Развивающие игры особенно важны для детей от четырех до шести лет: они помогают стимулировать активное развитие мозга и когнитивных функций ребенка еще до начала школьных занятий, установили ученые. «Лента.ру» публикует подборку игр и занятий с детьми четырех, пяти и шести лет, а также рекомендации и советы родителям.
Особенности игр для дошкольников
Дети 4-6 лет — это дошкольники. Они активно развиваются и физически, и интеллектуально и, конечно, много играют.
«Игры помогают развивать креативность, воображение, а также когнитивные и социальные навыки. Они способствуют физической активности и укрепляют эмоциональную сферу ребенка. Игры с родителями выполняют ключевую роль в формировании положительного восприятия мира и установлении доверительных отношений, что повышает уровень психологического благополучия детей», — подчеркнула в беседе с «Лентой.ру» психолог, эксперт-практик Ника Болзан.
Важно разделять игры и развивающие занятия даже внутри этого возрастного промежутка, потому что четырехлетки часто — это еще не очень хорошо говорящие детсадовцы, а шестилетки — завтрашние первоклассники, готовые к школьной системе и ответственности.
Развивающие игры для детей 4 лет
В период четырех лет ребенок начинает активно развивать координацию движений и произвольное внимание — способность осознанно направлять свое внимание на объект и удерживать концентрацию.
В этом возрасте дети лучше воспринимают информацию через практику, действие и телесное взаимодействие. Игра должна быть насыщенной, включать динамичные задания с яркими элементами, стимулирующими мелкую моторику и воображение.

Фото: 10'000 Hours / Getty Images
Четыре года — это возраст активного развития речи, воображения и начала осознанного общения. В этот период мозг ребенка особенно восприимчив к ролевым играм, добавил в разговоре с «Лентой.ру» психиатр, врач высшей категории, член Российского общества психиатров Антон Шестаков.
В 4 года дети начинают понимать правила, но еще не могут их строго соблюдать. Важно не давить на результат, а поддерживать интерес к процессу
Игры на мелкую моторику и логику
Для детей четырех лет подойдут игры, развивающие мелкую моторику и сенсорное восприятие. Это, например:
- простые конструкторы с крупными деталями;
- пазлы до 35 элементов;
- мозаика;
- сенсорные коробки — емкости, заполненные материалами разной формы, структуры, цвета и консистенции, например смесью круп, в том числе окрашенных в разные оттенки;
- сложные сортеры по цвету, форме, размеру;
- лото;
- домино с картинками;
- простые шашки.
Игры на развитие речи
Развитие речи — один из ключевых навыков в этом возрасте. Родителю особенно важно в этот период активно общаться с детьми, задавать им вопросы и самому развернуто отвечать на те, что заданы ребенком. Обогащать словарный запас ребенок может и в игре с взрослым.
«Кто кем был?»

Фото: shine.graphics / Shutterstock / Fotodom
В эту игру можно играть как дома, так и на улице. В домашних условиях можно показывать предметы, о которых идет речь, на карточках или в книге.
Как играть:
- Назовите ребенку несколько слов, обозначающих разные предметы, и спросите: как он думает, кем или чем они были раньше? Например, дерево было желудем, птица — яйцом.
- Помогите ребенку составить правильные ассоциации.
«На что похоже...»
Эта игра поможет ребенку разнообразить речь, сделать ее более богатой. А вдобавок поможет осознать свои эмоции и чувства.
Как играть
- Спросите у ребенка, на что похожи ощущения, которые он испытывает. Например: «На что похожа любовь?», «На что похожа злость?»
- Помогите ребенку составить образное, яркое описание. Например, злость похожа на ежика: она такая же колючая. Любовь похожа на солнце — она теплая и ласковая.
Сюжетно-ролевые игры

