Экономика
12:00, 20 июня 2025

Бизнесу нужны не только деньги. Корпорация МСП спросила у предпринимателей, что надо бизнесу

К 2030 году малый и средний бизнес привлечет до 5 трлн рублей
Полина Каневская (Корреспондент)
Фото: Анна Алексашкина / Фонд Росконгресс

Государство выяснило, чего хочет бизнес. Гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич представил на Петербургском международном экономическом форуме исследование, которое позволило проанализировать реальные потребности и запросы российских предпринимателей. Он пообещал, что полученные данные найдут отражение в стратегии развития Корпорации МСП до 2030 года. В фокусе окажутся не просто льготы и субсидии, а системные меры поддержки, новые финансовые инструменты и подход, который обеспечит рост всего сектора. Подробнее об изменениях — в материале «Ленты.ру».

Главный итог исследования: малому и среднему бизнесу нужно не только финансирование. Деньги, конечно, важны, — так ответили 28 процентов опрошенных, — однако практически в равной степени на предпринимательскую деятельность влияет наличие нужных компетенций и уровень цифровизации (26 процентов), а также сбыт продукции (24 процента) и производственная кооперация (22 процента). Ответы распределились практически равномерно, а это значит, что поддержка бизнеса должна быть многослойной и учитывать разные этапы развития компаний.

Исследование проводилось на основе прямого опроса через платформу МСП.РФ. Более 3,5 тысячи представителей бизнеса ответили на вопросы. «Важно, чтобы все, прописанное в стратегии развития Корпорации МСП, работало и было востребовано нашими предпринимателями, чтобы они, а не только экспертное сообщество и органы власти, принимали участие в разработке этого документа. Поэтому и проводился опрос на платформе МСП.РФ», — объяснил министр экономического развития РФ Максим Решетников.

Полученные результаты помогут Корпорации по-новому выстроить систему господдержки предпринимателей. «Ориентируясь на запросы малого и среднего бизнеса, мы предусматриваем целый ряд инструментов для развития МСП, которые необходимы предпринимателям на разных этапах развития. Комплексный подход к поддержке малого и среднего бизнеса — это один из базовых принципов нашей стратегии», — отметил гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич.

Живая стратегия

Обсуждение новой стратегии развития Корпорации МСП началось в ноябре 2024 года. Совет директоров института развития обозначил базовые рамки: в течение пяти лет государство поможет малому и среднему бизнесу привлечь на развитие более пяти триллионов рублей.

«Корпорация МСП, являясь одним из ключевых институтов развития малого и среднего предпринимательства, внесет свой вклад в достижение национальных целей, поставленных президентом, и систему господдержки в рамках нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика". До 2030 года совокупно по всем финансовым программам Корпорации МСП на развитие малых и средних компаний будет направлено более 5 триллионов рублей. Из них 2,5 триллиона — на компании отраслей, формирующих экономику предложения», — подчеркнул министр экономического развития РФ Максим Решетников.

Такой подход обеспечит качественный скачок во всем секторе МСП и позволит достичь цели, поставленной президентом: увеличение дохода в расчете на одного работника темпами выше роста ВВП.

Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отметил, что важно не просто формально оформить стратегию как документ: «Наша группа координации создана для того, чтобы при небольшом капитале, который у нас есть, его эффективнее тратить. И нам надо научиться за те же самые деньги предоставлять больше услуг, капитала и в конечном итоге [совершать] больше сделок».

Принципиальное новшество в том, что подходы к поддержке бизнеса будут меняться. Принцип «один раз написали и забыли» больше не работает. «Ни действующая, ни новая стратегии развития не залиты в бетоне. Новая стратегия будет постоянно корректироваться и дополняться в зависимости от состояния сектора, запросов бизнеса и государственной политики. Если есть какой-то резерв или возможность за счет донастройки каких-либо инструментов оказать дополнительную финансовую или иную поддержку, то Корпорация обязательно это сделает», — пообещал Александр Исаевич.

Корпорация нацелена на постоянный диалог с бизнесом и регулярный апгрейд инструментов — как это уже было в случае с запуском «зонтичных» поручительств. В рамках таких поручительств Корпорация берет на себя 50 процентов рисков по кредиту, что позволяет бизнесу, особенно малому, привлекать заемные средства даже без залога.

В Корпорации МСП увидели, что этот инструмент можно сделать еще более удобным для бизнеса и при этом кратно увеличить объем господдержки. В  результате получить необходимое заемное финансирование смогли даже те предприниматели, которым банки уже отказали. А это каждый третий кредит из триллиона рублей, привлеченных малым и средним бизнесом за четыре года работы «зонтичных» поручительств. В новой стратегии этот механизм планируют сохранить и расширить. На ПМЭФ Корпорация МСП уже объявила о запуске новых программ на базе своих «зонтов». Одна — с ВЭБ.РФ для МСП в сфере городской экономики, вторая — с региональными гарантийными организациями для ветеранов СВО, желающих взять займ на открытие своего бизнеса.

