Один из самых популярных стилей, в которых рисуют современные подростки, — это аниме. Он давно вышел за пределы исключительно японской анимации — персонажей с большими глазами и выразительной мимикой сегодня можно увидеть на одежде, в тату-салонах и рекламе. Освоить этот стиль рисования вполне реально, даже не имея художественного образования. О ключевых принципах — от построения пропорций до передачи эмоций персонажей — в материале «Ленты.ру».
Что такое аниме
Аниме — это японская анимация, которая отличается уникальным стилем рисования, динамичными сценами и, как правило, глубокими сюжетами. Хотя термин «аниме» происходит от английского слова animation (мультипликация), в мире он прочно закрепился именно за японскими мультфильмами.
История аниме
Корни аниме уходят в начало XX века, когда японские художники экспериментировали с анимацией, вдохновляясь западными мультфильмами. Расцвет жанра начался в 1960-х благодаря работам Осаму Тэдзуки — «отца аниме», создавшего «Астробоя» (Tetsuwan Atom). Его стиль, включая большие выразительные глаза персонажей, стал визитной карточкой японской мультипликации.

Кадр: аниме «Навсикая из Долины ветров»
В 1980-1990-х годах аниме набрало мировую популярность благодаря таким культовым произведениям, как «Навсикая из Долины ветров» Хаяо Миядзаки, «Призрак в доспехах» Масамунэ Сиро и «Евангелион» Хидэаки Анно. Сегодня аниме — это огромная индустрия, охватывающая множество жанров: от фэнтези и научной фантастики до повседневных драм и романтики.
Отличительные особенности аниме
- Стиль персонажей — большие глаза, мелко прорисованный рот и нос, разноцветные волосы. Эмоции передаются через преувеличенную мимику.
- Динамика и действие — даже в диалоговых сценах часто используются резкие ракурсы и эффектные позы.
- Детализация фонов — фоны могут быть как гиперреалистичными, так и стилизованными под акварель или другую технику.
- Символизм — в аниме существуют универсальные изобразительные приемы, которые используются для передачи эмоций, например, разные формы бликов в глазах персонажей могут выражать восторг или печаль, а отсутствие бликов указывает на апатию, отсутствие жизненной энергии.

Фото: Jeeva Jrg / Shutterstock / Fotodom
Основы анатомии аниме-персонажей
Рисование персонажей в стиле аниме — это баланс между стилизацией и грамотной анатомией. Несмотря на то что пропорции и черты лица в аниме преувеличены, для того чтобы сделать персонажа выразительным и гармоничным, нужно знать основы строения тела.
Пропорции тела
В аниме пропорции часто зависят от жанра и стиля:
- чиби — персонажи выглядят нарочито милыми и маленькими, голова составляет треть или половину тела, конечности короткие и округлые;
- стиль седзе и сенэн — голова укладывается в тело примерно 6-7 раз;
- стиль сэйнэн и дзесэй — пропорции более близки к реальным, тело составляет 7,5-8 голов.

Фото: Daria Nipot / Shutterstock / Fotodom
Лицо
Глаза — самая выразительная деталь аниме-персонажей. Они обычно:
- большие, миндалевидной формы, округлые или угловатые;
- имеют сложную систему бликов и отражений;
- расположены на расстоянии примерно одного глаза друг от друга.
У аниме-персонажей, как правило, маленькие губы и нос, и они рисуются минималистично:
- нос — небольшая черточка, точка или легкий изгиб;
- рот — простая изогнутая линия или маленький треугольник при улыбке;
- подбородок чаще острый, но может быть округлым у детских персонажей.
Волосы
Волосы в аниме — важная часть характера персонажа:
- рисуются крупными, четко очерченными прядями, а не отдельными волосками;
- челка часто закрывает часть лица или даже один глаз;
- начинать рисовать волосы нужно от макушки, учитывая их естественный рост;
- объем создается с помощью слоев — сначала основные формы, затем детали;
- важна динамика — пряди могут развеваться или торчать в разные стороны.

Фото: Sensay / Shutterstock / Fotodom
Чем лучше рисовать
Для рисования аниме-персонажей подходят как традиционные, так и цифровые инструменты. Можно рисовать обычным карандашом на бумаге или на графическом планшете. Оба метода имеют свои преимущества и позволяют создавать качественные работы.
Карандаш и бумага
Классические инструменты — отличный выбор для тех, кто только начинает свой путь в рисовании. Они помогают лучше чувствовать линии, развивают моторику и не требуют сложных настроек.
Бумага
Для начала подойдет и обычная офисная бумага, но, если вы планируете делать более детализированные работы, лучше выбрать специальный скетчбук с плотностью 90-120 г/м². Такая бумага не проминается под сильным нажимом и хорошо выдерживает стирание ластиком. Если же вы хотите работать с маркерами или тушью, обратите внимание на бристольский картон (от 200 г/м²) — он не размокает от влаги и сохраняет четкость линий.