Фото: Oksana Kuzmina / Shutterstock / Fotodom
Дети в этом возрасте обожают подражать взрослым, поэтому начинают любить игры, имитирующие взрослую жизнь, — например, походы в офис, в магазин, к врачу. Такому возрасту подходят следующие игры:
- сюжетно-ролевые — с куклами (дочки-матери, «поход к врачу»);
- сюжетно-ролевые — с машинками (в парковку, в автомойку);
- в школу/детский сад;
- в магазин;
- отправляемся в поход — что взять с собой.
Такие игры в том числе довольно терапевтичны, отметил Шестаков. Например, играя в доктора, ребенок прорабатывает возможную «боязнь белого халата». Играя в дочки-матери — осознает и принимает социальные нормы. А при игре в магазин — учится общаться и считать.
Развивающие игры для детей 5 лет
В пять лет дети уже начинают осваивать более сложные формы игр. У них развивается умение ориентироваться в пространстве и времени. Актуальны будут игры на внимание, развитие памяти, небольшие головоломки, игры с правилами.
«Пятилетие — время развития логического мышления и усложнения социальных навыков. Ребенок уже может концентрироваться на задаче 10-15 минут, понимает причинно-следственные связи. Это идеальный возраст для введения игр с простыми правилами и элементами соревнования», — пояснил Шестаков.
В этот период важно поддерживать в ребенке уверенность в своих силах, чтобы способствовать развитию его психологической устойчивости
Игры на внимание

Фото: New Africa / Shutterstock / Fotodom
Для пятилетних актуальны игры, развивающие оперативную память, внимание, причинно-следственные связи. Вдобавок к тем, во что играл ваш ребенок в четыре года, это могут быть также:
- простые настольные игры с карточками — например, «Соображарий», «Черепашьи бега»;
- лабиринты;
- «Я смотрю и нахожу...» — поиск и называние разных предметов; особенно хорошо играть в дороге, когда можно обратить внимание на то, что за окном машины или поезда;
- простой маджонг — поиск парных картинок;
- поиск изображений по заданию в виммельбухах (это книги почти без текста, но с очень детализированными иллюстрациями, они тренируют словарный запас и внимательность);
- пазлы на 60-100 деталей;
- шашки;
- шахматы с упрощенными правилами.
Даже без специальных игрушек с ребенком в этом возрасте можно тренировать внимание. Например, с помощью таких игр:
«Что пропало?»
Как играть
- Положите на стол несколько предметов — это могут быть игрушки, фломастеры, наклейки. Для начала можно положить четыре-пять предметов.
- Предложите ребенку в течение минуты хорошо рассмотреть и запомнить их.
- Попросите ребенка закрыть глаза и уберите один предмет.
- Задача ребенка — определить, что пропало.
- С каждым разом можно увеличить количество предметов, а вместе с этим усложняйте задание.
Ассоциации

Фото: Ground Picture / Shutterstock / Fotodom
Как играть
- Загадайте простое понятие — например, яблоко.
- Предложите ребенку назвать ассоциации к этому слову. Например, сладкое, красное, растет на дерево, витаминное.
- В следующий раз можете сами перечислить ребенку ассоциации, а он пусть угадает, какое слово за ними скрывается. Например, бумажная, с картинками, со сказками — это книга.
Развивающие игры для детей 6 лет
«Для шестилетних детей игры становятся более коллективными. В этом возрасте дети могут уже осваивать довольно сложные игры с элементами стратегии, они осознают основные социальные нормы. Важное значение здесь имеет развитие коммуникативных навыков, поэтому игры, которые требуют взаимодействия с другими детьми, будут полезны», — пояснила Ника Болзан.
В предшкольный период, дополнил Антон Шестаков, формируется произвольное внимание и самоконтроль. Дети готовы к более сложным заданиям, требующим планирования и последовательности действий. Важно не перегружать, но и не недооценивать их возможности.
Для детей шести лет рекомендованы игры на развитие творческого мышления, самостоятельного планирования и воображения, пояснила Ника Болзан. Например:
- наборы для строительства из мелких деталей;
- наборы для творчества (лепка, простые картины по номерам);
- игры в театр с небольшими сценками;
- логические головоломки;
- обучающие квесты;
- простые настольные игры;
- шахматы с полными правилами;
- пазлы на 150+ деталей;
- слова — как классическая версия, так и с измененными правилами, например игра в синонимы или антонимы;
- мелкая мозаика.
В этом возрасте особенно хорошо играть с ребенком в игры, в которых сочетаются умственная и физическая активность. Например, «Правда или неправда».

