Из жизни
18:55, 4 августа 2025

Приметы в августе: на погоду, на урожай, на каждый день. Народный календарь

Екатерина Шатская (внештатный автор)
Фото: With love of photography / Getty Images

Август — время первых урожаев, жатвы и подготовки к осени. Наши предки внимательно следили за природными знаками: по поведению птиц, направлению ветра и облакам предсказывали погоду на месяцы вперед, по приметам судили, будет ли зима морозной, а осень — дождливой. Какие народные поверья сохранились до наших дней и какие праздники отмечают в августе — в материале «Ленты.ру».

Приметы на весь август

В августе лето начинается клониться к осени — это месяц урожайной щедрости и аграрного труда, связанного с жатвой. В старину его называли по-разному, отражая главные заботы крестьян.

Но уже к XVIII веку многие старинные названия забылись, уступив место названию «август», данному в честь римского императора Октавиана Августа.

Пословицы и поговорки об августе

Приметы о погоде

Приметы о природе

Приметы про животных

Народный календарь: приметы на каждый день августа

1 августа — Макридин день

В старину этот день называли Макрида — по имени святой Макриды, или Макрины Каппадокийской. Считалось, что она задает погоду всей осени: если день дождливый, то и осень будет мокрой, а если сухой — жди засухи. Также верили, что дождь 1 августа предвещает неурожай орехов, но хороший урожай ржи в следующем году.

2 августа — Ильин день

Один из самых почитаемых праздников в народном календаре. В этот день чествовали пророка Илию, который, по поверьям, управлял грозами и дождями. После Ильина дня запрещалось купаться: считалось, что вода становится холодной, потому что «Илья бросил в нее лед». Также завершали сенокос и начинали жатву.

3 августа — Онуфрий Молчаливый

День назван в честь святого Онуфрия, почитаемого как защитник от несчастий. В народе верили, что в этот день лучше меньше говорить, чтобы не навлечь беду.

4 августа — Мария Магдалина

Крестьяне называли этот день «Марья — выдача росы», так как обильная роса, по поверью, предвещала плохой урожай льна. Также верили, что если утро начинается с грозы, то и вечером будет гроза. В этот день в поле никто не работал — считалось, что можно пострадать от молнии, вместо этого собирали черную и красную смородину.

5 августа — Трофим Бессонник

День памяти святых Трофима, Феофила и с ними 13 мучеников. Название «бессонник» связано с тем, что ночи становились короче, а работы в поле — больше. С этого дня начинали сбор урожая малины и калины.

6 августа — Борис и Глеб

День памяти первых русских святых — князей Бориса и Глеба. В народе его называли «Борис и Глеб — поспел хлеб», так как к этому времени начиналась жатва. Считалось, что работать в поле нужно особенно усердно, но при этом опасались грозы, которая могла спалить сено.

7 августа — Анна Летняя

День святой Анны, матери Богородицы, в народе называли «Анна-холодница», так как с этого дня начинали предсказывать, какой будет зима. Также к этому дню поспевал первый картофель.

8 августа — Ермолаев день

День памяти святого Ермолая Никомидийского, одного из первых христианских проповедников. Начинали собирать первые яблоки (но есть их еще было нельзя — ждали Яблочного Спаса) и ранний картофель. Травники в этот день отправлялись за целебными растениями — считалось, что к Ермолаю травы набирают особую силу. В лесах появлялись первые грибы.

9 августа — Пантелеймон Целитель

Святой Пантелеймон — покровитель врачей и травников. В этот день собирали лекарственные травы, которые, по поверьям, обладали особой силой. Также следили за капустой — начинала завиваться в кочаны.

10 августа — Прохоры-Пармены

День памяти первых христианских диаконов Прохора и Пармена. На Руси считалось, что в этот день нельзя ничего менять и продавать: «что выменяешь, то сломается или пропадет». Особо почитали кузнецов, чье мастерство считалось почти волшебным.

11 августа — Калинник

День памяти святого мученика Каллиника Киликийского. К этому времени поспевала калина — символ девичьей судьбы. Из нее пекли пироги с медом и калиной, варили кисели и мармелад. Если в этот день не было заморозков — их не ждали до 5 сентября.

