Ровно 50 лет назад, 30 апреля 1975 года, войска Северного Вьетнама заняли южновьетнамскую столицу Сайгон. Именно это событие считается точкой в серии конфликтов в Индокитае, которые продолжались целых три десятилетия. При этом чаще всего войну во Вьетнаме связывают с действиями США, ее вспоминают как одну из их крупнейших внешнеполитических неудач Вашингтона, как пример жестокого ведения войны и экологической катастрофы. Почему США вторглись во Вьетнам, как сторонам удалось достичь мира и как сейчас развиваются американо-вьетнамские отношения — в материале «Ленты.ру».
Днем 29 апреля 1975 года в посольстве США во Вьетнаме все уже было приготовлено к вертолетной эвакуации. Все, что можно было вывезти, упаковали, а что-то готовились попросту бросить.
Уже на следующий день, 30 апреля, после 30 лет войн, Сайгон пал. Так завершилась Война во Вьетнаме — одна из самых спорных страниц в истории США, их крупнейшее военное поражение.
Впрочем, начался вьетнамский конфликт не с вмешательства США.
Французы, при всей несправедливости самой идеи колониализма, все-таки не были бесчеловечными угнетателями. В начале XX века они даже пытались провести технологические реформы. Кроме того, именно при их участии сформировалась прослойка местной буржуазии.
Недовольны были в основном простые жители. Местная знать, с одной стороны, их поддерживала, но при этом неплохо зарабатывала на отсталости населения, занятого в сельском хозяйстве.
Особую роль во вьетнамском национальном движении сыграла Вторая мировая война. Власть во французской колонии перешла к японским оккупационным силам, хотя, что парадоксально, отдельные элементы прежней колониальной администрации тоже сохранились.
Интересно, что Хо Ши Мин около семи лет прожил во Франции, куда нелегально уехал, желая познакомиться с идеями «свободы, равенства и братства». Вьетнамцам, как он рассказывал в интервью Осипу Мандельштаму в 1923 году, доступ к книгам просветителей Руссо и Монтескье ограничивали.
Впрочем, вместо изучения трудов апологетов французской революции молодой человек увлекся идеями Маркса и Ленина, перебрался в СССР, а затем стал агентом Коминтерна в Китае.
После ухода японской армии в 1945 году коммунисты провозгласили создание Демократической Республики Вьетнам. В это время на север страны вошли китайские гоминьдановские войска. Одновременно в надежде вернуть власть прибыли французские силы.
Тройные переговоры в конечном итоге привели к выводу китайских войск: у Гоминьдана внутри страны было много проблем. Так вьетнамские коммунисты начали стремительно захватывать страну, хотя Франция продолжала оказывать сопротивление.
Так началась первая Индокитайская война. Французские солдаты, правда, воевали неохотно, ведь они только что пережили нашествие нацистской Германии. На стороне Вьетминя был явный перевес, тем не менее боевые действия затянулись.
Поначалу помощь Франции со стороны Вашингтона была только финансовой, но через некоторое время в Сайгоне появились американские военные базы.
Исход войны определило сражение в Дьенбьенфу весной 1954 года, закончившееся полным разгромом французских сил. Оно осталось в памяти французов как страшная военная катастрофа.
Формально первую Индокитайскую войну завершила Женевская конференция 1954 года. Ее главным итогом стало разделение Вьетнама по корейскому сценарию — ровно по 17-й параллели. Столицей Северного Вьетнама стал Ханой, а Южного Вьетнама — Сайгон.
При этом власти Севера и Юга не оставляли попыток восстановить единство страны. Для этого в 1956 году в обоих Вьетнамах готовился референдум, но Сайгон тогда от компромисса отказался.
Хотя формально Южный Вьетнам оставался монархией во главе с последним вьетнамским императором Бао Даем и под управлением сил так называемого Французского союза, о восстановлении французской колониальной системы речи уже не шло. Власть вскоре сконцентрировалась в руках талантливого политика Нго Динь Зьема, одного из лидеров национального движения, сотрудничавшего, впрочем, с японскими властями.
Президентский клан проник во все сферы власти и управления. Уровень коррупции достиг чудовищных размеров. Процветала торговля оружием и наркотиками.
При этом элиту Южного Вьетнама активно поддерживали США, которые в то же время зарабатывали на наркоторговле, оправдывая все недостатки режима антикоммунистической борьбой.
