Дети 2025 года рождения — уже не поколение Альфа и тем более не зумеры. На свет начали появляться представители нового поколения Бета. Ученые ожидают, что дети Бета будут расти в эпоху доступности искусственного интеллекта и воспринимать его как норму жизни. Зумеры, Альфа и Бета — это термины из теории поколений, концепции, которая предполагает, что группа людей, родившихся в определенных период, обладает своими особенностями и мировоззрением. Понимание этой теории позволяет увидеть, как изменяются общественные установки и ценности со временем. «Лента.ру» рассказывает, как устроена теория поколений и чем каждое из них отличается от другого.
Что такое теория поколений
Теорию поколений разработали американские писатели Нил Хау и Уильям Штраус. В 1991 году они выпустили книгу «Поколения: История будущего Америки, с 1584 по 2069», в которой проследили историю США через биографии выдающихся людей. В ней авторы заложили основы теории, которые расширили в книге «Четвертый поворот» (вышла в 1997 году).
Суть теории в том, что каждое поколение социализируется в различных общественных, политических и экономических условиях, и они формируют свои ценности. Представителей одного поколения от другого отделяют 20 лет. Поэтому каждое следующее поколение проходит психологическое становление в новых условиях
Как рассказал «Ленте.ру» социолог и руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко, теория поколений — это классический пример «среднего уровня теоретизирования», элегантного балансирования между наукой и популярной психологией, не вызывающего слишком серьезного раздражения ни у одной из сторон.
Теория поколений не является «истиной в последней инстанции». Штраус и Хау — скорее публицисты, чем академические исследователи, и их концепция критикуется за избыточное обобщение и недостаточную эмпирическую верификацию
В обыденной жизни названия поколений используют, чтобы обозначить людей схожего возраста.

Фото: Jocelyn Michel / Getty Images
Кратко о поколениях
- Молчаливое поколение (1928-1945): стремились к стабильности, были практичными и экономными.
- Бэби-бумеры (1946-1964): старались построить карьеру, рано заводили семью, отличались решительностью и патриотизмом.
- Поколение Х (1965-1980): прагматики, которые во всем ищут практическую пользу. Большие индивидуалисты, чем бумеры.
- Поколение Y, миллениалы (1981-1996): технологически подкованные, ценят самовыражение и стараются продлить свою молодость. Не хотят рано заводить семью и много внимания уделяют карьере.
- Поколение Z, зумеры (1997-2010): почти не представляют свою жизнь без интернета, креативные и толерантные, внимательны к своему психологическому состоянию.
- Поколение Альфа (2011-2024): первое поколение, с самого детства погруженное в цифровой мир и привыкшее к почти неограниченным материальным благам.
- Поколение Бета (2025-2039): новое поколение, которое будет жить в эпоху нейросетей.
Список поколений
Молчаливое поколение

Фото: Haywood Magee / Getty Images
Молчаливое поколение (Silent Generation) — люди, родившиеся с 1928 по 1945 год. Представители этого поколения отличались дисциплиной и трудолюбием, а также стремились к стабильности — это объяснялось тем, что их детство и юность проходили в сложных исторических условиях. На людей этого поколения повлияли Великая депрессия и Вторая мировая война.
«Многих представителей этого поколения воспитывали в условиях бедности и дефицита ресурсов, что закладывало основы для бережливости и практичности. Они высоко ценили труд и считали его важнейшим средством достижения поставленных целей», — рассказала «Ленте.ру» эксперт экономического факультета РУДН Мария Кормилицына.
Представители этого поколения воспринимали службу государству и обязательства перед семьей как необходимость, а также были преданы своему делу, несмотря на трудности.
Бэби-бумеры

Фото: Yurikr / Getty Images
Бэби-бумеры (Baby Boomers) — люди, родившиеся с 1946 по 1964 год. После Второй мировой войны начался резкий рост рождаемости, благодаря которому поколение и получило свое название.
Его представители выросли в эпоху экономического роста, социальных перемен и развития технологий. Это позволило бэби-бумерам наслаждаться относительно стабильным материальным благополучием.
Амбиции и образованность — ценности, которые определяют бэби-бумеров. Как правило, они заинтересованы в саморазвитии и воспринимают образование как ступень на пути к достижению коллективных целей
Благодаря росту экономики и доступности образования средний класс значительно увеличился, и для бэби-бумеров открылось больше возможностей. Изменилась модель потребления: люди начали ориентироваться на стиль жизни и личное удовольствие.
Они верили в светлое будущее, а потому активно инвестировали в жилье и образование, что способствовало развивать определенные секторы экономики.
В зрелости бэби-бумеры особенно ценят стабильность, традиции и защищают созданный ими уклад жизни.
Поколение Х

Фото: David De Lossy / Getty Images
Поколение X (Generation X), также известное как «иксы» или «потерянное поколение», включает людей, родившихся приблизительно с 1965 по 1980 годы. Они столкнулись с началом цифровой революции и глобализацией, что повлияло на их подход к работе и жизни.
Их стремление, с одной стороны, к независимости, а с другой — к балансу между работой и личной жизнью, а также ориентация на результат сделали их влиятельной силой в формировании современной рабочей культуры
Начавшаяся в конце 1980-х — начале 1990-х годов волна глобализации сделала мир более взаимосвязанным. Торговля, путешествия и общение между странами стали проще и быстрее. Поколение X находилось на передовой этого процесса.
От бэби-бумеров, которые придерживались традиций, поколение X отличается прагматизмом и индивидуализмом. Для них важны материальные ценности и независимость.
Миллениалы

