Президент на пленарном заседании ПМЭФ-2025 отметил, что действующее регулирование зачастую создавалось «в другую технологическую эпоху». Его слова о сфере онлайн-торговли вполне применимы сегодня ко многим другим секторам российской экономики. Отсутствие современных рыночных и регуляторных инструментов мешает, по мнению экспертов, и полноценной реализации федерального проекта «Чистый воздух». Требование снизить выбросы на 20 процентов к 2026 году для всех предприятий от единой даты игнорирует как физические возможности для внедрения экологических решений, так и реальный прогресс бизнеса, уже инвестировавшего в «зеленую» модернизацию и достигшего определенных результатов накануне запуска инициативы. Выходом, по мнению экспертов и самих компаний, может стать внедрение механизма торговли «единицами выполнения квот» (ЕВК) по аналогии с успешным сахалинским экспериментом по углеродной нейтральности. О насущных вопросах российского экологического регулирования — на «Ленте.ру».
«У бизнеса появляется выбор»
Готовые механизмы уже существуют и успешно работают в других сферах. Об этом и о других условиях достижения национальной цели «Экологическое благополучие» на заседании Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров дискутировали представители предприятий промышленности, энергетики и транспорта — участников проекта «Чистый воздух», регуляторов, а также эксперты в области экологии и климата.
Модератором дискуссии стала председатель комитета Ольга Санарова. А в качестве спикеров выступили директор по устойчивому развитию «Русала» и Эн+ Ирина Бахтина, вице-президент по экологии и промышленной безопасности «Норникеля» Станислав Селезнев, директор по экологии «ЕВРАЗа» Максим Епифанцев, начальник управления экологии «Северстали» Ольга Калашникова, партнер Kept Игорь Коротецкий, специальный представитель губернатора Сахалинской области по вопросам климата и устойчивого развития Милена Милич, руководитель Научно-методического центра экологического моделирования, прогнозирования и оценок, «ВНИИ Экология» Михаил Оводков, партнер адвокатского бюро ЕПАМ Андрей Порфирьев и главный экономист Института экономики роста имени Столыпина Борис Копейкин.
До завершения первого этапа федерального проекта «Чистый воздух» остается 18 месяцев — 12 городов должны отчитаться о снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 20 процентов
Однако нынешний механизм назначения индивидуальных квот, основанный на едином проценте снижения от уровня 2017 года, игнорирует реальные стартовые условия предприятий и уже достигнутый к старту проекта прогресс.

Фото: Ассоциация менеджеров России
Если говорить о крупных промышленных предприятиях, то сегодня, по сути, считают эксперты, те решения, которые могли быть внедрены в отведенный срок с учетом технологических и других условий, а также с учетом их инвестиционного цикла, уже внедрены. Это отчасти касается и проектов муниципалитетов. В выступлениях участников дискуссии отмечалось, что где-то поставленные цели давно выполнены и даже перевыполнены, где-то – опять же из-за масштаба производства — они так и не смогут быть достигнуты силами отдельно взятого предприятия.
На помощь здесь может прийти опыт других федеральных экспериментов — например, по достижению углеродной нейтральности в Сахалинской области
В этом регионе предприятия, сумевшие перевыполнить плановые цели сокращения выбросов углекислого газа, могут продать или передать полученные ими и зарегистрированные в национальном реестре так называемые единицы выполнения квот (ЕВК) другим предприятиям, которые не могут дотянуть до нужного результата.
Сахалинский проект, по мнению экспертов, должен стать моделью для всей страны, особенно в свете глобального перехода к низкоуглеродной экономике. За полтора года эксперимента, отметила в своем выступлении Милена Милич, уже накоплен ценный опыт. Местные предприятия, по ее словам, адаптируются к системе квотирования выбросов, внедряют технологии снижения углеродного следа, отрабатывают механизмы углеродного регулирования.
По мнению Милены Милич, если сахалинский эксперимент окажется полезен для другого региона, для другой индустрии, для другого вида выбросов — это прекрасно, это означает, что полученные опыт и знания можно применять для того, чтобы принимать решения в другой сфере, несмотря на то, что там иной регулятор. «От риторики преступления и наказания мы можем, наконец, перейти к риторике меритократии и признания, как это происходит при обмене единицами выполнения квот. У бизнеса появляется выбор с точки зрения стратегии выполнения задач эксперимента», — подчеркнула она. Успех сахалинского эксперимента, по мнению экспертов, может задать вектор экологической трансформации российской экономики.

