Евросоюз потратит сотни миллиардов на перевооружение. Почему эти планы могут обрушить экономику Европы, как это случилось в СССР?

Политолог Евтодьева: странам ЕС придется наращивать госдолг ради перевооружения
СюжетУчения НАТО:

Фото: Kai Pfaffenbach / Reuters

Руководство Европейского союза (ЕС) пытается уговорить страны объединения потратить до 2030 года немыслимые 800 миллиардов евро на перевооружение из-за угрозы войны с Россией. Деньги должны пойти на строительство новых оборонных заводов, увеличение армий и военную логистику на восточных границах. Но, скорее всего, этим планам не суждено осуществиться — помимо нежелания части европейских государств залезать в долги, у некоторых все еще остается надежда, что США продолжат поддерживать безопасность Европы за свой счет. Чем грозят ЕС рекордные со времен холодной войны траты на оборону и как в перевооружении Европы может поучаствовать Киев — разбиралась «Лента.ру».

«Действовать нужно по-крупному»

19 марта глава Европейской комиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен, выступая в Датской королевской военной академии, представила сразу два важных документа, определяющих оборонную политику ЕС на годы вперед.

Первый — так называемая «Белая книга» (White Paper for European Defence — Readiness 2030), описывающая общеевропейскую стратегию на случай большой войны на Востоке. Второй — план перевооружения и развития военно-промышленного комплекса ReArm Europe Plan / Readiness 2030.

И хотя ни один из них до сих пор не был утвержден ни Европарламентом, ни оборонными ведомствами стран — членов объединения, основной вектор развития вооруженных сил там обозначен предельно четко — европейские страны должны быть способны противостоять «российской агрессии» на суше, в море и воздухе, а также киберпространстве.

Мы не можем позволить, чтобы история нами помыкала. Это означает, что необходимо действовать сейчас. Действовать по-крупному — это непременное условие скорости, масштаба и силы к 2030 году. (...) Европа должна иметь сильную европейскую оборонную структуру

Урсула фон дер Ляйенглава Европейской комиссии

Если упрощать, по словам фон дер Ляйен, обе программы сводятся к устранению проблем в приоритетных областях, таких как инфраструктура и военная мобильность, а также резервы боеприпасов и производственные мощности.

Премьер-министр Дании Метте Фредериксен и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, 18 марта 2025 года

Премьер-министр Дании Метте Фредериксен и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, 18 марта 2025 года

Фото: Ritzau Scanpix / Emil Nicolai Helms via Reuters

«Нам необходимо создать функционирующую в масштабах всего ЕС сеть сухопутных коридоров, аэропортов и морских портов, способствующих быстрой транспортировке войск и военной техники. В то же время нам необходимо инвестировать в противовоздушную и противоракетную оборону, артиллерийские системы, боеприпасы и ракеты», — уточнила она.

Помимо прочего, в документах упоминаются внедрение искусственного интеллекта в военную сферу, развитие современных беспилотных систем и создание общеевропейского рынка вооружений.

Отдельным пунктом Брюссель предлагает интегрировать в общеевропейскую систему обороны украинский ВПК и, возможно, даже вооруженные силы Украины

Для реализации всех этих планов, как считают авторы «Белой книги» и плана по перевооружению, ЕС потребуется до 2030 года не меньше 800 миллиардов евро — астрономическая сумма даже по меркам преуспевающих европейских стран.

Примечательно, что около 150 миллиардов евро Брюссель планирует привлечь в рамках долгосрочных кредитов. Они понадобятся наименее обеспеченным странам, чтобы модернизировать свои армии и промышленность в короткие сроки, не отставая от своих богатых партнеров.

Танки и бронетранспортеры на Киевском бронетанковом заводе, Украина, 29 августа 2016 год

Танки и бронетранспортеры на Киевском бронетанковом заводе, Украина, 29 августа 2016 год

Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters

Но все же грандиозные планы ЕК пока остаются просто программными положениями. Они не имеют юридической силы, обязывающей национальные правительства предпринимать хоть какие-нибудь шаги в этой области. Перед тем как реализовать их, даже без учета сопутствующих сложностей, Брюсселю потребуется заручиться поддержкой всех или почти всех членов Европейского союза. И проблемы у европейских «ястребов», судя по всему, начались уже на этом этапе.

