Среда обитания

«Есть миллион способов помогать другим» Все больше россиян принимают участие в благотворительности. Что ими движет?

«Лента.ру»: Россияне поделились опытом участия в благотворительности

В 2024 году почти половина россиян приняла участие в благотворительности: каждый десятый жертвовал деньги часто, каждый третий — редко, но неоднократно, и только 6 процентов российских граждан сделали разовое пожертвование. Большинство из них помогают адресно, откликаясь на конкретную жизненную историю, остальные жертвуют через фонды, участвуют в благотворительных акциях или мероприятиях либо отчисляют определенный процент с доходов от собственного бизнеса. По словам доноров, благотворительность помогает решать общественно значимые задачи, спасать жизни, менять окружающий мир к лучшему и делать людей счастливее. А еще она дарит положительные эмоции самому благотворителю. «Лента.ру» поговорила с такими людьми и выяснила, как участие в «Зеленом марафоне» помогает детям с ментальными особенностями и опытом сиротства в подготовке к школе, сколько россияне тратят на поддержку бездомных животных и как любовь к чизкейкам может спасти жизнь детям и взрослым с опасными заболеваниями.

«Радость в квадрате: бежишь и помогаешь другим»

Юрий Говорушко, редактор:

Я работаю в Департаменте маркетинга и коммуникаций Сбербанка. Увлекаюсь бегом, настольным теннисом, чтением, хожу в горы и люблю путешествовать. На мысль о систематической благотворительности меня натолкнула платформа «СберВместе» (изначально проект назывался «Сбербанк Вместе»), которая появилась в 2017 году. На платформе можно совершать как разовые пожертвования в пользу конкретных жизненных историй и фондов, так и настроить рекуррентные платежи. Настроить ежемесячный платеж просто: определяешь комфортную сумму в пользу близкого по духу фонда или нескольких фондов, после чего туда каждый месяц автоматически перечисляются деньги. Регулярное и предсказуемое поступление средств помогает фондам планировать свою работу, воплощать в жизнь более сложные и значимые проекты. Все фонды проверены банком, поэтому жертвователь может быть уверен, что его вклад дойдет до конечного получателя и принесет пользу.

У меня настроен ежемесячный автоплатеж в пользу пяти фондов, которые поддерживают детей и взрослых. Еще в один фонд настроен автоплатеж в Сбербанк Онлайн. Также я периодически поддерживаю такие акции, как «Добрый новогодний подарок».

Как можно помогать деньгами?

Надежный и простой способ — открыть вклад в банке с регулярными отчислениями на благотворительность. Такая возможность есть у клиентов Сбербанка. В СберВкладе доступна опция «Настроить переводы фондам» — ее можно подключить самостоятельно в мобильном приложении Сбербанк Онлайн.

Держатель вклада сам решает, сколько отдавать на благотворительность и кто получит деньги. Сбер сотрудничает с несколькими крупными фондами — Фонд Константина Хабенского, «Хрупкие люди», «Старость в радость», «Ника», «Второе дыхание» и другими.

Отчисления на благотворительность повлияют на условия по вкладу — их будут списывать автоматически каждый месяц при начислении процентов на сбережения. А клиент будет регулярно получать вместе с данными о капитализации отчет о переведенных в фонд средствах.

О проекте «Зеленый марафон» я услышал в 2012 году, когда работал в Приморском отделении Сбербанка во Владивостоке и участвовал в организации мероприятия. Бегом до того не занимался, поэтому бежать выбранную дистанцию (4,2 километра) было непросто. Первые «Зеленые марафоны» были направлены на озеленение городской среды — мы высаживали деревья. Последние два года к экологической составляющей добавилась благотворительная.

С тех пор я стараюсь участвовать в каждом «Зеленом марафоне». В этом году пробежал свой десятый «Зеленый марафон».

На этих стартах, как и на других, меня поддерживает жена. Она дважды бежала «Зеленый марафон», а в прошлом и в этом году участвовала в дисциплине «Скандинавская ходьба».

Для участия в забеге необходимо пройти регистрацию. В регионах она бесплатная, а пожертвования — добровольные, в столице участники соревнований делают небольшой взнос, к которому я добавляю свой вклад. Все собранные в ходе забега средства идут в фонд «Вклад в будущее», который поддерживает инклюзивное образование для детей с особенностями развития и опытом сиротства. Причем Сбер удваивает поступившую сумму.

Каждый «Зеленый марафон» дарит мне новые впечатления. Доводилось бегать и в жару, и в прохладу, в разных локациях. В этом году удалось пробежать «Зеленый марафон» с личным рекордом 14,08 минуты и победить в командном зачете: выступал за команду «Сбера».

Благотворительные забеги хороши тем, что ты не просто занимаешься любимым видом спорта, но и помогаешь другим. Получается радость в квадрате: и от забега, и от помощи

Юрий Говорушко

Я также участвовал в «Забеге ради жизни», «Забеге добрых дел», пробеге «Спорт во благо» и других. Планирую и дальше принимать участие и в «Зеленом марафоне», и в других благотворительных забегах. В рамках волонтерства ездил в детские дома, проверял работы на «Тотальном диктанте», участвовал в субботниках.

