Несколько лет назад S7 Airlines стала первой российской авиакомпанией, получившей Airbus A320neo, постепенно нарастив их долю до 40 процентов своего флота. Этот лайнер тогда обещал массу преимуществ и с точки зрения экономии топлива и так называемого карбонового следа. Но в результате двигатели этих самолетов оказались источником проблем. Производитель даже был вынужден изъять их, однако S7 продолжает их эксплуатировать. Почему это происходит, в материале «Ленты.ру».
Более 200 пассажиров авиакомпании S7 Airlines, которые в январе 2020 года должны были вылететь из аэропорта Новосибирска во вьетнамский Камрань, получили не самые приятные впечатления в самом начале своего путешествия. Двигатель их самолета, стоявшего на взлетно-посадочной полосе, загорелся прямо перед вылетом.
По рассказам очевидцев, самолет должен был вылететь в 00:05 по местному времени, но старт три раза откладывали. Один из двигателей лайнера А-321neo с первой попытки не запустился, издавал странные хлопающие звуки, а повторные попытки привели к возгоранию. Была запущена система экстренного пожаротушения, всех пассажиров эвакуировали.
Этот рейс стал лишь одним звеном в цепи проблем с аэробусами семейства A320/321neo, принадлежащими S7. В августе 2019 года их Аэробус A320neo рейсом из Бангкока в Иркутск вернулся в аэропорт отправления из-за проблем с двигателем. В октябре 2019 года в Домодедово рейс авиакомпании S7 Москва — Анталия, выполняемый на Airbus A320neo, не смог взлететь с первого раза, экипаж прервал взлет и вернулся на перрон по технической причине. В январе 2020 года Airbus A321neo, рейс 5783 Новосибирск-Нячанг, примерно через 30 минут после взлета вернулся в аэропорт вылета из-за отказа топливной системы. В марте 2021 года воздушное судно рейсом 5227 вылетело из аэропорта Толмачево в Иркутск, однако через 20 минут самолет вернулся на место вылета. По информации следственного управления, после взлета сработал датчик отказа правого двигателя.
Контракт на операционный лизинг первых трех самолетов A321neo авиакомпания подписала в апреле 2016 года. S7 Airlines станет первым российским эксплуатантом ремоторизованных узкофюзеляжных самолетов семейства Airbus A320neo, особенно подчеркивал ее генеральный директор Владимир Объедков. «Они (самолеты — прим. «Ленты.ру») расходуют на 15 процентов меньше топлива, более комфортны, в том числе благодаря самому низкому уровню шума в своем классе, имеют большую дальность полета», — рассказывал Объедков, отметив, что в течение 10–15 лет планируется полностью обновить лайнерами neo парк авиакомпании.
Аббревиатура «neo» в названии означает «New Engine Option» или в переводе – новый вариант двигателя. Для этих самолетов использовались установки, которые не только сокращают расход топлива, но и на 50 процентов сокращают выбросы в атмосферу оксида азота. Многомиллионная экономия для авиакомпаний.
Однако на рынке было два предложения по этим двигателям. Большинство мировых авиакомпаний выбрали CFM LEAP-1A, считающуюся более надежной всеми, от блогеров до катарской и саудовской авиакомпаний. Эти же двигатели выбрали и российские перевозчики такие как «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии». S7 же пошла другим путем и предпочла более бюджетные PW1100G от производителя Pratt & Whitney В соцсетях специалисты жалуются на «нюансы» при эксплуатации PW1100G.
Почему же S7выбрала PW1100G? «Именно на S7 тестировали новые двигатели. Это двигатели нового поколения — соответственно, у них куча болезней. По всему миру возникло много проблем, потому что двигатели не выдерживают больше полутора тысяч циклов, их надо было инспектировать. Зачастую необходимо было проводить множество ремонтных работ. А S7 получил двигатели вместе с самолетами, потому что они не хотели много платить за них — Pratt & Whitney в свое время дал им большие скидки. На S7, грубо говоря, тренировались, так как они получили новые двигатели одними из первых», — рассказывал NGS.RU один из авиационных экспертов.
