Почему нам снятся роды, даже если в жизни мы далеки от родительства? Согласно исследованиям, во время сна (особенно в его быстрой фазе) мозг обрабатывает наши эмоциональные переживания и зашифровывает их в образы, например, в эпизод рождения ребенка. О том, к чему снятся роды — собственные или чужие, легкие или пугающие, — и как трактуют эти сны разные психотерапевтические подходы, рассказывает «Лента.ру».
Образ родов в культуре — один из самых многослойных и парадоксальных. Он соединяет в себе боль и радость, разрушение и созидание. Роды — это всегда граница, которая отделяет прежнее состояние от нового, которое нередко приходит болезненно (на душевном, а не телесном уровне).
В ряде культур роды ассоциируются с началом, чудом, освобождением от уз и переходом на следующий уровень сознания.
В буддийских текстах описывается рождение Будды: по преданию, он вышел из чрева матери, не причинив ей боли, и сразу же сделал семь шагов, заявив о своем предназначении. Этот образ подчеркивает исключительность рождения как высшего, божественного, явления, выходящего за пределы биологии.
В индуистской традиции богиня Парвати рождает сына Ганешу из собственного тела без участия мужчины — тем самым подчеркивается божественная автономия женской творящей силы.
В некоторых африканских племенах женщины, прошедшие роды, считаются носительницами особой мудрости и силы. Их голос обретает больший вес в решениях общины — ведь они «знают путь между мирами».
В христианской культуре образы Богородицы и Рождества ассоциируются с надеждой и любовью, обещанием спасения.
Из этого можно сделать вывод, что для человека символ родов может означать:
У символа родов есть и другая грань — темная и пугающая. Роды могут олицетворять кризис, потерю опоры, страдание, разрушение привычного мира.
Например, в шумерской мифологии богиня Инанна спускается в подземный мир, чтобы спасти своего мужа и возродиться — но проходит через боль, одиночество, смерть и ритуальное раздевание. Этот образ нередко интерпретируется как архетип «инициации через страдание», где «роды» — это крайне непростое перерождение после смерти эго.
В древнегреческих трагедиях рождение иногда связано с нарушением порядка — как в случае с Эдипом, чье рождение стало началом реализации пророчества. Он, не зная о своем происхождении, убил собственного отца и женился на матери. Когда правда вскрылась, его мать Иокаста покончила с собой, а сам Эдип ослепил себя и ушел в изгнание.
В тантрической и даосской традиции можно встретить образы «энергетических родов» — когда мощный всплеск внутренней энергии может вызвать панику, боль или даже «раскол» сознания.
Соответственно, во сне такой образ может говорить еще и о:
Роды — это всегда про границу. И даже если они снятся мужчине, человеку без детей или в период, не связанный с материнством, — это почти всегда маркер того, что что-то в психике «созрело» и готово выйти наружу. Но родится ли это новым смыслом или напугает, как нечто чуждое, зависит от внутренних ресурсов и готовности встретиться с собой настоящим.
В соннике Ванги роды символизируют глобальные перемены и освобождение от накопившихся трудностей.
В целом роды по соннику Ванги, указывают на необходимость пересмотра жизненных приоритетов и ценностей.
Согласно соннику Миллера, роды трактуются в зависимости от пола и социального статуса сновидца.
В соннике Лоффа рождение во сне ребенка рассматривается как отражение внутреннего состояния и отношения к жизни сновидца. Толкование сна в том числе зависит от того, как сновидец воспринимает роды: как радостное событие или как источник тревоги.
В соннике Нострадамуса роды во сне имеют как глобальные, так и личные значения.
Кроме того, в этом соннике подчеркивается, что такие сны могут указывать на значительные изменения в судьбе сновидца в ближайшее время.
Сонник Цветкова предлагает трактовку снов о родах в зависимости от пола и возраста сновидца.
Если сонники чаще опираются на готовые значения образов, то психотерапия рассматривает сны как проявление индивидуальной психической работы.
Вот как этот символ интерпретируют в разных психотерапевтических направлениях.
В классическом психоанализе сновидение воспринимается как выражение вытесненных желаний, травм или конфликтов. Бессознательное кодирует недопустимое, цензурируемое в символы, которые можно интерпретировать через индивидуальные ассоциации.
Так, сон о родах может быть связан с конфликтами, связанными с материнской функцией, телесностью или переходом на новый этап развития.
В гештальт-подходе каждый элемент сна рассматривается как часть личности сновидца: образы, люди и события — это аспекты внутреннего «Я», с которыми важно вступить в контакт.
Работа со сновидением происходит через проигрывание сцен, отождествление с объектами сна, восстановление прерванных или подавленных процессов.
Если во сне происходят роды — терапевт может предложить войти в образ рождающегося ребенка, рожающей женщины или даже акушера, чтобы понять, какие бессознательные смыслы пытаются «прорваться» в сознание.
Для юнгианцев сновидения — это выражение архетипических энергий, послания от глубинного бессознательного, стремящегося к целостности и балансу.
Сны анализируются через образы коллективного бессознательного: тени, анимы/анимуса, великой матери, трикстера и других.
Роды во сне могут интерпретироваться как архетип обновления, рождения нового аспекта психики, часто сопровождающегося кризисом или инициацией.
При этом в разговоре с «Лентой.ру» психолог, преподаватель международного онлайн-института психологии Smart Евгения Асеева подчеркивает: «Толковать сны по готовым шаблонам удобно: открываешь сонник и получаешь быстрое объяснение. Вода снится к переменам, крыса — к предательству, секс — к страсти или тревоге. Все ясно, просто и, главное, не тревожно».
Мы любим уверенность — и сонники дают иллюзию, что даже во сне все можно упорядочить. Но сновидения живут по законам бессознательного: нелинейным, ассоциативным, символическим.
«Человеческий ум жаждет ясности, — объясняет Асеева. — Когда у любого образа есть фиксированное значение, появляется ощущение контроля. Но сон — это не таблица соответствий. Это язык внутреннего мира, и у каждого он свой».
Сновидение — скорее поэма, чем формула. То, что для одного человека символизирует силу, для другого может быть напоминанием о боли. Один и тот же сюжет — скажем, сексуальный контакт, рождение или смерть — может выражать не буквально то, что в нем изображено, а скрытую потребность, страх, утрату, творческий импульс или неразрешенный внутренний конфликт.
«Ассоциации всегда личные, — отмечает психолог. — Для одного секс во сне — это про стыд и запрет. Для другого — про силу и соединение. Символ — это не знак, а дверь. Она открывается только изнутри».
Да, в бессознательном действительно есть общие сюжеты — то, что Юнг называл архетипами. Ведьмы, змеи, лес, рождение, тень, вода — они проходят через сны тысячелетиями. Но даже архетип требует личного контекста: одного столкновение с ним исцеляет, другого — пугает.
«Понять сновидение можно только изнутри своей жизни: через чувства, опыт, ассоциации. Ни сонник, ни психолог не дадут окончательного ответа. Потому что единственный, кто может расшифровать язык сновидений, — это тот, кто их видит», — резюмирует эксперт.