Не договорились

Первыми против общего плана перевооружений выступили крупные европейские страны с высоким уровнем государственного долга — Франция, Италия и Испания. Как уточняет Politico, эти страны не только опасаются роста бюджетной нагрузки, но и зависимости от своих соседей в военном плане.

Кроме того, Италию не устраивают и некоторые технические аспекты предложенного ЕК плана. В частности, Рим, который сохраняет тесные контакты с Вашингтоном и традиционно опирается на закупки американских вооружений, настаивает на большем привлечении оборонных компаний из США.

Париж, напротив, считает, что в рамках перевооружения ЕС должен опираться исключительно на свои силы и со временем отказаться от покупки любого оружия из США, включая дефицитные системы противовоздушной обороны.

Производство 155-миллиметровых артиллерийских снарядов на заводе немецкой компании Rheinmetall, Германия, 6 июня 2023 года

Производство 155-миллиметровых артиллерийских снарядов на заводе немецкой компании Rheinmetall, Германия, 6 июня 2023 года

Фото: Fabian Bimmer / Reuters

Третьи страны, названия которых Politico в публикации не приводит, занимают выжидательную позицию. Они заочно соглашаются с французами, но при этом опасаются негативной реакции Белого дома.

«Если на данном этапе мы как ЕС собираемся инвестировать миллиарды в оборонный потенциал и решительно закрываем двери для оборонной промышленности США, как вы думаете, это хорошо будет воспринято [президентом Дональдом Трампом]?» — заявил в разговоре с изданием неназванный европейский дипломат.

Категорически против общего перевооружения выступает и Венгрия. Главный аргумент ее премьер-министра Виктора Орбана — риск большого экономического кризиса из-за роста кредитной нагрузки.

Венгрия не поддерживает страны ЕС, выступающие за общее кредитование [для финансирования перевооружения союза]. Венгрия не будет принимать в этом участия

Виктор Орбанпремьер-министр Венгрии

И его позиция — ключ к пониманию почти всех технических рисков, связанных с программой фон дер Ляйен.

Европейская экономика и финансы начиная с середины 2010-х находятся не в лучшей форме. Одна из главных проблем — возрастающая неконкурентоспособность европейских производителей, особенно военных, в сравнении с другими странами

Причина тому — высокие налоги и стоимость труда, бюрократические сложности в отношениях между государством и бизнесом, растущие цены на энергоносители, которые, кроме всего прочего, приходится импортировать.

Производство САУ Caesar на заводе франко-германского поставщика систем обороны KNDS в Бурже, Франция, 21 марта 2025 года

Производство САУ Caesar на заводе франко-германского поставщика систем обороны KNDS в Бурже, Франция, 21 марта 2025 года

Фото: Sarah Meyssonnier / Reuters

Как следствие, значительная часть околовоенных предприятий — от производителей пороха до сталелитейных гигантов — вывели свои производства в Индию, Китай и другие азиатские страны. Та же тенденция прослеживалась и в потребительском секторе.

Некоторое время, особенно в период пандемии коронавируса, сглаживать ситуацию помогала масштабная денежная эмиссия. Но росту задолженности наступил предел.

Закредитованность европейских правительств вылилась в снижение темпов экономического роста, а в некоторых странах Европы — даже в стагнацию

Новые кредиты на огромные суммы могут нанести непоправимый удар по всей европейской финансовой системе. Ведь траты на производство оружия — это фактически просто выпуск новых денег в еще большем масштабе.

Основными покупателями снарядов, танков и кораблей станут государства ЕС и, вероятно, Украина. И, как следствие, новая гонка вооружений, не способная даже окупить себя, не говоря уже о прибыли, может погрузить их в еще большую долговую яму.