В здоровом обществе помогать друг другу — это норма жизни, естественное состояние каждого человека. Государство и бизнес не могут решить все социальные задачи: не хватает фокуса и ресурсов, в крупном масштабе «маленького человека» часто не видно, для многих жизненных ситуаций не предусмотрены механизмы поддержки либо они работают недостаточно эффективно. Поэтому важно, чтобы граждане подключались к решению общественных проблем, развивали горизонтальные связи и комьюнити и больше доверяли друг другу.

Благотворительность — хорошая и полезная привычка, которая способна изменить мир, если каждый будет вносить даже самый минимальный вклад

Юрий Говорушко

100 рублей в месяц для человека — сумма незначительная, но если их будет направлять на благотворительность каждый взрослый житель России, получится 10 миллиардов рублей, которые за год превратятся в 120 миллиардов. А это уже существенный вклад.

«Сложнее всего мне даются моменты откровений»

Екатерина Шеляг, владелица отеля:

Я родилась в Москве, получила медицинское образование и около десяти лет работала врачом-стоматологом, после чего сотрудничала с крупной международной фармацевтической компанией. Шесть лет назад мы с мужем открыли в Сочи отель, и я занялась семейным бизнесом.

Я человек эмпатичный, у меня всегда было желание помогать другим людям, и я постоянно искала возможности это осуществить

Екатерина Шеляг

Среди моих друзей есть люди, которые поддерживают благотворительный Фонд Константина Хабенского, помогающий детям и молодым взрослым с опухолями головного и спинного мозга. В 2019 году я познакомилась с директором фонда Аленой Мешковой (Алена Мешкова возглавляла фонд с 2013 по 2021 год — прим. «Ленты.ру»), и мы обсудили с ней варианты помощи.

Первое время я сотрудничала с фондом как волонтер. Помогала в программе «Терапия счастья» (сейчас направление называется «Реабилитация и социализация»), которая предусматривает физическую и психологическую реабилитацию подопечных. Я выполняла бумажную работу: вела учет документов, сводила таблицы подопечных и так далее. Это была совершенно обычная рутина, но я понимала, что и такая помощь нужна, и делала это.

Помогая в «Терапии счастья», я узнала, что одно из направлений реабилитации, которое организовывает фонд, — выездные программы. Дело в том, что у детей и молодых взрослых, прошедших длительное и тяжелое лечение, сужается круг общения. Им трудно вернуться к обычной жизни, встроиться в социум, они часто замыкаются в себе. Для таких подопечных и созданы выездные программы, в ходе которых специалисты  — психологи и реабилитологи — помогают ребятам заново выстроить дружеские отношения, поверить в себя, начать строить планы на будущее.

«Терапия счастья» периодически искала новые площадки для таких программ. И я предложила наш отель в Красной Поляне. Мы с руководством фонда обсудили этот проект и в том же 2019 году провели первую выездную программу в Сочи. Она прошла отлично! С тех пор мы делаем такие выезды постоянно. Дважды в год, осенью и весной, к нам приезжают взрослые подопечные фонда, а раз в год, летом, — дети с родителями.

Каждая выездная программа длится неделю. С подопечными работают два психолога и один реабилитолог. Расписание плотное: день начинается рано утром с зарядки, до обеда и после него — занятия со специалистами, индивидуальные и групповые. В некоторые дни, чтобы отвлечься, мы разбавляем терапию другими активностями. «Роза Хутор» бесплатно дает нам экскурсию, и мы с ребятами поднимаемся на подъемниках в горы, посещаем Sky Park и Кавказский биосферный заповедник. Художники из художественных студий в Сочи устраивают для нас мастер-классы: ребята рисуют горы, фрукты... А одна из наших подопечных, незрячая девочка, нарисовала целый натюрморт — мастера привезли ей специальную фактурную пасту, которую подмешали в краски, чтобы она смогла на ощупь создать картину.

Дополнительные активности — не просто развлечение. На них всегда присутствуют психологи и реабилитологи, которые следят за поведением подопечных, за тем, как они общаются с родителями, друг с другом — смотрят, что еще нужно скорректировать на занятиях. Вечером, когда ребята уходят спать, специалисты собираются и обсуждают результаты дня индивидуально по каждому ребенку или взрослому. Это нужно для того, чтобы составить план работы на следующий день, понять, куда двигаться дальше.

Что для меня самое трудное, а что самое вдохновляющее в таких выездах? Сложнее всего мне даются моменты откровений, когда я переживаю вместе с подопечными их боль. А вдохновляет меня в выездных программах результат.

Ребята и их родные приезжают очень разными. Они незнакомы друг с другом, но практически с первого дня сплачиваются, начинают доверять, озвучивать свои проблемы и слабости. В обычной жизни люди годами ходят к психологам, чтобы решить свои проблемы. А тут за неделю ребята совершают невероятный скачок

Екатерина Шеляг

Даже поверить сложно, что люди могут за такой короткий срок решить проблему и двигаться дальше. Это самое яркое впечатление от программ, оно укрепляет меня в мысли, что надо делать их и дальше.