В целом же, как выяснила «Лента.ру», стратегия Корпорации МСП до 2030 года будет состоять из трех больших блоков: деньги, сбыт и платформенные технологии.

Деньги в цель

Сегодня в Корпорации МСП прекрасно понимают, что бизнесу сложно, а иногда и просто невозможно привлекать заемное финансирование в условиях высокой ключевой ставки. Нужны льготные программы и особенно поручительства при кредитовании. Ведь зачастую предприниматели либо не имеют недвижимости и производственных мощностей, которые можно использовать как залог, либо все уже заложено.

При расширении механизмов финансовой поддержки Корпорация действует адресно. Например, при развитии тех же «зонтичных» поручительств используется территориальный принцип — для Дальнего Востока, Кавказа, Крыма и Севастополя, приграничных и новых регионов. Также выделены отраслевые спецлимиты для легкой промышленности и туристического бизнеса.

Для предприятий обрабатывающей отрасли, IT, туризма и научно-технической деятельности работает льготное инвестиционное кредитование. Оно осуществляется в рамках программы стимулирования кредитования (ПСК), которую Корпорация МСП реализует совместно с Банком России, и специальной субсидии от Минэкономразвития.

Особая программа кредитования под пять процентов годовых на первый год запущена для предприятий станкостроения и робототехники. Это совместный проект с Минпромторгом, направленный развитие МСП, участвующих в укреплении технологического суверенитета. В России работает более 400 предприятий станкостроения, которые при должном финансировании могут совершить прорыв в своих технологиях. А создание отечественных средств производства — это необходимый элемент технологической безопасности страны.

Вместе с Минэкономразвития Корпорация МСП начала льготное кредитование малых технологических компаний по ставке «ключ» минус семь процентов. Уже заключены первые 11 договоров на общую сумму 685 миллионов рублей.

Новые рынки — новый спрос

Самый лучший драйвер для развития бизнеса — это спрос. Поэтому Корпорация МСП планирует еще больше внимания уделять рынкам сбыта продукции малого и среднего бизнеса.

Прежде всего продолжится работа по госзакупкам. Это колоссальный рынок сбыта с ежегодным объемом около 10 триллионов рублей. С 2022 года для госкомпаний действует обязательная 25-процентная квота на закупки у малых и средних предприятий (в рамках 223-ФЗ), и Корпорация строго следит за соблюдением интересов своих подопечных. Ведь благодаря этому инструменту доход у МСП-поставщиков в среднем растет на 22 процента.

Задача Корпорации на ближайшую пятилетку — увеличить долю высокотехнологичной продукции от МСП в госзакупках. Ожидается, что к 2030 году такие поставки суммарно составят 1,2 триллиона рублей. Особые ожидания связаны с офсетными договорами, когда государственный заказчик гарантирует закупку продукции в будущем. Этот механизм запустили в 2022 году, и с тех пор госкомпании заключили с МСП 17 таких соглашений на семь миллиардов рублей.

Еще один перспективный рынок сбыта обеспечивает кооперация малого и крупного частного бизнеса. Корпорация выступает здесь в качестве партнера: агрегирует спрос и предложение, помогает МСП заявить о себе и выйти со своей продукцией на новый уровень. Например, небольшое саратовское предприятие в рамках такой кооперации помогло Минскому тракторному заводу заместить клапаны управления BOSCH.

На платформе

Еще одно важное направление в новой стратегии поддержки МСП — это цифровые и платформенные решения. Они не только упрощают доступ к программам поддержки, но и становятся каналом связи с бизнесом. Именно поэтому развитие цифровой инфраструктуры МСП.РФ продолжится: предприниматели, особенно микробизнес, где нет штата юристов и бухгалтеров, могут бесплатно пользоваться необходимыми сервисами на платформе Корпорации.

Еще больше возможностей у предпринимателей появится на маркетплейсах. Сейчас можно получить помощь при выходе на онлайн-площадки и поддержку в продвижении. На Питерском форуме руководство Корпорации договорилось о расширении сотрудничества с Wildberries, так что перспектив у малого бизнеса станет еще больше.

В целом стратегия до 2030 года — это сигнал предпринимателям, что государство не просто сохраняет, но и перестраивает под их запросы свою поддержку: не разовые меры, а целая экосистема с обратной связью и мощной цифровой инфраструктурой. Главный приоритет — таргетная помощь тем, кто внедряет технологии и растет.

< Назад в рубрику