Фото: nastenkapeka / Getty Images
Миллениалы, в том числе известные как Поколение Y, — группа людей, родившихся в период с начала 1980-х до середины 1990-х годов. Они встретили новое тысячелетие подростками или детьми. Порой миллениалов также называют «поколением большого пальца» за способность набирать сообщения пальцем одной руки на смартфонах и планшетах.
Поколение сформировалось в условиях быстрого технологического прогресса и глобализации. Они разбираются в технологиях, мыслят открыто и стремятся к карьерному росту
В системе их ценностей высокое место занимает постоянное саморазвитие, толерантность и забота об окружающей среде. Миллениалы придают большое значение непрерывному обучению. Они активно посещают курсы, тренинги и семинары, стремятся постоянно повышать свою квалификацию и развивать новые навыки.
Зумеры

Фото: Luis Alvarez / Getty Images
Зумеры — представители поколения Z — родились на стыке тысячелетий (1997-2010) и буквально выросли в цифровом мире. Про зумеров важно знать, что они стали первыми, для кого интернет, соцсети и игры на смартфонах всегда были частью сознательной жизни — это наложило глубокий отпечаток на их мировоззрение, ценности и поведение.
Поколение Z чувствует себя комфортно в мире технологий и умеет ими пользоваться интуитивно
«Зумеры привыкли к быстрому потоку информации и постоянному переключению между задачами. Они одновременно общаются в мессенджерах, активно играют в игры и делают домашние задания. Многозадачность для них — норма», — отметила Мария Кормилицына.
Поколение Z — будущее современного общества. Они несут новые идеи, технологии и подходы к решению глобальных проблем. Их открытость, готовность к сотрудничеству как друг с другом, так и с другими поколениями, а также технические навыки делают зумеров мощной силой для развития общества.
При этом есть мнение, что у зумеров меняется подход к знаниям и тип памяти: они предпочитают запоминать не саму информацию, а способ ее получить — например, как найти ее в интернете.
Поколение Альфа

Фото: Yulia Naumenko / Getty Images
К поколению Альфа принято относить людей, родившихся с 2011 по 2024 год.
Это молодое поколение только начинает формироваться. В теории смены поколений оно отличается тем, что будет расти в условиях полного погружения в цифровые технологии
Название «Альфа» ввел маркетолог Марк Маккриндл: он предложил в качестве термина первую букву греческого алфавита — это символ того, что началась новая эра. Основные перспективы этого поколения связаны с технологическим прогрессом, глобальными изменениями и новыми моделями воспитания и образования.
Социальные сети и мессенджеры становятся основными средствами общения для своей главной целевой аудитории — детей. Они учатся взаимодействовать с миром через экраны, что влияет на их социальные навыки и восприятие общения.
Существует риск, что дети станут зависеть от гаджетов и соцсетей, а это ухудшит качество жизни и общения, приведет к нарциссизму и эгоизму. Замена живого общения виртуальным может ослаблять навыки межличностного взаимодействия и эмпатии.
«Для успешного развития и воспитания необходимы сбалансированный подход к использованию технологий, понимание между отцами и детьми, а также создание условий для полноценного физического и социального развития», — подчеркнула Мария Кормилицына.
Поколение Бета

Фото: Jimmy Conover / Unsplash
Так называют поколение детей, которые родятся с 2025 по 2039 год. Они будут жить в полной цифровизации, мире алгоритмов и виртуальной социализации. В реальности, где удаленная работа стала нормой, отношения онлайн будут так же важны, как взаимодействие офлайн.
Вероятно, новое поколение вырастет в период, когда нейросети и искусственный интеллект станут частью повседневной жизни — от культуры до здравоохранения и образования. Но как именно это повлияет на людей, можно только догадываться.
Зачем нужна теория поколений

Фото: freemixer / Getty Images
Теорию поколений критикуют за стереотипы и попытку связать в одну группу миллионы людей с разной индивидуальностью, историей, образованием, ценностями — просто на основании того, что они родились в одно время. И все же теория позволяет взглянуть, как на людей влияют технологии, геополитика, экономические подъемы и спады, нормы воспитания, философия образования, медиа и массовая культура, с которой они росли.
Важно помнить, что теория поколений — не столько строгая научная концепция, сколько инструмент, с помощью которого можно отследить, как меняется общество, отметил социолог Дмитрий Лобойко. Смотреть на теорию стоит критически и учитывать, что внутри поколений есть свои разновидности, культурные особенности и различные ценности.
Теория поколений — это интересный подход, однако важно помнить, что внутри поколения есть самые разные люди. Черты и обстоятельства жизни отдельного индивида не приводятся точно к строгим типологиям
По словам Лобойко, теория поколений дает исследователям концептуальную рамку. Маркетологи получают обоснование для сегментации рынка. Менеджеры находят объяснение конфликтам, не требующее признания структурных проблем, а госуправленцы используют ее для проектирования социальной политики с прицелом на следующие поколения.