Кстати, с некоторыми подопечными и их родителями я продолжаю поддерживать контакты. Кроме отеля в Сочи, у нас есть ресторан в Москве, и одна из подопечных девушек, студентка кулинарного техникума, проходила у нас практику, причем несколько раз.

Часто люди думают, что для того, чтобы заниматься благотворительностью, нужны очень большие деньги. На самом деле это не так — есть миллион способов помогать другим. Например, у меня оформлена подписка, и ежемесячно в пользу фонда снимается определенная сумма. Другой вариант: когда мои дети были школьниками, у них в школе была традиция — устраивать перед Новым годом благотворительную ярмарку и концерт.
Я предложила делать это в пользу Фонда Хабенского. Сейчас дети школу окончили, но мы по-прежнему проводим эти благотворительные мероприятия в их школе. В декабре 2024 года собрали свыше 2,5 миллиона рублей.

А еще в конце прошлого года в нашем ресторане мы сделали благотворительный десерт. Это чизкейк — один из самых популярных наших десертов, он всем нравится. 100 рублей от продажи каждого чизкейка поступают в фонд, и мы обязательно говорим гостям, что у нас есть такая акция. Я верю: благотворительность — это не что-то, что люди делают специально, она должна быть просто частью нашей жизни.

«Мне близка забота о тех, кто не может позаботиться о себе сам»

Евгения, психолог:

По профессии я психолог, в свободное время люблю читать, мастерить, играть в настольные игры. Впервые участвовать в благотворительности я пробовала еще в университете, в 2009 году. Хотела сдать кровь во время университетской акции, но не получилось — я была несовершеннолетней. Но как только мне исполнилось 18, я стала донором.

В 2019 году я начала ездить в приюты для животных, помогать с выгулом питомцев и по хозяйству. Так я узнала о фонде помощи бездомным животным «Рэй», активисты которого поддерживали частные и муниципальные приюты для кошек и собак: привозили корма, лекарства, организовывали лечение и стерилизацию животных и так далее. Благодаря «Рэю» я нашла приют рядом с домом, чтобы помогать животным регулярно, а также прошла «Школу зооволонтера» — вместе с другими добровольцами мы смотрели и посещали лекции, организованные фондом.

Когда я только начала поддерживать фонд, у меня стало больше времени на соцсети, и я откликалась на конкретные сборы. Например, участвовала в сборах на лечение и на «Рэй-дом» — акцию, в результате которой фонд построил временный дом для бездомных кошек и собак, где животные получали необходимый уход и заботу, пока ждут встречи со своим новым хозяином.

Сейчас за текущими новостями фонда я почти не слежу, но стабильно перевожу деньги привычными мне способами. Недавно оформила небольшой ежемесячный платеж в адрес фонда — стоимостью буквально в одну чашку кофе.

Иногда перевожу точечно 200-300 рублей через Ozon.заботу конкретным зверятам. Как жителю Москвы мне доступна платформа «Активный гражданин». Баллы, которые получаю за участие в голосованиях, перевожу на поддержку «Рэя» — это выплаты по 500-1000 рублей. В целом, наверное, помощь фонду составляет не больше 1-2 процентов моего дохода, а самая большая сумма, которую я разово переводила в им, — около 3000 рублей, на срочное лечение.

Мне близка забота о тех, кто не может позаботиться о себе сам. Кроме того, я вижу, что фонд и его программы работают, и не сомневаюсь, что мои средства будут использованы по назначению

Евгения

Но о том, как идут дела в фонде, я знаю: его сотрудники периодически присылают информационные письма. Также я общаюсь с волонтерами в приютах и вижу, что они получают помощь от «Рэя» — и с кормом, и с лечением, и с поиском новых хозяев для животных. Апдейты по подопечным получаю тоже от волонтеров.

Для меня самое трудное — понимать, что результат не всегда будет быстрым. Если говорить именно о системной работе — по кастрации бездомных животных, например, или по развитию культуры содержания животных — это долгосрочные проекты, которые приводят к изменениям после нескольких лет, а то и десятилетий системной работы.

Самое приятное и вдохновляющее — видеть, что фонд работает, что звери получают лечение и находят дом, что кто-то счастлив, потому что обрел друга. Приятно быть частью этого процесса

Евгения

Кроме того, я продолжаю помогать приютам и командам помощи животным напрямую: фотографирую подопечных, участвую в фестивалях, предлагаю свои профессиональные навыки бесплатно, провожу благотворительные акции.

Благотворительность помогла мне пройти через сложный период в моей жизни и найти дело, которому я хочу посвятить жизнь. Поддерживая животных, я нашла новых друзей и помогла найти друга кому-то еще (с помощью моих фотографий нашли дом уже несколько животных). Я чувствую себя лучше, когда могу отдавать что-то тем, кому это нужно. И я определенно стала чуть лучшей версией себя.

Сберегаем вместе
Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.