Инфраструктура централизованного теплоснабжения, созданная более 70 лет назад, за последние десятилетия значительно ухудшила показатели надежности, качества услуг и энергоэффективности. Основная причина — низкая рентабельность или убыточность предприятий отрасли, что подтверждается их отчетностью. На прошедшем в комитете Совета Федерации по экономической политике совещании эксперты обсудили, как снизить уровень износа и увеличить темпы замены коммунальных сетей. Подробности — в материале «Ленты.ру».
Суммарная протяженность тепловых сетей в России превышает 167 тысяч километров, а степень их износа составляет более 50 процентов, что влечет за собой высокую аварийность и большие объемы потерь. В то же время общая выручка отрасли в 2,2 триллиона рублей не позволяет вывести теплоснабжение из области убыточности. При этом темпы замены сетей в среднем по стране составляют порядка 1,9 процента в год. Но для преодоления накопленного износа и обеспечения устойчивого развития инфраструктуры необходимо выйти на целевой ежегодный показатель пять процентов.
Главной темой обсуждения на совещании в Совфеде стало исполнение поручений президента, направленных на повышение надежности и эффективности коммунальной инфраструктуры. В нем приняли участие представители Минстроя, Минэнерго, ФАС и Фонда развития территорий, Высшей школы экономики, крупнейших игроков рынка теплоэнергии и отраслевых профессиональных объединений.
Замминистра энергетики РФ Петр Конюшенко напомнил, что 40 процентов сетей сегодня находятся в аварийном или ветхом состоянии. Существующие темпы модернизации, по его словам, не обеспечивают необходимую надежность. Тепловые сети убыточны, и годовой дефицит составил около 200 миллиардов рублей, констатировал он.
В свою очередь член комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Борщев заявил о необходимости устойчивого роста перекладки сетей и обновления систем. Нынешнего темпа недостаточно, через 5-7 лет могут быть катастрофические результаты, если не принять комплексные меры.
В своих выступлениях спикеры часто говорили о необходимости комплексного подхода к решению задач в отрасли. Так, директор Фонда развития территорий Марат Петрин подчеркнул важность системной и устойчивой трансформации отрасли. Одним из ключевых инструментов, по его мнению, должны стать комплексные планы модернизации коммунальной инфраструктуры.
Об эффективности комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры с использованием полимерных энергоэффективных решений участникам совещания рассказал директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Илья Долматов. Он привел результаты исследования ВШЭ, основанного на данных пилотного проекта «Теплая страна» в Татарстане. Исследование «вышки» показало, что комплексный подход к модернизации коммунальной инфраструктуры с использованием полимерных труб способен увеличить темпы обновления сетей водоснабжения до 35 процентов при сохранении текущих объемов финансирования.
«Несмотря на планируемое значительное увеличение инвестиций в коммунальную инфраструктуру (4,5 триллиона рублей, что на 73 процента больше, чем в предыдущем году) и амбициозную цель увеличить годовые темпы замены сетей в пять раз (с одного до пяти процентов), ситуация в секторе теплоснабжения за последние 10 лет практически не изменилась, несмотря на инвестиции», — заметил Илья Долматов.
Проблема, по его словам, заключается в высоком износе фондов, низкой ресурсной эффективности и деградации системы. Показатели ухудшаются: потери увеличиваются, доля сетей, требующих замены, выросла на два процента, а число предприятий с инвестиционными программами крайне низкое (шесть процентов). Существует риск формального достижения национальных целей путем локальных ремонтов без системного улучшения инфраструктуры, обратил внимание эксперт.
Для кардинального изменения ситуации НИУ ВШЭ предлагают комплексный подход, основанный на трех критериях отбора инвестиционных проектов.
Первое и самое важное — приоритет должен отдаваться комплексной замене технологически связанных участков сетей и инженерных объектов, а не замене отдельных разрозненных участков.
Второе — выбор решений с минимальной стоимостью жизненного цикла. Необходимо учитывать как капитальные, так и эксплуатационные расходы. В этом плане максимального эффекта, как установили ученые, помогают достичь полимерные трубы. Они обеспечивают бесперебойную работу на 50-100 лет, в то время как традиционные решения служат около 25 лет. Зачастую же уже через 10-15 лет после укладки металлических труб из-за коррозии возникают утечки и аварии.
Третий критерий — оптимизация диаметров труб с учетом реальных и перспективных нагрузок. Учитывая снижение тепловых нагрузок с советских времен, необходимо оптимизировать проекты, что позволит сократить как капитальные, так и эксплуатационные расходы. «Отсутствие ясных критериев оценки качества услуг создает риск формального достижения национальный целей без реального улучшения инфраструктуры», — предупреждает Илья Долматов.
Эксперт убежден в необходимости введения дополнительных показателей результативности реформ и модернизации, отражающих аварийность и энергоэффективность. Важно пересмотреть порядок отбора инвестиционных проектов, установить конкретные требования к достижению целевых показателей качества услуг и ресурсоэффективности, подчеркнул Долматов. Кроме этого, считает он, нужно сформировать систему приоритезации проектов, поощряющую комплексные инициативы и максимизацию эффекта на долгосрочном периоде наряду с оптимизацией технических решений.
Участники совещания также указали на ряд системных проблем, решение которых необходимо для стабилизации финансовой ситуации в отрасли. Они подчеркнули важность системных мер по снижению уровня износа, включающих комплексный подход к модернизации коммунальной инфраструктуры, изменение законодательной базы, поддержку федерального центра, а также активную вовлеченность региональных властей и муниципальных образований.
Среди прозвучавших на совещании других идей — разработка долгосрочных финансовых моделей развития отрасли с горизонтом планирования до 10 лет и синхронизация модернизации сетей теплоснабжения с программами капитального ремонта многоквартирных домов. Участники совещания поддержали расширение доступа частных ресурсоснабжающих организаций к бюджетному финансированию. Одновременно с этим было предложено разработать механизмы защиты населения от резкого роста тарифов. Особое внимание уделено повышению зарплат в отрасли для привлечения квалифицированных кадров.
Михаил Борщев, комментируя итоги обсуждения, отметил важность разработки законодательных критериев для выбора технических решений при модернизации инфраструктуры теплоснабжения. Он также инициировал обсуждение вопроса о предоставлении налоговых льгот ресурсоснабжающим организациям.