Кульминация проблем с PW1100G наступила в 2023 году. Pratt & Whitney отозвала около двух сотен двигателей PW1100G и планировала демонтировать для осмотра еще тысячу из-за дефектов. Основной причиной проблем производитель называл брак порошкового металла. Проблемы с двигателями весьма серьезные и не терпят отлагательств. Трещины в уплотнителях высокого давления могут привести к утечкам масла, износ подшипников вентилятора – к вибрации и преждевременным отказам. Также двигатели имеют проблемы с охлаждением в жарком климате. Но на единственную российскую авиакомпанию, пользующуюся двигателями Pratt & Whitney о замене проблемных установок не распространяется.
S7 между тем продолжает эксплуатировать A320neo. Как писал «Коммерсант», у авиакомпании «припаркован 31 из 39 A320/А321neo возрастом от трех до семи лет. Эти самолеты оснащены двигателями Pratt & Whitney (P&W, США) и составляют более трети парка перевозчика. Среди простаивающих — все восемь А321neo, которые стоят с 2023 года. Из 31 A320neo тогда же встали пять. Еще 18 А320neo, согласно Flightradar24, постепенно выводились в резерв в период с января по сентябрь этого года и сейчас находятся в базовых для перевозчика аэропортах Домодедово и Толмачево (Новосибирск). По данным источников «Коммерсанта», ресурсы двигателей этих самолетов компания планирует экономить до начала следующего высокого сезона, когда большая часть ВС может снова вернуться в расписание».
В парке авиакомпании недостаточно резервных самолетов с другими двигателями. Полный вывод A320/321neo приведет к катастрофической нехватке мощностей перевозчика. В условиях снижения пассажиропотока (в 2023 году компания перевезла 15,9 миллиона человек, в 2022 году – 17 миллионов, а в 2021 году – 17,8 миллиона человек) и чистой прибыли на 33,5 процента по итогам 2024 года, идти на такой шаг очень тяжело. Поэтому компания продолжает летать на самолетах с проблемными двигателями.
При этом, S7 продолжает оставаться в тройке авиакомпаний – лидеров по объему государственного субсидирования. Вместе с «Аэрофлотом» и «Уральскими авиалиниями» они получили более половины всех средств, предусмотренных в качестве субсидий отечественным перевозчикам, следует из данных Росавиации. На поддержку внутренних авиаперевозок S7 досталось почти 3,2 миллиарда рублей (2,8 миллиарда рублей Дальний Восток и в Калининград и 347 миллионов рублей — на межрегиональные перевозки в обход Москвы).
Помимо прочего, компания стремится сократить число маршрутов. В осенне-зимнем расписании 2023 года сокращение провозных емкостей произошло на 10-15 процентов по сравнению с ноябрем—мартом 2022 года. А с 2024 года сокращения коснулись восьми городов, в том числе миллионников Челябинска и Нижнего Новгорода.
А что пассажир? Ему возможна одна рекомендация — при покупке авиабилета обращать внимание на тип воздушного судна: A321-271N — именно на нем установлены проблемные двигатели PW1100G.
После публикации материала редакция получила комментарий S7 Airlines. Как сообщили в авиакомпании, информация о том, что S7 Airlines продолжает эксплуатировать самолеты с двигателями PW1100G, на которые была выпущена директива со стороны производителя, не соответствует действительности.
«Мы выполняем указанные в директиве требования, не используем и не выполняем перелеты на самолетах, которые не отвечают требованиям безопасности. Отметим, что также некорректна информация о том, что самолеты с такими двигателями составляют треть парка наших воздушных судов», — говорится в заявлении S7 Airlines.
В компании подчеркнули, что S7 Airlines следует всем требованиям, которые предъявляются к эксплуатации воздушных судов, так как безопасность — ключевой приоритет перевозчика.
«S7 Airlines обеспечивает необходимый объем регулярного технического обслуживания воздушных судов и поддержания летной годности всего эксплуатируемого флота с использованием сертифицированных запчастях от проверенных и одобренных поставщиков со всеми необходимыми документами», — заключили в авиакомпании.