Богатые люди из разных стран стали чаще инвестировать в люксовые сумки. Выгода от таких вложений за последнее десятилетие превысила профит от вложений в золото, а в ряде случаев собственникам аксессуаров удалось преумножить свои сбережения вдвое на платформах ресейла. По сравнению с другими коллекционными изделиями для сумочек характерна низкая волатильность, а регулярный рост цен на Birkin и Kelly защищает их владелиц от инфляции. Как заработать на подобных активах — в материале «Ленты.ру».
Среди инвестиционных преимуществ сумок — низкая волатильность
Обеспеченные люди во всем мире стали чаще инвестировать в дорогие сумки Hermes, Chanel, Goyard и Louis Vuitton, пишет CNBC. В 2024 году ценностное предложение дизайнерских сумок от перечисленных брендов выросло по всем направлениям, следует из отчета Rebag, сайта по перепродаже предметов роскоши. «Эта тенденция указывает на захватывающие инвестиционные возможности, причем как для традиционных, так и для более доступных брендов», — отмечают аналитики.

Сумки Hermès Birkin, представленные во время пресс-показа перед Неделей роскоши (Luxury Week) в Christie's. Фото: Cindy Ord / Getty Images
Издание называет сумки одним из наименее волатильных из всех коллекционных активов. Они имеют оптимальное соотношение вознаграждения и риска и являются, по данным исследования Credit Suisse, хорошим средством защиты от инфляции. За два последних десятилетия функционал дизайнерских сумок серьезно расширился: помимо эффектного аксессуара, они стали также предметом коллекционирования (в категории, ориентированной исключительно на женщин), подчеркивается в отчете Art Market Research за 2020 год.
«В Европе и Азии (особенно в Японии, Южной Корее и ОАЭ) рынок инвестиционных сумок уже давно стал частью финансовой культуры. Это связано как с любовью к предметам роскоши, так и с ограниченным выпуском люксовых моделей, что подогревает спрос», — замечает в беседе с «Лентой.ру» директор по развитию ReMoney Елена Кулигина. В России интерес к инвестициям в сумки, по ее словам, пока ограничен кругом состоятельных коллекционеров и клиентов премиум-сегмента, как правило, в возрасте 30-45 лет.

Манди Борк в черном пиджаке Saint Laurent и черной водолазке Liu Jo, голубых джинсах Agolde, закругленных очках Chanel, с черной кожаной сумкой Hermes Birkin. Фото: Jeremy Moeller / Getty Images
К традиционным видам инвестиций — таким, как акции или недвижимость, дизайнерские сумки тем не менее не относятся. Лишь немногие из люксовых аксессуаров могут сохранять или увеличивать свою стоимость с течением времени, большинство же с годами лишь теряют в цене. К исключениям участники рынка относят сумки от Hermes и нескольких других домов моды — в этом случае показатели сохранения стоимости при перепродаже могут составлять от 90 процентов, утверждают в Rebag.
в среднем увеличивалась стоимость сумок Birkin с 1980 по 2015 год
«Я наслышан о том, как люди удваивали свои активы, купив и продав через десять лет сумку от Hermes в первозданном состоянии», — вспоминает основатель платформы OpenLuxury по перепродаже и аутентификации предметов роскоши Джеймс Файрстейн. За последние десять лет выгода от реализации таких сумок, как Birkin и Kelly (модели дамских сумок торговой марки французского дома моды Hermes, отличающиеся друг от друга формой, ручкой и наличием/отсутствием ремня) превысила выгоду от реализации золота, обращает внимание он.
Стоимость сумок Birkin растет с каждым годом, при этом с 1980 по 2015 год средний рост цен составлял 14,2 процента за двенадцать месяцев, подсчитали в Bughunter. Пиковое увеличение ценника наблюдалось в 2001 году, когда стоимость аксессуара за год взлетела сразу на 25 процентов, вспоминает доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. Минимальный показатель, по его словам, был зафиксирован в 1986 году, когда цены выросли только на 2,1 процента.
На платформах перепродажи цена Hermes Birkin 30 Black Togo заметно отличается. Влияет и год покупки аксессуара его собственником, и тип фурнитуры, и общее состояние, и внешний вид. На платформе онлайн-маркетплейса The RealReal ее, к примеру, можно было приобрести в прошлом году за $10,9 тысячи, а на аукционе Sotheby’s максимальный размер ее стоимости составлял $30,5 тысячи в тот же период.
Закрытый рынок делает сумки от Hermes востребованными на ресейл-платформах
Спрос на такую продукцию может увеличиваться в разгар различных кризисов. В 2020 году представленные на вторичном рынке сумки Birkin взлетели в цене на 38 процентов после того, как модные дома приостановили свою работу из-за коронавируса. Гендиректор французской Vestiaire Collective (специализируется на продаже б/у товаров класса люкс — прим. «Ленты.ру») в то же время фиксировал стабильный спрос на аксессуары, а сооснователь аналогичного магазина Prive Porter даже указывал на рост продаж.

