Образовательное сотрудничество бизнеса и вузов становится неотъемлемой частью стратегии управления персоналом в крупных компаниях. Ситуация с кадрами в регионах, особенно в Сибири, требует системного подхода, который включает и традиционные, и инновационные инструменты. Компания «Русал» делает ставку на участие в национальных образовательных программах, цифровизацию HR-процессов и развитие территорий присутствия. О комплексной кадровой стратегии, социальном вкладе и внедрении нейросетей в HR-практики рассказала заместитель генерального директора по управлению персоналом компании «Русал» Наталья Альбрехт на юбилейной 25-й выставке-конференции «HREXPO PRO ЛЮДЕЙ». О вызовах, решениях и эффектах — в материале «Ленты.ру».
Компания «Русал» — одна из немногих российских промышленных корпораций, сохранивших статус глобального игрока. При этом ее основные производственные мощности сосредоточены в Сибири — на территории, которая занимает почти пятую часть всей площади Российской Федерации, но где проживают лишь около 4 процентов населения страны. Эта и другая неутешительная статистика, по словам Натальи Альбрехт, накладывает серьезные ограничения на кадровый потенциал компании и требует незамедлительных решений.
Большинство заводов компании имеют непрерывный производственный цикл, что делает кадровую устойчивость ключевым фактором бизнес-модели. Именно поэтому в своей HR-стратегии «Русал» совмещает проверенные и прорывные подходы, включая активное участие в национальных программах подготовки кадров.
Один из приоритетов компании — участие в федеральном проекте «Профессионалитет». Ожидается, что до конца 2030 года более 6 500 выпускников этой программы смогут трудоустроиться в компаниях «Эн+» и «Русал», а в рамках целевых программ с университетами — еще более 1 500 молодых специалистов найдут работу.
Особое внимание уделяется развитию кадрового резерва — 66 процентов внутренних назначений на ключевые позиции компания осуществляет из этого пула. Над подготовкой будущих лидеров стратегических проектов работает отдельная программа: за 2023-2024 годы более половины участников получили назначения на новые позиции, это более 300 человек.
Параллельно «Русал» внедряет технологии искусственного интеллекта на производстве.
Уже 368 роботов RPA работают в тандеме с людьми, помогая оптимизировать процессы. За январь-апрель 2025 года в компании было инициировано 303 новых проекта, тогда как за весь 2024-й — только 87.
«Наша специфика не оставляет нам иного выбора, кроме как рисковать и испытывать все новые идеи», — подчеркнула Наталья Альбрехт.
В 2024 году компания инвестировала 25,6 миллиарда рублей в экологические и социальные проекты. Эти вложения позволили улучшить качество жизни и оценку экологической ситуации в 20 малых и моногородах, где присутствует «Русал». Согласно исследованию ВЭБ.РФ по методологии «ESG-Альянса», эти показатели оказались выше, чем в среднем по 200 городам выборки. Это означает, что компания не только сохраняет рабочие места, но и повышает привлекательность жизни в малых городах и удаленных регионах, снижая миграционную напряженность.
2024 год стал испытанием для многих отраслей российской экономики. Изменения затронули бизнес-модели, логистику и социальные индикаторы. По данным ВЦИОМ, индекс удовлетворенности жизнью в России в начале 2025 года снизился с 68 до 59 пунктов, индекс социального оптимизма — с 57 до 42, а индекс материального положения семьи — с 65 до 55 пунктов. Одновременно уровень вовлеченности сотрудников, по информации Axes Management и «Экопси», упал на 2-3 процентных пункта.
По словам Натальи Альбрехт, компании удалось удержать уровень вовлеченности и даже зафиксировать рост лояльности сотрудников.
В числе перспективных направлений компания видит дальнейшее участие в федеральных кадровых инициативах, развитие партнерства с крупными работодателями в регионах, инвестиции в инфраструктуру городов и создание комфортных условий для проживания молодых семей. Одной из амбициозных инициатив может стать программа «Сибирская ипотека» для инженеров, —по аналогии с льготными условиями, предоставляемыми специалистам IT-сферы.
В дискуссии, помимо Натальи Альбрехт, приняли участие представители таких компаний, как «Росатом», «Ростех», АФК «Система» и «Норникель».
Участие компании в конференции «HREXPO PRO ЛЮДЕЙ» стало очередным подтверждением ее открытости и приверженности диалогу с профессиональным сообществом. Форум собрал более двух тысяч участников со всей России, включая представителей власти, HR-директоров и экспертов.
Опыт «Русала» наглядно демонстрирует: только системная работа с молодежью, инвестиции в образование, технологическая модернизация и развитие среды могут обеспечить устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе.