«Его цель — остаться у власти» Почему Пашинян преследует церковь и как политический кризис повлияет на отношения Армении и России?

Депутат НС Армении Мамиджанян: Пашинян подавляет патриотов для подписания мира

Фото: Roman Naumov / URA.RU / Globallookpress.com

В конце июня премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о предотвращении попытки государственного переворота с участием священнослужителей Армянской апостольской церкви (ААЦ). Ранее суд по запросу Следственного комитета Армении арестовал российского предпринимателя Самвела Карапетяна и попытался задержать архиепископа ААЦ Микаела Аджапахяна в резиденции католикоса всех армян Гарегина II (в миру Ктридж Нерсисян) в Эчмиадзине, что привело к массовым протестам и политическому кризису в стране. При этом власти останавливаться не собираются: Никол Пашинян даже заявил, что «возглавит освобождение» ААЦ от «антихриста», потому что у ее руководителей «нет связи с Иисусом Христом». «Лента.ру» поговорила с депутатами Национального собрания Армении и экспертами о причинах нынешнего кризиса и значении этих событий для отношений с Россией.

Почему священников обвинили в попытке захвата власти?

Айк Мамиджанян, депутат Национального собрания (парламента) Армении, руководитель парламентской фракции «Честь имею»:

У развязанной Пашиняном травли Священной Армянской апостольской церкви несколько причин — и все они крайне тревожные. Главная заключается в том, что ААЦ остается одним из важнейших институтов сохранения армянской идентичности.

Пашинян боится церкви, как и всего национального, и стремится ее ослабить. Ему нужно, чтобы в Армении не осталось ни одного института или человека, способного защищать интересы нашего народа и страны

Депутат Национального собрания Армении Айк Мамиджанян на акции протеста у здания Генеральной прокуратуры в Ереване

Депутат Национального собрания Армении Айк Мамиджанян на акции протеста у здания Генеральной прокуратуры в Ереване

Фото: Арам Нерсесян / РИА Новости

Его псевдоевропейские устремления и откровенно протурецкие шаги — это лишь производные желания любой ценой сохранить власть. Он готов служить любому, кто даст ему такие гарантии.

Для сохранения власти Пашиняну нужна любая бумага, подписанная президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, где будет слово «мир»

Такое соглашение не принесет настоящего мира и не повлияет позитивно на долгосрочную ситуацию, но позволит обмануть народ и использовать «мирную бумажку» на выборах через год. Чтобы достичь этого, он стремится устранить любое патриотическое сопротивление.

Карен Игитян, кавказовед, заместитель директора Армянского исследовательского института (Armenian Research Institute, ARI):

Началось все с того, что глава действующего в Азербайджане Духовного управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде выступил с резкими обвинениями в адрес Армянской апостольской церкви, заявил о принадлежности самого Эчмиадзина азербайджанскому народу, о восстановлении управления по Армении в структуре Духовного управления мусульман.

Позже католикос Гарегин II инициировал в Берне научную конференцию, на которой говорилось об уничтожении армянского культурного наследия в Нагорном Карабахе и проявлениях армянофобии в Азербайджане. Это вызвало новые обвинения против ААЦ со стороны Азербайджана.

Похоже, во время визита Пашиняна в Турцию ему дали понять, что нужно решить вопрос с церковью, которая отстаивает национальные интересы и выступает с патриотических позиций

После этого он начал атаку на церковь. Обвинения в попытке захвата власти — лишь один из методов давления. Незадолго до этого Пашинян начал обвинять церковных иерархов в нарушении обета безбрачия и других проступках.

Впервые со времен геноцида 1915 года и репрессий 1930-х армянских священников сажают в тюрьмы по политическим мотивам

Николай Силаев, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России:

Политика властей Армении импульсивна: каждый следующий шаг часто продиктован не стратегическими соображениями, а текущей ситуацией. Все это в известной степени получилось случайно.

Правящая партия «Гражданский договор» обеспокоена перспективами проиграть следующие выборы и пытается устранить те фигуры, которые способны консолидировать оппозиционные настроения

Почему попытка задержания священнослужителей вызвала протесты?

Айк Мамиджанян:

Честно говоря, даже постановка такого вопроса для меня как для армянина обидна.

Я не ожидал иного исхода, кроме того, что патриоты и прихожане ААЦ встанут на защиту своей церкви

Показателен пример бизнесмена Самвела Карапетяна: его задержали сразу после слов в поддержку церкви. За полутораминутное интервью о желании ее защитить он был арестован на два месяца по надуманным обвинениям.

Прибытие премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Москву для участия в праздновании 80-летия Победы, 8 мая 2025 года

Прибытие премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Москву для участия в праздновании 80-летия Победы, 8 мая 2025 года

Фото: Александр Вильф / РИА Новости

Карен Игитян:

Реакция общества совершенно естественна. ААЦ пользуется огромным авторитетом, и люди понимают, что атака на нее никак не связана с нарушениями обета или попытками захвата власти. Это вызывает закономерное сопротивление.

Весь мир видел, как верующие не позволили арестовать священников, оттеснили спецназ и защитили Эчмиадзин

Николай Силаев:

Церковь для армян — хранительница национального духа. И когда в Эчмиадзин приходят люди в форме, чтобы арестовать священника, реакция может быть только одна.

Представьте, что в Троице-Сергиеву лавру войдут для ареста священнослужителя. Какая тут возможна реакция?

Почему Никол Пашинян говорит о «союзе священников и олигархов»?