12 августа — Сила и Силуан

День почитания апостолов Силы и Силуана — учеников святого Павла. На Руси верили, что в этот день земля наполняется особой силой: «На Силу от земли силу берут». Главной заботой крестьян была озимая рожь — к этому времени она наливалась зерном и клонилась к земле.

13 августа — Евдокимово заговенье

День памяти праведного Евдокима Каппадокиянина, покровителя семейного очага. В канун Успенского поста хозяйки пекли особые «охранные» блины, часть клали в углы дома — как оберег от нечисти, часть съедали, обходя хозяйство для прибыли. Собранные в этот день ягоды черемухи считались лучшим лекарством от желудочных болезней. Особое внимание уделяли бороне — ее «заговаривали», чтобы в поле у нее не ломались зубья: «Не заговоришь борону — коню не угодишь».

14 августа — Медовый Спас

Первый из трех Спасов — праздник сбора меда. Пасечники начинали выкачивать соты, а мед освящали в церкви, после чего его можно было есть. Также в этот день купали скот в последний раз и освящали колодцы.

15 августа — Степан Сеновал

День памяти первого христианского мученика Стефана (Степана), в народе прозванного Сеновалом, — к этому времени завершали сенокос. В этот день плели особый венок из 12 луговых трав, который вешали в красном углу как оберег от болезней до следующей весны. Лошадей поили «через серебро» — бросали монету в родник. Затем поили животных из шапки с другой монетой, которую потом прятали в конюшне: верили, что это обеспечит коням здоровье и послушание.

16 августа — Антон Вихровей

День памяти преподобного Антония Римлянина, который, по преданию, приплыл в Россию из Италии на камне. В народе этот день прозвали Вихровеем. Смельчаки, взяв в руки голову петуха, выходили на перекрестки «допрашивать вихри» о будущей зиме: для этого втыкали в смерч нож. Впрочем, за ветром наблюдали и просто так, без обрядов: если закручивались вихри, ждали снежной зимы. Пыльная буря предвещала богатый урожай хлеба.

17 августа — Авдотья Сеногнойка

День памяти святой мученицы Евдокии, получившей в народе такие названия: Малиновка — к этому времени в лесах поспевала дикая малина; Огуречница — последний день сбора огурцов; Сеногнойка — частые дожди грозили испортить неубранное сено. Хозяйки спешили убрать огуречные грядки, засолить последние огурцы с молодым чесноком и луком, пока не переросли. Если день выдавался дождливым, ждали сырой осени, а ястреб, кружащий в небе, предвещал ясные дни.

18 августа — Евстигней Житник

День памяти святого Евсигния Антиохийского, в народе прозванного Житником, — к этому времени шла жатва хлебов. Крестьяне искали «житную матку» — стебель с 12 колосьями, его хранили до весны как оберег для будущего урожая. По старому обычаю выходили в поле на закате и кричали во всю глотку: далекое эхо предвещало ясную погоду, близкое сулило дожди.

19 августа — Яблочный Спас

Важный праздник урожая. На второй Спас освящали яблоки, груши и другие плоды, которые до этого есть не разрешалось. Считалось, что после Спаса ночи становятся холоднее, а лето окончательно уступает место осени.

20 августа — Марины-Пимены

Праздник двух святых: преподобного Пимена Многоболезненного и мученика Марина Кесарийского. В этот день наблюдали за аистами: если они начинали готовиться к отлету, осень ожидали холодную. Также замечали, как ведут себя муравьи: если прячутся в муравейники, скоро будет ненастье.

21 августа — Мирон Ветрогон

Мирон Критский был известен своей необыкновенной добротой — по преданию, он даже помог ворам унести украденное у него зерно, чем обратил их к праведной жизни. На Руси этот день прозвали Ветрогоном — часто поднимались сильные ветры, гонявшие пыль по дорогам. В лесу поспевала брусника и появлялись первые опята, а хозяйки собирали ежевику для целебных варений и ароматных чаев из листьев.