Фото: Dyto Yudistiro / Shutterstock / Fotodom
Карандаши
Для набросков удобны твердые карандаши (H, 2H), которые оставляют легкие, почти незаметные линии. Для затемнения и придания объема лучше использовать мягкие (B, 2B, 4B). Для четких контуров стоит попробовать механический карандаш с тонким грифелем (0,3-0,5 миллиметра) — он позволяет контролировать толщину линии без постоянной заточки.
Лайнеры и ручки
Нужны для обводки контуров. Лучше всего подходят водостойкие лайнеры с разной толщиной пера — тонкие (0,1-0,3 миллиметра) для деталей, толстые (0,5-0,8 миллиметра) для основных линий. Если хочется добавить динамики, можно поэкспериментировать с кистевыми ручками, которые меняют толщину штриха в зависимости от нажима.
Работа с цветом
Для плавных переходов подойдут спиртовые маркеры, но они требуют плотной бумаги. Более бюджетный вариант — акварельные карандаши, которые можно размывать водой для создания мягких эффектов.
Цифровое рисование
Профессиональные художники и иллюстраторы используют специальные графические планшеты, поскольку рисование компьютерной мышкой значительно сложнее и менее удобно для точной работы. Графические планшеты делятся на два основных типа:
- настольные модели без собственного экрана, где изображение выводится на монитор компьютера;
- интерактивные мониторы с дисплеем, позволяющие рисовать непосредственно на поверхности устройства.
Сейчас художники могут выбирать из множества программ для рисования. Есть простые приложения, в которых разберется даже новичок, и сложные профессиональные инструменты. Особенно востребованы программы, заточенные под конкретные стили — например, для рисования аниме или концепт-арта.

Фото: portishead1 / Getty Images
Главное в цифровом рисовании — кисти и текстуры. В современных программах есть кисти для четких линий и для мягких размытых переходов, некоторые из них создают полную имитацию рисунка карандашом или масляными красками. А еще в ряде программ можно не только брать готовые кисти, но и делать свои, подстраивая их под собственные нужды.
Программы для рисования
Krita
- Стоимость: бесплатно;
- Операционная система: Windows, macOS, Linux;
- Сложность: средняя (интерфейс может быть сложноват для новичков, но есть обучающие материалы);
- Описание: растровый графический редактор с открытым исходным кодом, предназначенный для цифровой живописи, концепт-арта, создания комиксов, текстур и простой анимации. Программа предлагает более 100 настраиваемых кистей со стабилизацией мазков, поддержку векторных инструментов, работу со слоями и масками, а также возможность создания бесшовных узоров и текстур. Дополнительно доступна обширная база знаний с уроками и магазин ресурсов для расширения возможностей программы.
FireAlpaca
- Стоимость: бесплатно (есть платная версия FireAlpaca SE с расширенными функциями);
- Операционная система: Windows, macOS, Linux;
- Сложность: низкая (удобный интерфейс, подходит для новичков);
- Описание: графический редактор с простым и интуитивным интерфейсом, идеально подходящий как для начинающих, так и для профессиональных художников. Программа предлагает обширный набор настраиваемых кистей, включая акварельные, карандашные, декоративные и эффектные, а также гибкие инструменты для коррекции линий. FireAlpaca поддерживает работу с анимацией, 3D-перспективой, текстом, градиентами и фильтрами, включая уникальные функции вроде RGB-сдвига и «Японского узора». Благодаря низким системным требованиям и стабильной работе, редактор отлично подходит для слабых компьютеров.
MediBang Paint Pro
- Стоимость: бесплатно;
- Операционная система: Windows, macOS, Android, iOS;
- Сложность: низкая (удобный интерфейс, подходит для начинающих);
- Описание: программа ориентирована на создание иллюстраций, аниме и манги. Из особенностей — широкий набор настраиваемых кистей, имитирующих различные художественные техники (краски, чернила, карандаши), а также удобные инструменты для обводки и работы с текстурами. MediBang Paint Pro включает разнообразные фильтры и эффекты, встроенную библиотеку шрифтов, готовые фоны и шаблоны для аниме-стиля. Поддерживается работа с облачными проектами и синхронизация между устройствами.

