Государство выяснило, чего хочет бизнес. Гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич представил на Петербургском международном экономическом форуме исследование, которое позволило проанализировать реальные потребности и запросы российских предпринимателей. Он пообещал, что полученные данные найдут отражение в стратегии развития Корпорации МСП до 2030 года. В фокусе окажутся не просто льготы и субсидии, а системные меры поддержки, новые финансовые инструменты и подход, который обеспечит рост всего сектора. Подробнее об изменениях — в материале «Ленты.ру».
Главный итог исследования: малому и среднему бизнесу нужно не только финансирование. Деньги, конечно, важны, — так ответили 28 процентов опрошенных, — однако практически в равной степени на предпринимательскую деятельность влияет наличие нужных компетенций и уровень цифровизации (26 процентов), а также сбыт продукции (24 процента) и производственная кооперация (22 процента). Ответы распределились практически равномерно, а это значит, что поддержка бизнеса должна быть многослойной и учитывать разные этапы развития компаний.
Исследование проводилось на основе прямого опроса через платформу МСП.РФ. Более 3,5 тысячи представителей бизнеса ответили на вопросы. «Важно, чтобы все, прописанное в стратегии развития Корпорации МСП, работало и было востребовано нашими предпринимателями, чтобы они, а не только экспертное сообщество и органы власти, принимали участие в разработке этого документа. Поэтому и проводился опрос на платформе МСП.РФ», — объяснил министр экономического развития РФ Максим Решетников.
Полученные результаты помогут Корпорации по-новому выстроить систему господдержки предпринимателей. «Ориентируясь на запросы малого и среднего бизнеса, мы предусматриваем целый ряд инструментов для развития МСП, которые необходимы предпринимателям на разных этапах развития. Комплексный подход к поддержке малого и среднего бизнеса — это один из базовых принципов нашей стратегии», — отметил гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич.
Обсуждение новой стратегии развития Корпорации МСП началось в ноябре 2024 года. Совет директоров института развития обозначил базовые рамки: в течение пяти лет государство поможет малому и среднему бизнесу привлечь на развитие более пяти триллионов рублей.
«Корпорация МСП, являясь одним из ключевых институтов развития малого и среднего предпринимательства, внесет свой вклад в достижение национальных целей, поставленных президентом, и систему господдержки в рамках нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика". До 2030 года совокупно по всем финансовым программам Корпорации МСП на развитие малых и средних компаний будет направлено более 5 триллионов рублей. Из них 2,5 триллиона — на компании отраслей, формирующих экономику предложения», — подчеркнул министр экономического развития РФ Максим Решетников.
Такой подход обеспечит качественный скачок во всем секторе МСП и позволит достичь цели, поставленной президентом: увеличение дохода в расчете на одного работника темпами выше роста ВВП.
Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отметил, что важно не просто формально оформить стратегию как документ: «Наша группа координации создана для того, чтобы при небольшом капитале, который у нас есть, его эффективнее тратить. И нам надо научиться за те же самые деньги предоставлять больше услуг, капитала и в конечном итоге [совершать] больше сделок».
Принципиальное новшество в том, что подходы к поддержке бизнеса будут меняться. Принцип «один раз написали и забыли» больше не работает. «Ни действующая, ни новая стратегии развития не залиты в бетоне. Новая стратегия будет постоянно корректироваться и дополняться в зависимости от состояния сектора, запросов бизнеса и государственной политики. Если есть какой-то резерв или возможность за счет донастройки каких-либо инструментов оказать дополнительную финансовую или иную поддержку, то Корпорация обязательно это сделает», — пообещал Александр Исаевич.
Корпорация нацелена на постоянный диалог с бизнесом и регулярный апгрейд инструментов — как это уже было в случае с запуском «зонтичных» поручительств. В рамках таких поручительств Корпорация берет на себя 50 процентов рисков по кредиту, что позволяет бизнесу, особенно малому, привлекать заемные средства даже без залога.
В Корпорации МСП увидели, что этот инструмент можно сделать еще более удобным для бизнеса и при этом кратно увеличить объем господдержки. В результате получить необходимое заемное финансирование смогли даже те предприниматели, которым банки уже отказали. А это каждый третий кредит из триллиона рублей, привлеченных малым и средним бизнесом за четыре года работы «зонтичных» поручительств. В новой стратегии этот механизм планируют сохранить и расширить. На ПМЭФ Корпорация МСП уже объявила о запуске новых программ на базе своих «зонтов». Одна — с ВЭБ.РФ для МСП в сфере городской экономики, вторая — с региональными гарантийными организациями для ветеранов СВО, желающих взять займ на открытие своего бизнеса.