В конце 1980-х аналогичная ситуация привела к экономическому коллапсу в СССР, который в погоне за военным паритетом тратил колоссальные суммы на перевооружение армии, не считаясь с хроническим кризисом в других отраслях. И Европейский союз, судя по всему, рискует повторить его судьбу, если продолжит наращивать долги

Филиал оружейного завода Rheinmetall в Унтерлюссе, Германия, 12 февраля 2024 года

Филиал оружейного завода Rheinmetall в Унтерлюссе, Германия, 12 февраля 2024 года

Фото: Fabian Bimmer / Pool / Reuters

«Это нужно только европейским бюрократам»

Однако на полный отказ от перевооружения страны Европы, судя по всему, не пойдут ни при каких обстоятельствах. Во-первых, украинский конфликт повлек практически полное исчерпание оружейных запасов, необходимых для поддержания минимального уровня боеспособности.

У европейцев и украинцев на складах ничего нет

Армин Паппергерглава немецкого оборонного концерна Rheinmetall

Во-вторых, после прихода Дональда Трампа к власти американская администрация неоднократно заявляла, что не собирается защищать Европу исключительно своими силами. Это касается как финансов, так и военного контингента на восточных границах НАТО.

США более не могут быть гарантом безопасности Европы

Пит Хегсетминистр обороны США
Литовский солдат готовится запустить разведывательный беспилотник во время военных учений Allied Spirit 25, Германия, 12 марта 2025 года

Литовский солдат готовится запустить разведывательный беспилотник во время военных учений Allied Spirit 25, Германия, 12 марта 2025 года

Фото: Sean Gallup / Getty Images

Как полагает руководитель группы глобализации военно-экономических процессов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Марианна Евтодьева, сейчас переговоры по перевооружению в Европе сводятся к простой формуле — «кому придется больше заплатить».

В разговоре с «Лентой.ру» она отметила, что состояние оборонной промышленности большинства европейских стран в последние два десятилетия остается «не слишком хорошим». Причиной тому — низкие военные расходы и недостаточные меры государственной поддержки оборонных компаний.

«Почти все страны хотят сократить свои расходы на участие в программе, хотя и не отказываются от нее полностью. Италия, Испания, Венгрия неплохо работают в этом направлении», — заявила она в разговоре с «Лентой.ру».

По словам эксперта, сейчас политические элиты стран ЕС столкнулись с непростой дилеммой: как увеличить уровень военных расходов, при этом не урезая социальных программ,благодарря которым за них продолжают голосовать избиратели.

Как полагает аналитик, если эту дилемму разрешить не получится, политическая нестабильность вокруг правящих в Европе партий может усилиться из-за нарастающих финансовых проблем.

Со стороны вообще может показаться, что перевооружение нужно только бюрократам в Еврокомиссии. Но в условиях, когда США сокращают присутствие в Европе, наиболее сильные в военно-экономическом отношении страны понимают, что им не обойтись ни без боеспособных вооруженных сил, ни без мер поддержки оборонной промышленности

Марианна Евтодьеваруководитель группы глобализации военно-экономических процессов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

То же относится и к долговым обязательствам. Евтодьева уверена, что провести перевооружение без привлечения кредитных средств большинство государств Европы не смогут.

Бронетехника движется во время военных учений Noble Blueprint 2023 на военном полигоне в Болгарии, 26 сентября 2023 года

Бронетехника движется во время военных учений Noble Blueprint 2023 на военном полигоне в Болгарии, 26 сентября 2023 года

Фото: Stoyan Nenov / Reuters

«Германия, в частности, много лет не могла пойти на значительное повышение военных расходов. И тем более на увеличение объема госдолга для финансирование обороны. Однако с возвращением к власти ХДС/ХСС эти ограничения были сняты — за соответствующие поправки в Конституцию в марте проголосовал Бундестаг», — указала она.

Что касается участия Украины в этих программах, в том числе строительства на ее территории европейских оборонных заводов, Евтодьева полагает, что такие вложения все еще остаются рискованными.

Снизить эти риски европейские оборонные компании, такие как Rheinmetall, пытаются разными способами. Например, строят производственные площадки как можно ближе к западным границам страны.

Это значит, что Европа не сможет получить ни значительной финансовой, ни практической выгоды от инвестиций в украинский ВПК, пока страна продолжает участвовать в военном конфликте

«Но на долгую перспективу строить заводы на Украине — это, конечно, выход. Дешевая рабочая сила и наличие специалистов могут серьезно сократить издержки для Европы, а также способствовать быстрому перевооружению и ВСУ в том числе. России нужно учитывать это обстоятельство», — заключила Евтодьева.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.