В Нижнем Новгороде прошел восьмой международный фестиваль медиаискусства INTERVALS 2025, который организует компания dreamlaser. IF — самое масштабное событие в области мультимедийного искусства в России, и каждый год фестиваль не перестает удивлять составом участников и зрелищем. В этом году в нем приняли участие более 25 художников из 10 стран, а также музыканты и спикеры из индустрии мультимедиа.
Нижний Новгород — город-миллионник, простирающийся на двух берегах, с большой историей и разнообразными районами. INTERVALS ежегодно открывает все новые локации в родном городе, помещая в них раскрывающие ландшафт образцы медиаарта. Для жителей и гостей города фестиваль — возможность увидеть Нижний с новых сторон, заметить его многогранность и вдохновиться завораживающими медиаинсталляциями.
На фестиваль едут не только из городов России, но и из других стран — INTERVALS уже вошел в категорию наиболее заметных медиафестивалей мира. Вдохновляясь европейскими событиями медиаискусства, организаторы стремились вывести нижегородский фестиваль на высокий уровень — и это у них получилось, о чем говорят цифры посещаемости (в этот раз — более 450 000 человек) и международный лайн-ап артистов, желающих показать свои работы на фестивале.
Всего фестиваль охватил 19 городских локаций, на 17 из которых прошла масштабная медиавыставка. Фасады исторических зданий, индустриальные пространства, скверы и озеро, заброшенная башня бывшего завода — эти и многие другие необычные локации поучаствовали в INTERVALS 2025. Материал «Ленты.ру» рассказывает, какие инсталляции и события были на фестивале.
Верхняя часть города
В штаб-квартире фестиваля — пространстве ЦЕХ * от компании dreamlaser — были представлены работы тайваньского медиахудожника Aka Chang и известной мультимедиа-студии Sila Sveta. Aka Chang исследует свет и преследует собственную концепцию использования только одного источника света для создания сложных визуальных сред — так, на INTERVALS 2025 он показал работу Being Somewhere, Sometime с применением аналогового медиума — светочувствительной пленки — и одного лазера, который оставлял на ней причудливые узоры. Перформеры двигались на пленке, благодаря чему рисунок всякий раз изменялся. Sila Sveta же на фестивале начала воплощать инсталляцию-рекорд «Точка сингулярности» — первую в России полностью замкнутую 360-градусную сферу из LED-экранов и массивного металлического каркаса, суммарно инсталляция весит более 34 тонн. В техническом воплощении концепции студии помогли dreamlaser и Нижегородский завод металлоконструкций.

Being Somewhere, Sometime, Ака Чанг
Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
Sila Sveta
box#4015116
На Мытном рынке можно было увидеть инсталляцию VERGE от Radiante Light Art Studio (Испания) — победителей опен-колла IF Pulse. В работе исследовалась та область восприятия, где интуиция становится острой, почти телесной, но так и не обретает точных очертаний. Здесь же показывали инсталляцию «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ» от «Азъ Есмь» x Технопарк профессионального образования (Нижний Новгород). В пространстве инсталляции можно было увидеть себя и свою связь с другими, ощутить свое влияние на общее поле, заставить другого двигаться, воздействуя на среду.

Radiante Light Art Studio. Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
В Александровском саду французский коллектив 1024 architecture представил лазерную инсталляцию Beacon of Light. Свет в Beacon of Light стал не только материалом для художественного выражения, но и средством рефлексии о том, как мы видим и воспринимаем городской ландшафт. Бесконечные лазерные лучи вырисовывали практически осязаемые формы, таинственное настроение и фантастический ореол инсталляции поддерживала музыка.
По соседству, в сквере у Чкаловской лестницы, разместилась созерцательная и медитативная инсталляция Perfectly Imperfect японской художницы Akiko Yamashita. Проекция падала прямо на деревья. В своей работе художница вдохновлялась природой и жизненным циклом деревьев, а также стремилась отразить принципы японской философии ваби-саби, где ценится красота несовершенства.

1024 architecture . Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
В Никольской башне Нижегородского кремля студия radugadesign представила инсталляцию ROTOR, в которой главный элементом стал звук и то, как его ощущает зритель. Вращающийся звук откликался на движение ротора — замедляясь и ускоряясь, менее свою текстуру. Инсталляция была разработана и создана во время арт-резиденции от пространства ЦЕХ * и dreamlaser.
Также в Кремле свою интерактивную инсталляцию In v-v // представили художники Slava SAF & Artur Sofin (Black April). В ней искусственный интеллект анализировал данные о присутствии зрителя, превращая его движение в череду цифровых трансформаций. С помощью инсталляции художники исследовали взаимодействие человека и алгоритма, наслаивая культурные и технологические коды в едином пространстве.

radugadesign. Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
На фасаде Академии Маяк, по традиции, показали мэппинги. Мэппинги на Маяке — визитная карточка фестиваля с Нижнего Новгорода в целом. В этом году на историческом здании зрители увидели работы финалистов опен-колла IF Pulse: SKGPLUS (Китай), pampam, Ивана Ганина, студии «Атмосфера», Gutor Pro Generative, [noiz], Content Production & Anton Anru, Марфы Радиной, mew studio и PSI.
Также внутри здания прошла широкая образовательная программа Intervals Education, подготовленная под кураторством платформы Kafedra при участии НИУ ВШЭ (Нижний Новгород).