В целом же, как выяснила «Лента.ру», стратегия Корпорации МСП до 2030 года будет состоять из трех больших блоков: деньги, сбыт и платформенные технологии.
Сегодня в Корпорации МСП прекрасно понимают, что бизнесу сложно, а иногда и просто невозможно привлекать заемное финансирование в условиях высокой ключевой ставки. Нужны льготные программы и особенно поручительства при кредитовании. Ведь зачастую предприниматели либо не имеют недвижимости и производственных мощностей, которые можно использовать как залог, либо все уже заложено.
При расширении механизмов финансовой поддержки Корпорация действует адресно. Например, при развитии тех же «зонтичных» поручительств используется территориальный принцип — для Дальнего Востока, Кавказа, Крыма и Севастополя, приграничных и новых регионов. Также выделены отраслевые спецлимиты для легкой промышленности и туристического бизнеса.
Для предприятий обрабатывающей отрасли, IT, туризма и научно-технической деятельности работает льготное инвестиционное кредитование. Оно осуществляется в рамках программы стимулирования кредитования (ПСК), которую Корпорация МСП реализует совместно с Банком России, и специальной субсидии от Минэкономразвития.
Особая программа кредитования под пять процентов годовых на первый год запущена для предприятий станкостроения и робототехники. Это совместный проект с Минпромторгом, направленный развитие МСП, участвующих в укреплении технологического суверенитета. В России работает более 400 предприятий станкостроения, которые при должном финансировании могут совершить прорыв в своих технологиях. А создание отечественных средств производства — это необходимый элемент технологической безопасности страны.
Вместе с Минэкономразвития Корпорация МСП начала льготное кредитование малых технологических компаний по ставке «ключ» минус семь процентов. Уже заключены первые 11 договоров на общую сумму 685 миллионов рублей.
Самый лучший драйвер для развития бизнеса — это спрос. Поэтому Корпорация МСП планирует еще больше внимания уделять рынкам сбыта продукции малого и среднего бизнеса.
Прежде всего продолжится работа по госзакупкам. Это колоссальный рынок сбыта с ежегодным объемом около 10 триллионов рублей. С 2022 года для госкомпаний действует обязательная 25-процентная квота на закупки у малых и средних предприятий (в рамках 223-ФЗ), и Корпорация строго следит за соблюдением интересов своих подопечных. Ведь благодаря этому инструменту доход у МСП-поставщиков в среднем растет на 22 процента.
Задача Корпорации на ближайшую пятилетку — увеличить долю высокотехнологичной продукции от МСП в госзакупках. Ожидается, что к 2030 году такие поставки суммарно составят 1,2 триллиона рублей. Особые ожидания связаны с офсетными договорами, когда государственный заказчик гарантирует закупку продукции в будущем. Этот механизм запустили в 2022 году, и с тех пор госкомпании заключили с МСП 17 таких соглашений на семь миллиардов рублей.
Еще один перспективный рынок сбыта обеспечивает кооперация малого и крупного частного бизнеса. Корпорация выступает здесь в качестве партнера: агрегирует спрос и предложение, помогает МСП заявить о себе и выйти со своей продукцией на новый уровень. Например, небольшое саратовское предприятие в рамках такой кооперации помогло Минскому тракторному заводу заместить клапаны управления BOSCH.
Еще одно важное направление в новой стратегии поддержки МСП — это цифровые и платформенные решения. Они не только упрощают доступ к программам поддержки, но и становятся каналом связи с бизнесом. Именно поэтому развитие цифровой инфраструктуры МСП.РФ продолжится: предприниматели, особенно микробизнес, где нет штата юристов и бухгалтеров, могут бесплатно пользоваться необходимыми сервисами на платформе Корпорации.
Еще больше возможностей у предпринимателей появится на маркетплейсах. Сейчас можно получить помощь при выходе на онлайн-площадки и поддержку в продвижении. На Питерском форуме руководство Корпорации договорилось о расширении сотрудничества с Wildberries, так что перспектив у малого бизнеса станет еще больше.
В целом стратегия до 2030 года — это сигнал предпринимателям, что государство не просто сохраняет, но и перестраивает под их запросы свою поддержку: не разовые меры, а целая экосистема с обратной связью и мощной цифровой инфраструктурой. Главный приоритет — таргетная помощь тем, кто внедряет технологии и растет.