Гостья в коротком плаще из белой кожи и с сумкой Hermès birkin бордового цвета с цветными цепочками во время показа женской коллекции осень-зима 2024/2025 от Miu Miu в рамках Недели моды в Париже. Фото: Jeremy Moeller / Getty Images
В пандемию свои накопления активно вкладывали в сумки представители среднего класса, живущие в США. Они кооперировались по несколько человек и покупали товары в складчину. Такой подход открывает возможность участия в ранее недоступных активах, но при этом несет в себе некоторые риски, объясняла финансовый консультант технологической компании Антонелла Карбонаро. Сама она инвестировала имеющиеся сбережения в десять долей сумки Birkin Bleu Lezard. Это стало возможным благодаря финтех-стартапам, заточенным на продажу долей по цене от $50.
Интерес обеспеченных людей к сумкам на вторичном рынке связан также со сложностями покупки непосредственно у Hermes. Бутики, расположенные по всему миру, могут лишь ограниченно закупать у модного дома продукцию Birkin: не больше определенного количества за сезон. При этом цвет и размер таких сумок редко бывают известны заранее, подчеркивают в Sotheby’s, из-за чего покупатели не могут быть уверены, что получат нужный им стиль. Попытки найти онлайн-каталог и заказать такую продукцию на официальном сайте бренда также обречены на провал.

Сотрудница британского дома Bonhams демонстрирует сумку Rose Sakura Swift Leather Birkin 25 в аукционном зале в Лондоне. Оценочная стоимость аксессуара составляет 18–22 тысячи фунтов стерлингов (22,8–27,9 тысячи долларов США), он был выставлен на торги 28 февраля 2024 года. Фото: Kirsty Wigglesworth / AP
Hermеs отдает приоритет знаменитостям и постоянным клиентам, что ведет к многолетним листам ожидания, рассуждает Щербаченко. Для 99 процентов покупателей вторичный рынок остается единственным вариантом, однако это требует осторожности из-за подделок, предупреждает он.
Производители поддерживают высокую стоимость и ликвидность Birkin, делая ее почти "саморекламирующим" активом. Это создало вокруг сумки культ — и одновременно рынок, в котором Birkin уверенно обходит по доходности даже золото. Неудивительно, что в инвестиционных обзорах она фигурирует рядом с картинами Пикассо и винтажными Rolex
Французский модный дом часто упрекают в недобросовестном подходе и большом количестве преград, с которыми сталкивается желающий обзавестись люксовой сумкой покупатель. На это в коллективном иске ранее пожаловались две жительницы Калифорнии: по их словам, Hermes вынуждает клиентов приобретать предметы гардероба (включая обувь, шарфы и ремни) и товары для дома, чтобы завоевать лояльность дома моды и получить возможность приобрести долгожданную сумочку.
Лишь длительная история покупок прокладывает путь к заветной Birkin, той самой, что находится в отдельном зале и никогда не будет выставлена на всеобщее обозрение, указали истцы. Владельцы модного дома злоупотребляют своей рыночной властью, пожаловались они в своем иске, а повышенный спрос и ограниченное предложение помогают им на этом пути. Но даже кругленькая сумма, потраченная на продукцию Hermes, не может быть гарантией: одной из истиц отказались продать аксессуар, несмотря на десять тысяч долларов, оставленных ею до этого в кассе дома моды.
Лишь отдельные модели претендуют на дальнейший рост их цены
Не все эксперты согласны с позиционированием сумок в качестве инвестиционного актива, отмечает Кулигина. Некоторые из них предупреждают, что инвестировать в сумки — значит, поддаваться маркетинговому ажиотажу. Дорогая сумка может быть «умной покупкой», но никак не вкладом, подтверждает ее слова финансовый консультант и основательница компании Life Planning Partners Кэролин МакКланахан. «Меня отталкивает позиционирование подобных расходов в качестве инвестиций, — призналась она. — Такой подход оказывает женщинам медвежью услугу».