Кадр: сериал «Ворон хозяина не выбирает»
PaintTool SAI
- Стоимость: 5500 японских йен (~3000 рублей);
- Операционная система: Windows;
- Сложность: средняя (подходит для начинающих и продвинутых пользователей);
- Описание: специализированный графический редактор с поддержкой растровой и векторной графики, изначально создан для рисования в стиле аниме и манги, но подходит и для других художественных стилей. Программа предлагает удобные инструменты для работы с цветом, включая настраиваемые палитры, а также разнообразные кисти (маркер, акрил, аэрограф, акварель) и векторные инструменты (перо, кривые, фигуры). PaintTool SAI поддерживает работу со слоями, сглаживание линий, импорт сторонних текстур и кистей.
ArtRage
- Стоимость: ПК-версия: 79.99 долларов (~6400 рублей), мобильная версия: 4.99 долларов (~400 рублей);
- Операционная система: Windows, macOS, iOS, Android;
- Сложность: средняя (интуитивный интерфейс, но требует понимания художественных техник);
- Описание: профессиональная программа для цифровой живописи, максимально точно имитирующая работу с реальными художественными материалами. ArtRage предлагает уникальные инструменты для реалистичного смешивания красок, создания акварельных эффектов, карандашных набросков с естественной штриховкой и масляной живописи. В арсенале — настраиваемые холсты, трафареты и инструменты цветокоррекции. Подходит как для профессиональных художников, так и для любителей. Мобильная версия сохраняет основные функции десктопного варианта.
Этапы рисования персонажа
Как нарисовать тело в стиле аниме
Голова
- Начните с простого круга. Не стремитесь к идеальной форме — это всего лишь ориентир.
- Проведите через середину круга линию — она поможет обозначить шею и подбородок. В нижней половине круга наметьте треугольник или плавную дугу. Обратите внимание на форму подбородка — у мужских персонажей он обычно угловатый, у женских — более округлый.
- Нарисуйте уши.
Кадр: Najwa Ibrahimi / YouTube
Тело
- Проведите линию от основания головы вниз. Она задаст динамику позы — прямая для статики, S-образная для движения.
- Нарисуйте шею. Линии должны быть немного изогнуты. Проведите горизонтальную линию с небольшими кругами на концах — это будут плечевые суставы.
- Горизонтальной линией обозначьте талию, затем с помощью прямых линий соедините талию с плечами, а также дорисуйте нижнюю часть тела. У женских персонажей широкие бедра и узкая грудная клетка, у мужских — наоборот.
Кадр: Najwa Ibrahimi / YouTube
Ноги и руки
- От таза наметьте линиями бедра и голени. На месте коленных и голеностопных суставов изобразите круги.
- Детально прорисуйте ноги. Внешняя часть бедер и голеней должна быть более выпуклой, чем внутренняя. При прорисовке ног лучше опираться на референс.
- Стопы обычно рисуют в виде треугольников или параллелепипедов. Такая форма напоминает ступни в носках — без детализации пальцев, но с сохранением анатомических пропорций.
- В местах, где колени были обозначены кружочками, сделайте линии более плавными, чтобы передать естественный изгиб ноги.
- Переходим к рукам. Нарисуйте плечо в виде цилиндра, идущего от плечевого сустава, затем обозначьте изгиб в локтевом суставе и проведите линию предплечья, сужающуюся к запястью. Сделайте легкий изгиб в районе локтя, сохраняя плавность линий.
- Наметьте ладонь в виде слегка изогнутой трапеции, затем добавьте четыре пальца в виде сужающихся цилиндров, расположенных веером. Большой палец нарисуйте как небольшой треугольник, отходящий от боковой части ладони.
Кадр: Najwa Ibrahimi / YouTube
Как нарисовать лицо в стиле аниме
- Для начала нужно нарисовать голову в форме круга, а затем провести в его середине вертикальную линию.
- Контур челюсти рисуют от края головы, ведя линию вниз под небольшим углом к центральной оси. Линия должна плавно сужаться, формируя овал лица.
- Проведите горизонтальную линию — она будет обозначать верхний край глаз.
- Уши рисуют по бокам головы, начиная от линии глаз и заканчивая на уровне носа.
- Проведите линию по нижним краям ушей — это будет линия носа.
- Перед рисованием глаз сотрите дополнительные линии.
- Выберите эмоцию, которую хотите передать. Начните рисовать глаз с верхнего века, постепенно переходя к нижнему. Добавьте детали: ресницы и тени.
- Нарисуйте роговицу и зрачок. Добавьте блики и тени.
- Симметрично нарисуйте второй глаз, следите за расстоянием между ними.
- Добавьте кончик носа в том месте, где пересекаются горизонтальная и вертикальная линии.
- Проведите брови выше линии глаз.
- Рот рисуют посередине между носом и подбородком.
- Обведите готовый контур, сотрите все вспомогательные линии.
- Нарисуйте шею.
Кадр: Art WL / YouTube
Как передать эмоции в стиле аниме
В аниме эмоции передаются прежде всего через глаза разной формы — от огромных круглых при удивлении до узких щелочек в гневе. Основные визуальные приемы, которые помогут сделать рисунок более выразительным:
Радость
- Глаза становятся более округлыми и блестящими;
- Рот изображается широкой улыбкой, часто с видимыми зубами;
- Могут добавляться румяные круги на щеках;
- В особенно восторженных случаях рисуются звездочки или блестки вокруг головы.

