе. «У некоторых жителей есть старые скважины, но вода уходит и оттуда. Тяжелее всего приходится старикам, которые не могут каждый день ездить в город за водой на автобусах. Но воды в село привозят мало», — рассказала она.
«Социальная цена» — не более 3,5 рубля за литр — помогает малоимущим пережить водную блокаду без серьезного удара по бюджету. Но часть предпринимателей свернула поставки по этой цене, и купить воду стало сложнее.
«Кто-то снизил, кто-то нет, а кто-то закрыл киоски. Это недопустимо в нашей ситуации (...). Мы рассматриваем вопрос о субсидировании предпринимателей», — заявил глава правительства ДНР Андрей Чертков.
По словам главы ДНР Дениса Пушилина, полностью решить проблему можно будет только после капитального ремонта канала Северский Донец — Донбасс и освобождения Славянска. Но пока позиции российских войск находятся в 22 километрах от города.
Строительство водовода «Дон — Донбасс» помогло избежать гуманитарной катастрофы, но он способен обеспечить лишь около половины потребностей региона. Поэтому власти принимают дополнительные меры: увеличивают количество аварийных бригад, расчищают русла рек, углубляют дно водохранилищ и строят новые водоводы.
Один из таких объектов соединит Павлопольское и Старокрымское водохранилища, снабжающие юго-западные районы ДНР. Как рассказал Илья Серебряков, руководитель обособленного подразделения «Мариуполь» Фонда развития территорий (ФРТ), это одна из приоритетных задач федеральных и региональных властей.
По его словам, задачу провести пуск водовода до Нового года поставил вице-премьер Марат Хуснуллин во время рабочей поездки в ДНР. Планируемый объем — 90 тысяч кубометров воды в сутки. На 7 августа построено свыше 7 километров из 16,5.
«ДНР готовится к зиме. Понятно, что нестабильная подача ведет к проблемам на сетях, например гидроударам. Но эти сети не менялись со времен СССР. Мы их тоже обновляем максимально быстро», — отметил Серебряков.
Сейчас ФРТ ремонтирует два магистральных водовода на Старокрымской фильтровальной станции, которая напрямую снабжает Мариуполь. Первый объект планируют закончить в октябре, второй — в ноябре. Это сократит потери на 14-15 процентов.