Гражданская война во Вьетнаме началась не сразу. Лидер СССР Никита Хрущев был настроен миролюбиво и, как считается, даже сократил объемы военной помощи дружественному Ханою.
Вьетконговцы начали совершать вылазки и многочисленные теракты, взрывать дома и автомобили чиновников. В ответ правительство организовывало не менее кровавые рейды.
Накалялась обстановка и в соседних странах. Для борьбы с Югом Северный Вьетнам активно сотрудничал с прокоммунистическими силами Лаоса и красными кхмерами в Камбодже.
В этих условиях США приняли решение усилить свой контингент в Южном Вьетнаме.
Соединенные Штаты пытались разрешить вьетнамскую проблему дипломатическим путем, однако контакты между президентом США Джоном Кеннеди и главой СССР Никитой Хрущевым ни к чему не привели, а новые лидеры — Линдон Джонсон и Леонид Брежнев — вскоре выбрали путь эскалации конфликта.
Спусковым крючком для вторжения США стал так называемый Тонкинский инцидент в августе 1964 года. Согласно американской версии, несколько катеров северян атаковали американский эсминец в нейтральных водах.
Через несколько дней Конгресс США принял Тонкинскую резолюцию, которая позволяла президенту Линдону Джонсону отправить во Вьетнам войска для ведения боевых действий. Интересно, что в документе не говорилось об объявлении войны — решение это обозначалось как «помощь Южному Вьетнаму».
Боевые действия начались с ковровых бомбардировок. Их целью было устрашение и деморализация Северного Вьетнама. Однако это привело лишь к ожесточению вьетнамцев и расширению партизанской борьбы.
Северовьетнамские отряды-призраки наводили ужас на американских солдат. Они быстро теряли моральный дух и человеческий облик. Многие солдаты стали воспринимать эту войну как Судный день.
Методы ведения войны становились все более жестокими. Все чаще происходили массовые убийства мирных жителей. В одной деревне Сонгми американские солдаты расстреляли около 500 мирных жителей. При этом северяне и вьетконговцы лили не меньше крови: все, кто подозревался в лояльности Югу, немедленно пускались в расход вместе с семьями.
Наконец войска США начали отравлять поля и леса химической смесью из дефолиантов и гербицидов «Агент Оранж». Так они хотели избавиться от скрывающих партизан джунглей и погубить урожай.
Жестокие действия США вызвали ненависть не только в Северном, но и в Южном Вьетнаме. Даже в Сайгоне вспыхивали бунты сторонников коммунистов, хотя правительству их удавалось подавлять.
Линия фронта во Вьетнаме практически не менялась, несмотря на явный перевес США в технологиях и вооружении. В этом определенную роль сыграла военная помощь Ханою со стороны СССР, Китая и даже КНДР.
Однако советскую помощь часто переоценивают. О прямом участии военных из СССР во вьетнамской войне говорить сложно — это по-прежнему закрытая информация. Гораздо большую роль там играли военные инструкторы и советские системы ПВО.
Тем временем в самих США активизировалось антивоенное движение. Побывавшие во Вьетнаме американские журналисты и фотографы свидетельствовали о зверствах соотечественников. Восторг от борьбы с коммунизмом сменился растерянностью и негодованием.
Возмущены войной были и в Европе. Так, британский музыкант Кит Эмерсон сжег американский флаг на сцене лондонского Альберт-Холла, а студенческие волнения в западноевропейских странах сопровождались выкриками «Хо Ши Мин».
К 1968 году американским элитам стало ясно, что войну надо заканчивать. Кандидат-республиканец Ричард Никсон в предвыборной программе прямо заявлял: став президентом, он выведет войска из Вьетнама.
Впрочем, переговоры с СССР по вьетнамской повестке начались еще при Линдоне Джонсоне. Но договориться оказалось непросто. В Вашингтоне указывали на несговорчивость Ханоя, который отказывался идти на компромиссы.
Однако и Ричард Никсон, придя к власти, в поисках «почетного мира» действовал противоречиво. Он сразу же объявил «деамериканизацию» и «вьетнамизацию» войны, что означало переложение боевых задач на армию Южного Вьетнама. При этом администрация США приняла решение бомбить «тропу Хо Ши Мина» на территории нейтральной Камбоджи и даже установила в стране проамериканское правительство.
