LADA Azimut: первый кроссовер от «АвтоВАЗа». Обзор, характеристики, фото, цена
Фото: ТАСС
В день открытия Петербургского международного экономического форума 18 июня 2025 года «АвтоВАЗ» официально представил давно ожидаемую новинку — состоялась премьера первого в истории компании кроссовера под кодовым названием B+ Cross. Однако на подиуме оказался автомобиль с совсем другим названием — LADA Azimut, имя ему дали буквально за считаные дни до показа. По словам главы «АвтоВАЗа» Максима Соколова, авто поступит в серийное производство в 2026 году. «Лента.ру» рассказывает о том, как новинке от бренда LADA дали название Azimut, а также приводит технические параметры нового кроссовера и предполагаемую цену.
В числе вариантов названия новой модели, которую «АвтоВАЗ» официально представил на ПМЭФ-2025, фигурировали такие, как Alta, Astera, Mira, Preosa и Sfera, но остановились все же на Azimut. Выбор объяснил в эфире телеканала «Россия 24» сам глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов:
«Нейминг автомобилей — это очень длительный, многолетний процесс, он занимает три-четыре года. Имя LADA Azimut выбиралось из множества имен, поднимаясь до самого высокого уровня принятия решений. И тем не менее было голосование, на котором учитывалось мнение нашей команды — многотысячного коллектива. И во многом именно наши сотрудники определили такое имя, которое полностью соответствует нашим историческим ценностям — ценностям бренда Lada: это семья, это движение вперед, это развитие, это любовь к путешествиям».
Глава «АвтоВАЗа» не мог не вспомнить легендарную «Ниву», которой в 2027 году исполнится 50 лет и которая до сих пор остается самым популярным подержанным внедорожником России. Максим Соколов сравнил LADA 2121 Niva с такими мировыми бестселлерами, как Volkswagen Beetle и Mercedes-Benz Geländewagen.
Легенды о «Ниве»
Серийный выпуск первого в истории России внедорожника ВАЗ 2121 «Нива» начался на Волжском автомобильном заводе в Тольятти 5 апреля 1977 года. Авторами этого полноприводного автомобиля стали главный конструктор завода Владимир Соловьев, ведущий конструктор Петр Прусов, дизайнер Валерий Семушкин и ведущий испытатель Вадим Котляров.
«Нива» была новаторской для внедорожников 1970-х. Ее конструктивные особенности — это двигатель с высокими оборотами, дифференциальный постоянный полный привод, независимая передняя подвеска, дисковые тормоза спереди. Все это позволяло называть «Ниву» автомобилем с повышенной проходимостью, что не раз было доказано на практике.
В беседе с «Лентой.ру» историк автотранспорта автоэксперт Денис Можейко развенчал популярный миф о происхождении названия «Нива». «В народе укоренилось убеждение, что название автомобиля — это аббревиатура, сложенная из начальных букв имен детей двух конструкторов — дочек Прусова Натальи и Ирины и сыновей Соловьева Вадима и Андрея. Конечно же, это всего лишь красивая легенда, и запустил ее в одном из интервью известный шутник, который особенно любил разыгрывать журналистов — Петр Михайлович Прусов. У конструктора, действительно, две дочки — Наталья и Ирина. А вот у Владимира Сергеевича Соловьева всего один сын — да и тот Сергей, а никакого Вадима не было отродясь. Прусов успешно использовал исторический факт, когда образец Mercedes 35 PSс был по настоянию консула Австро-Венгрии назван по имени его дочери Мерседес. Дескать, и мы не лыком шиты!»
А вот история истинного нейминга ВАЗ 2121 более интересна, продолжает Можейко. Первый образец носил неофициальное название «Крокодил Гена» — кузов был окрашен в ярко-зеленый цвет, а на ВАЗе в то время уже разрабатывалась малолитражка под кодовым названием «Чебурашка», которая так и не пошла в серию.
Официальное название, по словам автоэксперта, возникло в рамках борьбы с техническим шпионажем. Модель назвали Formika (лат. «муравей»), ее выдавали за новый румынский FIAT. «"Формику" всю обклеили пластырем, а на решетку радиатора присобачили мальтийский крест — для пущей конспирации. В таком виде будущая "Нива" и проходила полевые испытания», — рассказывает Можейко.
А имя «Нива» придумал ведущий вазовский дизайнер Валерий Семушкин в 1974 году. «Советская промышленность уже застолбила это название для нового комбайна, но Семушкин на высоком совете заявил: "Комбайн забудут, а автомобиль останется". Так и случилось», — констатирует автоэксперт.
1/1Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Когда выйдет LADA Azimut
«Новый автомобиль побежит по дорогам нашей страны, как и человеческий детеныш, примерно через год, — романтично резюмировал Максим Соколов. — Но тем не менее его рождение — 18 июня 2025 года, когда он вылез из-под своего покрывала и сразу же получил новое имя — LADA Azimut».
Предположительно, в 2026 году можно будет купить LADA Azimut
Обзор
При создании новой LADA Azimut за основу взяли платформу от Vesta, и основные конструктивные элементы остались прежними. Прямой продолжатель одной из автовазовских линеек, кроссовер унаследовал многие черты семейства «Веста». И все же это действительно прорывная модель.
«Новый кроссовер LADA Azimut поистине новая веха в российском автомобилестроении, — считает глава проекта Likvi.com Александр Коротков. — В условиях, когда на российском рынке новые кроссоверы класса SUV на 90 процентов составляют китайские модели, "АвтоВАЗ" представляет "Азимут" как достойное конкурентное решение».