Фото: Fh Photo / Shutterstock / Fotodom
Правда или неправда?
В эту игру особенно весело играть с большой компанией детей. Изначально ведущим может быть взрослый или старший ребенок из компании, а после игроки могут меняться ролями по очереди.
Как играть
- Ведущему нужно назвать какой-то простой факт — например, коровы умеют летать.
- Задача игроков — правильно отреагировать на сказанное. Если то, что сказал ведущий, неправда — затопать ногами, а если правда — хлопать в ладоши.
Универсальные игры для детей 4, 5 и 6 лет
Развивающие игры — это не только спокойные занятия дома за столом или в детской. Заниматься развитием логики и памяти ребенка можно и на улице, в ходе активных игр — например, в салочки или прятки. Такие игры подходят ребятам всех указанных возрастов — как 4-5, так и 6 лет.
«Съедобное — несъедобное»
Для этой игры нужен мяч, играть можно вдвоем и большими компаниями.

Фото: SerrNovik / Getty Images
Как играть
- Участники располагаются полукругом или строятся в ряд лицом к ведущему — лучше, чтобы для начала это был взрослый. Ведущий держит мяч в руках.
- Ведущий по очереди бросает мяч участникам, одновременно называя любой объект или предмет (например, яблоко, диван, конфета, карандаш). Называйте знакомые детям предметы, чтобы игроки смогли уловить и полностью осознать суть игры.
- Если называется съедобный предмет, ребенок должен поймать мяч.
- Если назван несъедобный предмет, мяч нужно отбить.
- Если игрок ошибся, он исполняет какое-нибудь задание (например, отжаться пять раз) или сам становится ведущим.
«Красный свет, зеленый свет»
Игра подходит минимум для трех игроков: чем больше, тем веселее.
Как играть
- Один из участников (взрослый или старший ребенок) назначается ведущим — «светофором». Остальные игроки размещаются на стартовой линии подальше от «светофора».
- «Светофор» поворачивается лицом к игрокам и громко произносит фразу: «Зеленый свет!». Все игроки начинают двигаться к нему, а «светофор» — медленно отворачиваться от них. Задача игроков — как можно ближе подойти к ведущему.
- Внезапно «светофор» произносит: «Красный свет!» — и быстро поворачивается лицом к игрокам. Те, кто продолжает двигаться, возвращаются на исходную точку. Задача — успеть осалить ведущего до того, как «светофор» объявит запрет движения.
- Первый игрок, успевший дотронуться до ведущего, становится новым «светофором», и игра возобновляется.
«Горячо — холодно»

Фото: Irene Miller / Shutterstock / Fotodom
Для этой игры понадобится любой предмет — игрушка, книга или даже камень необычной формы. Игроков — минимум двое.
Как играть
- Среди детей выберите одного игрока, которому предстоит искать спрятанный предмет.
- Другие участники заранее должны спрятать «сокровище» там, где водящий не видит. Когда все будет готово, предложите игроку начать поиски предмета.
- Игрок отправляется на поиски, пытаясь определить, куда могли спрятать предмет. А остальные помогают ему, давая подсказки определенными словами:
- «Холодно!» — если игрок ушел далеко от предмета.
- «Теплее!» — если игрок на верном пути.
- «Жарко!» — если игрок совсем близко к предмету.
- «Горячо!» — если игрок буквально возле спрятанного предмета.
- Когда водящий находит спрятанный предмет, он становится победившим и выбирает нового водящего.
Как выбрать развивающую игру для ребенка
«Главный принцип — наблюдать за ребенком. Если он легко отвлекается, начните с коротких игр. Если любит фантазировать — выбирайте ролевые игры. Застенчивому ребенку не нужно навязывать групповые активности — это может только усилить тревожность», — пояснил Антон Шестаков.
Не принуждать к активностям
Зачастую маленькие дети стесняются входить в большой коллектив и участвовать в командных играх. Не нужно стыдить за это своего ребенка — позиция «ну иди поиграй с ребятками, не позорь меня» может навредить психике малыша.

