В разгар летней кампании на большинстве участков фронта специальной военной операции наступила оперативная пауза. Российское наступление замедлилось почти повсеместно — от сумских лесов до пригородов Константиновки. Единственным направлением, где подразделения продолжают продвигаться достаточно быстро, остается участок на границе Донецкой народной республики (ДНР) и Днепропетровской области. За последнюю неделю Вооруженные силы Украины (ВСУ) потеряли здесь сразу несколько населенных пунктов. Почему российские войска сосредоточили усилия именно на этом направлении и чем может обернуться их движение в сторону Днепра — выясняла «Лента.ру».
Степи в огне
Активная фаза наступления на границе Днепропетровской области и ДНР началась с началом летней кампании и продолжается уже больше месяца. Вооруженные силы Украины не успели подготовить здесь мощные оборонительные рубежи, как это было сделано в Запорожской области с начала 2022 года. Поэтому продвижение здесь идет быстрее — день за днем военные продвигаются на километры вперед.
В то время как на других направлениях российским подразделениям приходится штурмовать укрепленные городские районы, как под Константиновкой, или вести бои в лесистой местности, как под Сумами, здесь таких препятствий нет: лишь степь, небольшие лесополосы и редкие села
Значение данного участка фронта при этом крайне важное. Наступление вдоль трассы H-15, соединяющей Запорожье с Донецком, может отрезать от снабжения крупную украинскую группировку в районе Гуляйполя и Орехово на северо-востоке Запорожской области. Аналогичная ситуация может сложиться и на трассе Е-50, по которой снабжается Покровск (Красноармейск) — западная окраина ДНР, куда российские войска безуспешно пытаются прорваться с осени.
Кроме того, в более широком стратегическом контексте это практически единственный маршрут, по которому российские военные могут наступать на Днепропетровск и Запорожье без необходимости прорыва укреплений, протянувшихся от Каховского водохранилища до Гуляйполя.

Военнослужащий 28-й отдельной механизированной бригады Вооруженных сил Украины проверяет местность на наличие беспилотников в зоне проведения специальной военной операции
Фото: Anatolii Stepanov / Reuters
Прорыв к ним российских войск будет означать катастрофу для логистики Вооруженных сил Украины на всем южном фронте и на половине восточного. Кроме того, это города с большой численностью населения, и если к ним подойдет линия фронта, то проблема с беженцами резко усугубится
Пока российским войскам удалось закрепиться лишь на трех относительно коротких участках — вдоль реки Волчьей у поселков Новоукраинка и Ялта, юго-западнее Покровска в районе Новониколаевки и напротив Новопавловки в районе Орехово.
Стабилизировать фронт украинское командование пытается с января, перебрасывая в этот район крупные резервы. Однако полностью остановить российское продвижение не удается.
Туман войны
Судя по всему, одной из ближайших задач российских военных является выход к реке Волчьей широким фронтом и установление огневого контроля над Новопавловкой сразу с трех сторон. Для этого необходимо взять около десяти небольших населенных пунктов западнее Ялты, которая была освобождена в среду, 25 июня.
Главным препятствием для дальнейшего продвижения остается активизация ударных подразделений БПЛА в ВСУ
Как и на других участках фронта, дроны исключают возможность массированных бронетанковых ударов, вынуждая российские войска наступать малыми пехотными группами.
Но это ограничение действует и в обратную сторону. Украинские силы, измотанные в обороне и испытывающие дефицит личного состава, практически прекратили попытки наносить контрудары. А при господстве в небе российских беспилотников наступление со стороны ВСУ стало здесь практически невозможным.
Пехота врага пытается постоянно давить и просачиваться сквозь оборонительные порядки Сил обороны в направлении административной границы Донецкой области. Они это делают очень настойчиво

Военнослужащие зенитной ракетной батареи 18-й общевойсковой армии во время боевого дежурства расчета переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) 9К333 «Верба» в зоне проведения специальной военной операции
Фото: Алексей Коновалов / ТАСС
Бои здесь имеют и другую специфику — большую «серую зону» шириной 10-15 километров. Из-за отсутствия укреплений, промышленной застройки и характеристики ландшафта войскам трудно закрепиться близко к линии фронта.
В этих условиях решающим фактором становится превосходство в воздухе и доступ к средствам разведки. Увидеть движение противника заранее и поразить его до вступления в пехотный бой — основной способ борьбы как для российских, так и для украинских сил.
Тем не менее, даже несмотря на сложные условия, продвижение российских войск продолжается. Если в ближайшие дни командование ВСУ не направит сюда дополнительные резервы, фронт может быть прорван, и тогда его восстановление станет долгим и кровопролитным.
На участке уже бывшей тактической группы «Угледар» продолжает стремительно сыпаться оборона, а враг имеет значительные успехи в продвижении. (...) Неприятным является тот факт, что подразделения в этой полосе выделились частыми подачами ложных докладов [командованию] с указанием информации об удержании какого-то населенного пункта или просто отдельных позиций
Открытые перспективы
Как считает военный эксперт, полковник Генерального штаба Вооруженных сил в отставке Андрей Демуренко, наступление в сторону Днепропетровской области полностью соответствует стратегическим задачам, поставленным российским командованием.
В разговоре с «Лентой.ру» он подчеркнул: это направление — не единственное, но потенциально ключевое. После текущей оперативной паузы активные действия, скорее всего, возобновятся и в других точках — там, где украинская оборона будет наиболее ослаблена.
Наша задача — это не взятие конкретных территорий или населенных пунктов, а разгром противника. Прорыв будет осуществляться там, где получится зажать его в клещи и лишить боеспособности. Днепропетровское направление — потенциально такая локация

Военнослужащий артиллерийского подразделения 18-й общевойсковой армии в составе группировки войск «Днепр» во время работы расчета 152-миллиметровой гаубицы 2А65 «Мста-Б» в зоне проведения специальной военной операции
Фото: Алексей Коновалов / ТАСС
По его мнению, маловероятно, что удар будет нанесен по крупным городским агломерациям севера ДНР. Городские бои требуют значительных резервов и тщательной подготовки.
«Выкуривать противника из каждого многоэтажного дома — гораздо более сложная задача, сопряженная с большими потерями, чем наступление через поля и лесополосы, тактикой которого мы за три года хорошо овладели», — добавил эксперт.
Перспективы этого направления для России максимально благоприятны по сравнению с другими. При удачном стечении обстоятельств украинская группировка может быть разрезана надвое — в Запорожской области и на севере ДНР. Но утверждать, что все произойдет именно так, было бы преждевременно