«Чтобы оценить собственный автовазовский кроссовер LADA Azimut, нужно вспомнить историю кроссовера Xcite X-Cross 7, — говорит управляющий директор группы компаний «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов. — Он позиционировался как российский автомобиль, хотя по факту являлся переименованным китайским кроссовером Chery Tiggo 7 Pro. Он так и не стал популярным и в марте этого года перестал выпускаться. Даже при стоимости 1,85 миллиона рублей он не находит покупателей — потребителя смущает подобная омологация».
1/1Фото: Роман Наумов / URA.RU / ТАСС
Характеристики
«АвтоВАЗ» уже назвал основные технические характеристики кроссовера LADA Azimut.
«По габаритам главные конкуренты LADA Azimut — это компактные китайские кроссоверы, — считает автоэксперт Денис Можейко. — "Азимут" немного меньше Chery Tiggo 7 Pro Max и Geely Citiray. Ближе всего наш новый кроссовер к Haval Jolion. При этом новая LADA больше других соперников — Chery Tiggo 4, Geely Coolray и Belgee X50».
«Мотор 1,5, о котором почти ничего не рассказали, это агрегат, производимый китайской компанией Chery (модель SQRE4T15B), только слегка форсированный до 150 лошадиных cил, — продолжает Александр Коротков. — Сейчас он устанавливается на Chery Tiggo 4 (Pro). Этот мотор уже достаточно изучен и обещает быть самым ходовым на пару с 1,6. Он имеет чугунный блок, распределенный впрыск и ресурс, близкий к 180 тысячам километров. А при должном и своевременном обслуживании дойдет и до 200. 16-клапанный мотор 1,6, который хорошо зарекомендовал себя на "Весте", также является надежным и хорошо известным российским потребителям. Он будет устанавливаться на самые бюджетные комплектации, однако претензий к нему нет. Другой вопрос — хватит ли мощности 120 лошадиных сил для машины, которая тяжелее Vesta. Время покажет».
Дизайн
Внешний вид
«Участники и посетители ПМЭФ-2025 оценили современный дизайн LADA Azimut — автомобиль действительно выглядит модным, — считает Денис Можейко. — "Азимут" унаследовал узнаваемый X-образный стиль, придуманный экс-шеф-дизайнером "АвтоВАЗа" Стивом Маттином, и характерный для семейства "Веста". Но в остальном дизайн вполне оригинальный».
1/1Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Автоэксперт отметил:
интересный обвес — окантовку по периметру кузова из неокрашенного пластика;
массивный задний спойлер;
светодиодную полосу с крупной надписью LADA на багажнике.
«Правда, рисунок оптики похож на недавно представленную концерном LADA Iskra, но это сейчас вполне в тренде. Зато новый кроссовер наконец-то получил открывающийся люк, чего не было ни на одной модели "АвтоВАЗа"», — подчеркнул Можейко.
Салон
Если общие черты экстерьера были известны экспертам уже давно, то салон модели LADA Azimut оставался секретом. И вот теперь серебристо-оранжевый кожаный комбинированный салон стал достоянием общественности. Помимо роскошного интерьера, LADA Azimut радует и набором опций, многие из которых не были доступны в других автовазовских моделях.
1/1Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Искусственный интеллект
Даже в базовом исполнении модель будет иметь мультимедийную систему с 10-дюймовым экраном, а автомобильный компьютер был разработан при участии Сбера и «Ростелекома». В него встроен искусственный интеллект — нейросеть GigaChat и операционная система «Аврора автомобильная». Многие функции автомобиля имеют опцию голосовых команд, что существенно повышает безопасность вождения.
Другие опции
Эксперты «Ленты.ру» перечислили другие новые опции комфорта в LADA Azimut, учитывая премиум-комплектацию:
бесключевой доступ;
выбор движения в зависимости от дорожного покрытия
двухзонный климат-контроль;
камера кругового обзора;
камера заднего вида;
контроль давления в шинах;
навигация, встроенная в комбинацию приборов;
обогреваемые боковые стекла;
электропривод багажника.
1/1Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Предполагаемая цена
Как пообещал на ПМЭФ-2025 глава «АвтоВАЗА» Максим Соколов, предполагаемая цена кроссовера LADA Azimut будет ниже, чем у конкурентов. Естественно, что стоимость будет зависеть от комплектации модели. Опрошенные «Лентой.ру» эксперты порассуждали на тему цены и спроса на новую модель.
«Если говорить о стоимости LADA Azimut сегодня, речь будет идти о цене больше двух миллионов рублей, — считает Денис Можейко. — Но запуск в серию этого кроссовера запланирован на 2026 год, и какая будет ситуация на авторынке, какие конкуренты еще появятся с китайской стороны, предсказать довольно сложно, поэтому о цене поговорим, когда LADA Azimut поступит к дилерам».
«Подобные новинки воспринимаются потребителями благосклонно — и Granta, и Vesta всегда отлично продавались, — убежден Максим Агаджанов. — Есть сегодня спрос и на другую новинку "АвтоВАЗа" — LADA Aura. Даже при стоимости 2,5-2,6 миллиона рублей, что сопоставимо с ценой Aura, покупатель будет брать этот кроссовер, как Vesta SW Cross, которая стоит до 2,2 миллиона рублей. Автомобиль обязательно попадет в госпрограммы, и его можно будет купить со скидками».
Кроссовер будет интересен не только обычным автомобилистам, но и бизнесу, уверен Агаджанов. По его мнению, Azimut появится в таксопарках и в каршеринге. А каршеринг, поясняет эксперт, отлично продвигает автомобили: во время аренды водители присматриваются к модели и в дальнейшем могут приобрести ее в собственность.
«Закупки Azimut будут производить госструктуры и компании с госучастием: в парках есть потребность в кроссоверах. Законодательно автомобиль получает максимальную поддержку. И, надо сказать, вполне заслуженно — это действительно выдающаяся российская разработка», — констатирует автоэксперт.