Фото: Anna Kraynova / Shutterstock / Fotodom
«Если ребенок стеснительный и не хочет участвовать в общих играх, не стоит настаивать на этом. Принуждение может вызвать у него дополнительные переживания и повредить его самооценке», — подтвердила Ника Болзан.
Заинтересовать ребенка
Согласно исследованию, игры имеют особое значение для развития детей младшего возраста, они стимулируют работу мозга, активное постижение когнитивных функций и социальных навыков.
Необходимо создать безопасную среду, где дети могут свободно исследовать мир через игру. Важно, чтобы игры способствовали развитию как индивидуальных, так и коллективных навыков, поддерживая внутреннее равновесие ребенка. Задача родителей — создать пространство для того, чтобы ребенок сам захотел общаться и развивать коммуникативные навыки
В какие игры ребенок может играть сам
«Самостоятельные игры (пазлы, конструкторы, рисование) развивают независимость и умение занимать себя. Это важные навыки для будущей учебы. Совместные игры с родителями учат взаимодействию, эмпатии и дают ребенку ощущение безопасности. Именно в таких играх формируется базовое доверие к миру», — пояснил Антон Шестаков.
По словам психиатра, идеальная пропорция такова: 70 процентов времени ребенок играет самостоятельно, 30 процентов — с взрослыми или другими детьми
Самостоятельные игры в 4 года

Фото: Sally Anscombe / Getty Images
Для четырехлетних детей возможны самостоятельные занятия с сенсорными и конструктивными материалами (пазлы, сортировка, мозаика), однако слишком длительное пребывание в одиночестве не рекомендовано — эмоциональный контакт с взрослым в этом возрасте очень важен, отметила Ника Болзан.
Самостоятельные игры в 5 лет
В пять лет ребенок способен участвовать в играх, где есть простые правила и пошаговые действия. Однако взрослый по-прежнему нужен для пояснений, моделирования поведения и поддержки. Это, например, настольные игры на два-три человека, игры с заданиями на логику, пространственное или ассоциативное мышление.
Самостоятельные игры в 6 лет
В 6 лет у ребенка уже формируется потребность в личном пространстве и способности к самостоятельному выбору игры, пояснила Ника Болзан. Он может сам планировать и реализовывать конструкторские проекты, участвовать в ролевых играх с элементами фантазии, а также осваивать более сложные настольные игры. Однако и здесь взрослый играет важную роль — как фасилитатор, наблюдатель и при необходимости участник игры.
Важные правила для родителей
Никакого стресса для ребенка
«Помните: игра должна приносить радость, а не стресс. Если ребенок капризничает, устал или не хочет играть — не настаивайте. Переутомление может привести к негативным ассоциациям с обучением», — предупредил Антон Шестаков.

Фото: d3sign / Getty Images
Не сравнивайте
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Каждый развивается в своем темпе, и это нормально. Даже вскользь брошенная фраза вроде «А вот Маша уже... а ты...» может ранить ребенка.
Искренне интересуйтесь ребенком
«Самое главное — ваше участие и искренний интерес. Никакая самая дорогая развивающая игрушка не заменит внимания и любви родителей. Играйте с удовольствием, и ваш ребенок будет развиваться гармонично и с радостью познавать мир», — заключил собеседник «Ленты.ру».