Фото: jemastock / Getty Images
Грусть
- Глаза сужаются, зрачки часто опускаются вниз;
- Брови принимают характерный изгиб домиком;
- Могут изображаться слезы (одиночные капли или целые потоки);
- Поза становится более скованной, плечи опущены.

Фото: shima / Getty Images
Злость
- Глаза сужаются до щелочек или принимают остроконечную форму;
- Брови резко сведены к переносице;
- На лбу появляются гневные жилки;
- Рот может быть оскален или плотно сжат.

Фото: yopinco / Getty Images
Испуг
- Глаза резко расширяются, зрачки уменьшаются;
- Брови высоко поднимаются;
- Рот может быть открыт в крике или сжат в тонкую линию;
- Часто изображается тень на лице.

Фото: yopinco / Getty Images
Как нарисовать волосы
Как было сказано выше, аниме-волосы рисуют крупными прядями, а не отдельными волосками. Они могут быть очень острые или колючие, даже если персонаж спокоен.
Короткие острые волосы:
- сначала наметьте общую форму — например, ежик или рваную стрижку;
- добавьте торчащие в разные стороны пряди, чтобы придать характер;
- делайте корни и концы темнее, а на выпуклых местах оставьте светлые блики.
Длинные гладкие волосы:
- нарисуйте общий контур, повторяющий форму головы и ниспадающий на плечи;
- разделите волосы на несколько крупных прядей, слегка разведя их внизу;
- добавьте яркий блик по центру — полосой или отдельными мазками.
Объемные хвосты или завитые косички:
- наметьте основу — например, два пучка по бокам головы;
- нарисуйте завитки или спирали, делая их округлыми и четкими;
- затемните внутреннюю часть завитков, чтобы придать объем.

Кадр: сериал «Аля иногда кокетничает со мной по-русски»
Полезные советы для новичков
Контролируйте нажим карандаша
Не нажимайте на карандаш слишком сильно, многие новички делают линии чересчур жирными и грубыми, что потом мешает вносить исправления. Работайте легкими, воздушными штрихами — так вы сможете легко корректировать рисунок по мере работы.
Используйте обучающие материалы
Для развития навыков ищите ресурсы, которые будут вам полезны на разных этапах обучения. Это могут быть:
- пошаговые видеоуроки;
- специализированные книги по рисованию манги;
- онлайн-курсы с обратной связью от преподавателей;
- мобильные приложения с уроками рисования.
Освойте базовые пропорции
Тому, кто хочет научиться рисовать аниме-персонажей правильно, важно с самого начала уделять внимание пропорциям. Используйте простые формы (круг, прямоугольник, квадрат) для построения головы и тела, отмечайте основные линии (глаз, носа, рта), опираясь на базовую анатомию. Со временем это войдет в привычку, и вы сможете экспериментировать с пропорциями и формами.
Развивайте свою уникальность
Пробуйте разные стили и техники, которые помогут вам находить собственный художественный почерк. Не бойтесь экспериментировать с:
- размером и формой глаз;
- стилями причесок;
- пропорциями персонажей;
- цветовыми решениями.
Практикуйтесь регулярно
Самая важная привычка для тех, кто хочет научиться рисовать хорошо — ежедневная практика. Даже 15-20 минут в день, посвященные скетчам, дадут заметный прогресс через несколько недель.
Не стремитесь к совершенству сразу
Даже профессиональные художники когда-то начинали с простых форм. Ваши первые работы — это необходимый этап, который будет фундаментом для будущего мастерства. Главное — не останавливаться и продолжать рисовать.