Певица Джейн Биркин принимает участие в пресс-конференции «Джейн Биркин поет песню Сержа Генсбура «VIA JAPAN»» в Институте франко-японской культуры в Токио, 26 марта 2013 года. Фото: Jun Sato / WireImage / Getty Images
Рынок тяжелого люкса обладает высокими трансакционными издержками и рисками, подчеркивает в беседе с «Лентой.ру» профессор кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Сергей Толкачев. Отлаженные процедуры купли-продажи в данном сегменте отсутствуют, гарантий окупаемости никто не дает. «Если вы приобрели очень дорогую сумочку самых элитных брендов, но она не относится к эксклюзивной ограниченной серии, не защищена надежно от подделок, шансы перепродать ее в будущем с выгодой невелики», — резюмирует он.
Лишь единичные модели новых аксессуаров могут дать относительную уверенность в дальнейшем росте цен на них, замечает президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia Александр Шумский. К последним он относит коллаборации брендов с известными во всем мире художниками, редкие винтажные модели, а также сумки из экзотической кожи. Впрочем, последние под вопросом из-за набирающего обороты тренда на экологичность.
Переименовать названный в честь нее бренд просила и сама Джейн Биркин (актриса, разработавшая дизайн одной из самых известных в истории моды сумок). В 2015 году ей в руки попал доклад о чудовищной жестокости, с которой ради производства сумок забивают крокодилов. Богатые и знаменитые люди скоро перестанут носить Birkin, прогнозировали тогда активисты. Однако спустя несколько месяцев дом моды вернул себе право выпускать одноименную сумку, распространив при этом заявление, что нарушения в части «негуманного забоя» уже устранены.
Главным драйвером таких инвестиций является редкость предмета, которая достигается за счет ограниченного, иногда единичного объема выпуска сумочек, продолжает мысль президента Национальной палаты моды Толкачев. «Данный фактор со временем придает аксессуарам винтажный характер. Они становятся олицетворением ушедших эпох, о которых люди сохраняют приятные воспоминания, ведь все плохое со временем забывается», — рассуждает он. Эффективным вложением капитала, по мнению эксперта, могут стать инвестиции в ограниченные серии сумок, произведенные исключительно вручную.
Сохранить привлекательность актива помогут чеки и паспорт изделия
На фоне роста подделок, особенно на вторичном рынке, экспертиза и проверенные площадки, такие как Rebag, Vestiaire Collective, The RealReal становятся обязательным элементом безопасной перепродажи, добавляет директор по развитию ReMoney. Для сохранения инвестиционной привлекательности такого актива необходимо соблюдение ряда условий, подчеркивает она.
Ключевым условием эксперт называет оригинальность, поэтому после покупки аксессуара советует не терять чек, коробку и паспорт изделия. Владельцу необходимо позаботиться о доказательстве подлинности, так как без документов его стоимость может упасть минимум вдвое. Серьезную роль, по ее словам, играет и состояние сумочки — чем ближе оно к новому, тем выше цена. Заключительным критерием является редкость, о которой уже было сказано выше: лимитированные выпуски или уникальные цвета ценятся гораздо больше.

Гостья Недели моды с черной кожаной сумкой Hermes Birkin 50 и мини-сумкой Hermes Kelly бордового цвета. Фото: Jeremy Moeller / Getty Images
По-настоящему коллекционной, к примеру, считается сумка Birkin Faubourg, дизайн которой повторяет фасад флагманского бутика Hermès на улице Фобур Сент-Оноре, 24 в Париже, где с 1880 года располагается бренд. Особенно востребованы у коллекционеров две версии этого аксессуара: Midnight и Snow, выполненные в черном (с наполненными светом окнами) и кремовом оттенках. В отделке первой сочетаются кожи Madame, Matte Alligator, Sombrero и Swift, а в обшивке корпуса второй использована матовая кожа аллигатора.
«Инвестиции в люксовые сумки — это нишевая, но растущая форма вложений. При правильном подходе, с учетом оригинальности, состояния и бренда, такие вложения действительно могут защищать капитал от инфляции и приносить прибыль. Однако, как и в любом другом активе, здесь необходима осмотрительность: не каждая сумка — актив, и не каждый тренд — гарантия дохода», — резюмирует Кулигина.