[фото Маяка: . Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
В Блиновском пассаже разместилась инсталляция Lighthouse победителей опен-колла IF Pulse — коллектива Talking Birds & Flying Fish (Испания) x Beverly Pills Production (США). В своей работе авторы переосмыслили образ маяка — как символа надежды, безопасности и перемен к лучшему.

[фото перформансов: . Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
Также, прошла серия аудиовизуальных перформансов, где выступили следующие артисты: Андре Свибович, «Эхо Тайко» (Япония, Россия), radugadesign & Николай Попов (ЦЭАМ) — под кураторством Generative Gallery; и AMIANGELIKA & 1100 (Великобритания).

Amiangelika & 1100 . Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»

«Эхо Тайко» . Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
Нижняя часть города
На Стрелке компания dreamlaser представила AV-инсталляцию Layers на тему восприятия времени. Центральный элемент инсталляции — цилиндрическая структура с двенадцатью лепестками, отсылающая к образу циферблата — она стала абстрактным образом устройства времени.
Там же, на Стрелке, в Выставочном пакгаузе коллектив МАСАИДОВ х ЗАХАРОВА х LYM ART удивил инсталляцией-перформансом «СТАЯ / ИНКУБАТОР». Это не просто инсталляции, а настоящие научные эксперименты, проводившиеся художниками в коллаборации с учеными — в ходе фестиваля работы менялись и трансформировались. В эксперименте «СТАЯ» участвовали робособаки, в которых поместили образ человеческого сознания и алгоритм поведения стаи — робособаки меняли свое поведение, реагируя на эмоциональное состояние испытуемого человека, и иногда даже были непредсказуемы. В эксперименте «ИНКУБАТОР» авторы переосмысляли жизненный цикл кристалла как некой совершенной системы.

[фото Стрелки и пакгауза:. Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
Нижегородская ярмарка уже много раз становилась локацией IF. В этом году на фасаде Главного Ярмарочного дома были показаны мэппинги студий Los Romeras (Испания), ruestungsschmie.de (Германия) и formate.
Внутри здания, в Гербовом зале, разместились инсталляция дуэта из Великобритании AMIANGELIKA & 1100 и работа в рамках нового направления фестиваля IF Archive, подготовленная совместно «Сменой», Центром «Зорин-Арт», Фондом «Галеев-Прометей» и dreamlaser.
В Павильоне №1 ярмарки разместилась лазерная инсталляция 404.zero. А в Павильоне №2 ярмарки состоялась вечеринка IF Night Music Program, на которой выступили Антоха МС, Dj K (Бразилия), Anton Maskeliade, Errortica, Nocow, Bad Zu, Finеtune, Roma Ptashenko.

Ночная музыкальная программа. Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
В Нижегородском планетарии им Г.М. Гречко показали завораживающие полнокупольные проекции от нескольких художников и студий — Kati Katona (Венгрия), Ouchhh (Турция), Knife Studio, Eylül Alıcı (Турция).

[фото из планетария:. Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»

Knife. [фото из планетария:. Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
Одной из новых и необычных локаций фестиваля стало Мещерское озеро, где впервые за историю IF были показаны проекции на водный экран. Свои работы на воде озера показали французский медиахудожник Jérémie Bellot, студия RE:SORB (Германия) и dreamlaser.

[фото с Мещеры: dreamlaser . Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
Самой удаленной локацией фестиваля в этом году стала заброшенная башня крекинга бывшего Горьковского нефтемаслозавода. Здесь организаторы фестиваля, компания dreamlaser, представили одноименную AV-инсталляцию, отдающую дань истории этого объекта. Инсталляция вступала в диалог с пространством: свет и звук проходили насквозь и вокруг старой башни, будто возвращая в неё жизнь. В этом грубом вертикальном архитектурном объекте, когда-то наполненном давлением и производственными процессами, словно рождалась новая энергия — эфемерная, но ощутимая. Работа говорила о материальности времени, о том, как архитектура может звучать, когда её слушают.

[фото башни: . Фото: Пресс-служба фестиваля «Intervals»
Еще одна локация в Сормово — локомотивное депо завода «Красное Сормово», где состоялся концерт-открытие фестиваля. В индустриальном пространстве выступили эмбиент- и экспериментальные артисты: Øneheart и Piper Spray & Lena Tsibizova.