Параллельно активизировалась работа по дипломатической линии. Никсон посетил Москву и Пекин, желая ослабить поддержку Ханоя со стороны СССР и Китая. Советник президента США по национальной безопасности Генри Киссинджер тоже дважды посетил КНР, в том числе один раз тайно.
Переговорный трек, однако, не привел к перемирию на фронте. Прекращение боевых действий и вывод солдат все еще воспринимались властями США как ослабление позиций на переговорах. Накануне очередных выборов это было недопустимо.
Считается, что американская армия желала опробовать в ходе войны технические новшества — в частности, бомбы с лазерной наводкой. Потом они активно применялись в Ираке.
Жестокость военных, однако, не помешала Киссинджеру начать закулисные переговоры с представителями Северного Вьетнама.
Переговоры были сложными, встречи длились до 20 часов. Ханой выдвигал массу требований, а Вашингтон опасался быстрой эвакуации армии. Но в конце концов удалось достичь компромисса: Киссинджер предложил полный вывод войск США из Вьетнама в обмен на признание коммунистами правительства Южного Вьетнама.
Интересно, что в этот момент США предпочли взаимодействовать прежде всего с Ханоем. Его союзникам, СССР и КНР, лишь докладывались результаты договоренностей.
Договоренности были оформлены Парижским соглашением в январе 1973 года, вскоре после второй инаугурации Ричарда Никсона. США подтвердили вывод войск, оба Вьетнама договорились о проведении выборов и мирном объединении.
В том же 1973 году Генри Киссинджер и Ле Дык Тхо были удостоены Нобелевской премии мира. Впрочем, вьетнамский дипломат отказался ее принять, заявив, что мир в его стране так и не наступил. Неоднозначно оценивал результаты соглашения и Киссинджер.
В 1975 году армия северян подошла к Сайгону. Солдаты южан массово сдавались в плен. Началось массовое бегство местного населения на лодках в открытое море, зачастую под огнем.
Американские дипломаты старались эвакуировать не только своих граждан, но и южан.
Бегство из Вьетнама на лодках продолжалось до конца 1980-х годов. Пик большого исхода пришелся на 1978-1979 годы. Выбраться по морю удалось около 800 тысячам людей, но до 400 тысяч вьетнамцев не смогли достичь желанных берегов.
После войны город Сайгон был переименован в Хошимин — в честь вождя коммунистов. Он, впрочем, скончался в 1969 году, так и не дожив до победы своего режима.
При этом объединенный Вьетнам оказался не в самом простом международном положении. Он стал государством-изгоем, испортил отношения и с Китаем, и с ранее союзной Камбоджей. В 1979 году Ханою даже пришлось вести с ними войну.
После распада социалистического блока положение Вьетнама изменилось к лучшему. В 1995 году он вступил в АСЕАН, начал сближение с бывшими оппонентами и даже установил дипломатические отношения с США.
Гораздо больший урон война во Вьетнаме нанесла статусу США. В это время страна столкнулась с серьезным общественным кризисом — разгулом наркоторговли, политическими скандалами и общим разочарованием в прежних ценностях.
Хотя в американском обществе постоянно говорилось о послевоенном синдроме, в целом политические элиты настаивали на необходимости той войны и оправдывали участие в конфликте.
В США никто так и не был реально осужден за военные преступления и использование химического оружия.
Во Вьетнаме, конечно, до сих пор помнят события той войны. По оценкам Ханоя, в ходе всех этапов конфликта потери среди солдат и мирных жителей составили более пяти миллионов человек. Население страны по-прежнему страдает от распыленных американцами дефолиантов.
При этом США и Вьетнам все чаще обсуждают последствия войны и решение экологических проблем, но эти разговоры редко к чему-то приводят. По мнению заведующего кафедрой истории стран Дальнего Востока Восточного факультета СПбГУ Владимира Колотова, вряд ли подобные проекты могут быть успешны в будущем.
Однако, по словам эксперта, во Вьетнаме теперь гораздо спокойнее относятся к США. Между странами растет товарооборот, американские компании, в том числе крупные корпорации Intel и Apple, давно перенесли в страну часть производственных мощностей.
Впрочем, на американо-вьетнамские экономические связи сейчас влияет политика президента США Дональда Трампа, а для Ханоя критически важно сохранять доступ к рынкам сбыта своих товаров, напомнил Владимир Колотов.
Торговая война с Вашингтоном тоже может иметь серьезные последствия, пусть и несопоставимые с войной пятидесятилетней давности.