Айк Мамиджанян:

Это старая политическая технология: нужно найти внутренних врагов. Кем бы они ни были — бизнесменами, меценатами, священниками или простыми гражданами, главное — создать образ врага, против которого можно «мужественно бороться» в информационном поле, используя самые грязные приемы.

Неудивительно, что с его моральными принципами Пашинян удивляется, когда люди поднимаются на защиту своей церкви и государственности — всего того, что нам дорого

Карен Игитян:

В глазах общества у олигархов часто отрицательный образ, и, по замыслу властей, связь с ними должна дискредитировать церковь. Однако Самвел Карапетян, напротив, известен в Армении как меценат, вложивший немало в благотворительность и культуру.

Сейчас Пашинян атакует всех, кто может способствовать смене власти, будь то моральный авторитет или человек, способный финансировать оппозицию

Он объединяет своих оппонентов в единый лагерь, чтобы оправдать репрессии. И большинство граждан это прекрасно понимает.

Заместитель директора Армянского исследовательского института Карен Игитян

Заместитель директора Армянского исследовательского института Карен Игитян

Кадр: PastinfoTV / YouTube

Николай Силаев:

После прихода к власти в 2018 году Пашинян искал «несметные богатства» у бывших президентов Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна, но так ничего и не нашел. С тех пор об олигархах в Армении забыли. «Электрические сети Армении» принадлежат Карапетяну с 2015 года, но никаких претензий не было — до нынешнего политического конфликта.

Это лишь попытка придумать обоснование к уже совершенным действиям

То же самое мы видим в истории с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Как будут развиваться события в Армении?

Айк Мамиджанян:

Не могу предсказать, что будет дальше, но могу сказать, что сделаем мы. Фракция «Честь имею» и Республиканская партия уже месяц назад начали процедуру вотума недоверия Пашиняну — парламентскую, информационную, политическую.

Для патриотов сейчас единственный выход — бороться, защищать страну, веру, церковь и наши национальные интересы

Философски я уверен, что добро всегда побеждает зло. Практически — есть масса факторов, которые можно использовать, чтобы в том числе повлиять на «Гражданский договор» перед его съездом осенью. За счет общественного давления, думаю, удастся добиться недостающих голосов для вотума недоверия.

Вход на территорию здания Национального собрания Армении, Ереван, июнь 2023 года

Вход на территорию здания Национального собрания Армении, Ереван, июнь 2023 года

Фото: Benoît Prieur / Wikimedia

Карен Игитян:

Будущее пока неясно. Идет острая политическая борьба, страна находится в точке неустойчивого равновесия.

Пашинян, скорее всего, продолжит удерживать власть всеми силами, не гнушаясь ничем

Очевидно, что действия против церкви вызвали сильное недовольство. Согласно последним опросам, рейтинг премьера — лишь 13 процентов.

Оппозиция пока разрознена, но, видимо, будет готова действовать разными методами. Не ясно, уйдет ли Пашинян через импичмент или придется ждать парламентских выборов 2026 года.

Говорить о настоящей демократии в Армении прямо сейчас сложно.

Если человек подал политическую заявку и сразу оказался в тюрьме, как Самвел Карапетян, то это не что иное, как политические репрессии

Николай Силаев:

Выборы будут трудными для Пашиняна — подошло время подведения итогов всего его правления. Если в 2021 году выборы проходили на фоне шока после поражения во второй карабахской войне, то теперь результаты уже видны.

Власти Армении говорят о намерении вступить в Европейский союз (ЕС), тем самым рискуя ростом экономики, которая держится на Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и торговле с Россией из-за антироссийских санкций. С Азербайджаном мира достичь не вышло, теперь говорят о защите суверенитета. Но от кого защитили — вопрос.

Однако это не значит, что власть сменится. Оппозиция пока не демонстрирует серьезных успехов

Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев

Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев

Фото: Нина Зотина / РИА Новости

Как политический кризис в Армении скажется на отношениях с Россией?

Айк Мамиджанян:

Пашиняну безразличны союзнические отношения с Россией.

Для него важнее всего сохранить власть, а если союз с Россей начнет этому мешать, он легко его перечеркнет

То, что происходит сейчас между Арменией и Россией, ужасно и недопустимо с учетом всей истории нашего союзничества и дружбы.

Карен Игитян:

Сами заявления о «перевороте» вряд ли повлияют на отношения с Россией. Но нужно помнить, что власти Армении, включая Пашиняна, часто обвиняют Россию в стремлении сменить власть и ведении гибридной войны.

Казалось, что после визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова стороны уладили споры — и начинается новый этап в отношениях, но этого не случилось. Пашинян не проявляет желания работать в этом направлении.

Для его команды сверхзадача — остаться у власти

Но антироссийская политика неизбежно ведет к протурецкой ориентации, а это вызывает неприятие не только в Армении, но и в диаспоре — как российской, так и западной.

Николай Силаев:

В бизнесе говорят — «риски уже заложены в цену».

У России давно нет иллюзий насчет нынешних властей Армении, так что и разочаровываться не придется

Российская стратегия остается прежней: сохранить союз с Арменией, не вступая в резкие конфронтации с избранным народом правительством.

Эта позиция не нравится некоторым людям в Армении, но она предельно ясна.

Назначение первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко куратором по Армении означает лишь, что медийная и политическая работа усилится. Причем не только в Армении, но и в других странах постсоветского пространства. Но в целом курс остается тем же.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.