Рабочий электросталеплавильного комплекса. Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости
«Стимулируя тех, кто реально внедряет более экологичные технологии»
Представители крупного бизнеса, значительно перевыполнившие план по выбросам и не знающие, как использовать эти «излишки», не скрывали в выступлениях своего недоумения. «Не понимаю, почему я не могу продать (или обменять за деньги) результаты того, что я, условно говоря, "наэкологичил" сверх поставленной в рамках федерального проекта "Чистый воздух" цели? Почему нельзя взять данные из обязательной экологической отчетности, которая спокойно принимается Росприроднадзором, и в них отражать не только результаты, но и планы по выполнению - перевыполнению конкретных объемов?» — обратился с вопросом к собравшимся Станислав Селезнев из «Норникеля».
Максим Епифанцев из «ЕВРАЗа» в своем выступлении отметил, что передача единиц выполнения квот в рамках федерального проекта «Чистый воздух» пока вызывает массу вопросов с точки зрения механизма реализации: «Мы даже не знаем, кому их задать. Пока сами упражняемся в рамках гражданского права», — сообщил он. Михаил Оводков из «ВНИИ Экология» также подчеркнул, что критерии квотирования требуют уточнения.
По мнению юриста Андрея Порфирьева, у такого инструмента, как «единица выполнения квот», должна быть не только экономическая, но и юридическая природа. Их ключевая задача, считает он, — помочь участникам эксперимента «Чистого воздуха» избежать грозящих им оборотных штрафов, при этом обеспечивая выполнение поставленных целей третьими лицами в контуре городов.
В выступлениях экспертов отмечалось, что внедрение механизма ЕВК и системы взаимообмена ими в рамках «Чистого воздуха» может расширить возможности компаний-участников проекта
Одни смогут реализовывать мероприятия, нацеленные на сокращение выбросов загрязняющих веществ, за периметром своих промышленных предприятий, где потенциал наилучших доступных технологий (НДТ) уже исчерпан, и получать за это дополнительные единицы выполнения квот. Другие смогут купить эти ЕВК, чтобы компенсировать отставание. Сейчас для таких предприятий предусмотрен только оборотный штраф.
Решение по обмену квотами — это шанс обеспечить выполнение целей проекта не только кнутом, но и пряником, а это необходимо любой системе, считает Игорь Коротецкий. «Уже есть примеры, когда не только углеродные единицы, но и единицы сокращения выбросов оксида азота, диоксида азота, диоксида серы в США, гексофторида серы в КНР торгуются на рынке, стимулируя тех, кто реально внедряет более экологичные технологии», - подчеркнул он.

Фото: Николай Чикичу / РИА Новости
Подход этот вполне справедливый. Он стимулирует тех, кто способен сделать больше, делать больше — в интересах муниципальных организаций, таких как городские котельные, общественный транспорт, частного сектора и другого бизнеса. «Чемпионы» могут продать или обменять ЕВК и вернуть часть затраченных инвестиций, за понятную и прозрачную компенсацию внедрять современные экологичные технологии, сокращать выбросы загрязняющих веществ и в итоге делать чище воздух в наших городах.
«Экономика вообще-то про то, чтобы ресурсы страны распределялись максимально эффективно. В случае с “Чистым воздухом” есть ощущение, что чиновники об этом забыли», — считает экономист Борис Копейкин. Добровольный обмен единицами выполнения квот, по его мнению, мог бы вовлечь всех тех мелких загрязнителей, которых регулятор в силу разных причин «не видит».
Сахалинский эксперимент по достижению углеродной нейтральности в одном отдельно взятом субъекте Российской Федерации уже дал государству и бизнесу полезный опыт внедрения механизма торговли ЕВК. С учетом второго этапа проекта «Чистый воздух», который ставит перед предприятиями задачу вдвое снизить выбросы опасных загрязняющих веществ к 2036 году, ЕВК могут существенно расширить возможности участников и потенциал наилучших доступных технологий.

Нефтеперерабатывающее предприятие. Фото: Мария Девахина / РИА Новости
Создание прозрачного рыночного механизма ЕВК
Российская промышленность в последние годы вынуждена работать в условиях санкций, ограничивающих поставки оборудования из-за рубежа, сложностей с логистикой и рекордной ключевой ставки. Тем не менее, опора на собственные разработки и технологии помогает преодолеть часть трудностей. Отчасти закрывают потребности в оборудовании поставки из Китая.
Остаются физические ограничения для экологической модернизации
Например, простая нехватка площадей для встраивания новых газоочистных систем в существующее производство. Как раз в таких случаях может быть полезным механизм ЕВК. Учет опыта первого этапа проекта «Чистый воздух» может быть полезен для второго этапа и других программ национального проекта «Экология». Механизм обмена квотами широко используется в климатической сфере во многих странах и несет в себе экономическую эффективность.
При этой схеме государство контролирует итоговый результат, а бизнес получает свободу маневра для поиска оптимальных путей. Внедрение Минпромторгом и Минприроды прозрачного рыночного механизма станет также исполнением курса на модернизацию регулирования, заданного главой государства.