22 августа — Матфей Змеесос

День памяти апостола Матфия, избранного по жребию вместо Иуды Искариота. В народе святой получил пугающее прозвище Змеесос — верили, что в этот день змеи присасываются к коровьему вымени, лишая скотину молока. Вода в реках и озерах к этому дню уже заметно остывала, а отсутствие росы по утрам предвещало скорый дождь.

23 августа — Лаврентьев день

День святого Лаврентия, которого считали защитником от пожаров. В этот день наблюдали за водой: если она была спокойной, осень обещала быть тихой, а зима — без метелей.

24 августа — Евпатий Коловрат

День памяти архидиакона Евпла, проповедовавшего с Евангелием в руках даже во время казни. Этот день связан и с именем русского былинного богатыря Евпатия Коловрата. На Руси этот день окутан мистическими преданиями: верили, что по болотам бродит призрачный белый конь, ищущий своего погибшего хозяина-всадника. Ночью на кладбищах появлялись блуждающие огни, считавшиеся душами неупокоенных умерших. «На Евпла не пей — покойники накажут», — предостерегали старики, запрещая в этот день хмельные напитки. Зато ночная роса приобретала особую целебную силу, ее собирали для лечения болезней.

25 августа — Фотий Поветенный

День памяти мучеников Аникиты и Фотия, выдержавших страшные пытки и брошенных в печь, но чудом уцелевших. В этот день наводили порядок на поветях, то есть на хозяйственных чердаках, где хранились сохи, бороны и упряжь. Утренний иней сулил хороший урожай озимых, а дождливая погода предвещала короткое бабье лето.

26 августа — Тихон Страстной

День памяти святителя Тихона Задонского, великого духовного просветителя XVIII века, особо почитаемого за помощь в избавлении от уныния. В народе праздник соединился с почитанием Страстной иконы Божией Матери: с ней обходили дом, защищая жилище от дурного глаза.

27 августа — Михей Тиховей

День памяти ветхозаветного пророка Михея в народе назван Тиховеем. По погоде этого дня судили о предстоящей осени. С этого дня начинался мясоед, потому что заканчивался строгий Успенский пост и начинался срок сватанья перед осенней свадебной порой.

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

Великий праздник, посвященный окончанию земной жизни Богородицы. В народе праздник называли Дожинком — к этому дню завершали жатву, оставляя на поле последние колосья. Из них плели обрядовый сноп с хлебом внутри, вокруг которого гадали на будущее, бросая серпы через голову. Также в этот день «завивали бороду» — оставляли на поле несжатые колосья, чтобы обеспечить урожай на следующий год.

29 августа — Ореховый Спас

Праздник в честь нерукотворного образа Христа — льняного плата с отпечатком лика Спасителя, привезенного из Едессы в Константинополь. Последний Спас августа — праздник урожая орехов и хлеба. Особое значение придавали орехам, их использовали для гаданий и лечения. Найденный двойной орех хранили как талисман, а первый собранный орех съедали с особым заговором на здоровье. В этот день чистили колодцы, освящали новые холсты и начинали готовиться к осенним ярмаркам.

30 августа — Мирон Ветрогон

Считалось, что в этот день ветры прогоняют лето. Начинали готовиться к осени: утепляли дом, проверяли запасы.

31 августа — Флор и Лавр

Флор и Лавр — покровители лошадей. В этот день животных не использовали для работы, кормили досыта и даже купали. Считалось, что это убережет их от болезней.

Народные приметы: зачем они в современности

В беседе с «Лентой.ру» культуролог Кристина Афанасьева пояснила, что народные приметы — это не прогноз погоды в современном понимании, а уникальный сплав многовекового опыта, поэтического мировосприятия и практической смекалки. «Их ценность — не в абсолютной точности (которая действительно варьируется в зависимости от региона и изменений климата), а в том, как они демонстрируют глубину связи человека с природными циклами», — говорит эксперт.

По словам Афанасьевой, стоит различать два вида примет:

Современному человеку эти знания полезны как:

«В эпоху цифровизации приметы превращаются в мостик между человеком и природой. Разгадывая их логику, мы не столько предсказываем погоду, сколько учимся видеть мир в его взаимосвязях, а этот навык актуален для любой эпохи», — подвела итог культуролог.

< Назад в рубрику