Теория поколений по годам: как отличить бумера, миллениала, зумера и Альфу

Фото: Игорь Зотин / ТАСС

Дети 2025 года рождения — уже не поколение Альфа и тем более не зумеры. На свет начали появляться представители нового поколения Бета. Ученые ожидают, что дети Бета будут расти в эпоху доступности искусственного интеллекта и воспринимать его как норму жизни. Зумеры, Альфа и Бета — это термины из теории поколений, концепции, которая предполагает, что группа людей, родившихся в определенных период, обладает своими особенностями и мировоззрением. Понимание этой теории позволяет увидеть, как изменяются общественные установки и ценности со временем. «Лента.ру» рассказывает, как устроена теория поколений и чем каждое из них отличается от другого.

Что такое теория поколений

Теорию поколений разработали американские писатели Нил Хау и Уильям Штраус. В 1991 году они выпустили книгу «Поколения: История будущего Америки, с 1584 по 2069», в которой проследили историю США через биографии выдающихся людей. В ней авторы заложили основы теории, которые расширили в книге «Четвертый поворот» (вышла в 1997 году).

Суть теории в том, что каждое поколение социализируется в различных общественных, политических и экономических условиях, и они формируют свои ценности. Представителей одного поколения от другого отделяют 20 лет. Поэтому каждое следующее поколение проходит психологическое становление в новых условиях

Как рассказал «Ленте.ру» социолог и руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко, теория поколений — это классический пример «среднего уровня теоретизирования», элегантного балансирования между наукой и популярной психологией, не вызывающего слишком серьезного раздражения ни у одной из сторон.

Теория поколений не является «истиной в последней инстанции». Штраус и Хау — скорее публицисты, чем академические исследователи, и их концепция критикуется за избыточное обобщение и недостаточную эмпирическую верификацию

Дмитрий Лобойкосоциолог

В обыденной жизни названия поколений используют, чтобы обозначить людей схожего возраста.

Фото: Jocelyn Michel / Getty Images

Кратко о поколениях

  • Молчаливое поколение (1928-1945): стремились к стабильности, были практичными и экономными.
  • Бэби-бумеры (1946-1964): старались построить карьеру, рано заводили семью, отличались решительностью и патриотизмом.
  • Поколение Х (1965-1980): прагматики, которые во всем ищут практическую пользу. Большие индивидуалисты, чем бумеры.
  • Поколение Y, миллениалы (1981-1996): технологически подкованные, ценят самовыражение и стараются продлить свою молодость. Не хотят рано заводить семью и много внимания уделяют карьере.
  • Поколение Z, зумеры (1997-2010): почти не представляют свою жизнь без интернета, креативные и толерантные, внимательны к своему психологическому состоянию.
  • Поколение Альфа (2011-2024): первое поколение, с самого детства погруженное в цифровой мир и привыкшее к почти неограниченным материальным благам.
  • Поколение Бета (2025-2039): новое поколение, которое будет жить в эпоху нейросетей.

Список поколений

Молчаливое поколение

Фото: Haywood Magee / Getty Images

Молчаливое поколение (Silent Generation) — люди, родившиеся с 1928 по 1945 год. Представители этого поколения отличались дисциплиной и трудолюбием, а также стремились к стабильности — это объяснялось тем, что их детство и юность проходили в сложных исторических условиях. На людей этого поколения повлияли Великая депрессия и Вторая мировая война.

«Многих представителей этого поколения воспитывали в условиях бедности и дефицита ресурсов, что закладывало основы для бережливости и практичности. Они высоко ценили труд и считали его важнейшим средством достижения поставленных целей», — рассказала «Ленте.ру» эксперт экономического факультета РУДН Мария Кормилицына.

Представители этого поколения воспринимали службу государству и обязательства перед семьей как необходимость, а также были преданы своему делу, несмотря на трудности.

Бэби-бумеры

Фото: Yurikr / Getty Images

Бэби-бумеры (Baby Boomers) — люди, родившиеся с 1946 по 1964 год. После Второй мировой войны начался резкий рост рождаемости, благодаря которому поколение и получило свое название.

Его представители выросли в эпоху экономического роста, социальных перемен и развития технологий. Это позволило бэби-бумерам наслаждаться относительно стабильным материальным благополучием.

Амбиции и образованность — ценности, которые определяют бэби-бумеров. Как правило, они заинтересованы в саморазвитии и воспринимают образование как ступень на пути к достижению коллективных целей

Благодаря росту экономики и доступности образования средний класс значительно увеличился, и для бэби-бумеров открылось больше возможностей. Изменилась модель потребления: люди начали ориентироваться на стиль жизни и личное удовольствие.
Они верили в светлое будущее, а потому активно инвестировали в жилье и образование, что способствовало развивать определенные секторы экономики.

В зрелости бэби-бумеры особенно ценят стабильность, традиции и защищают созданный ими уклад жизни.

Поколение Х

Фото: David De Lossy / Getty Images

Поколение X (Generation X), также известное как «иксы» или «потерянное поколение», включает людей, родившихся приблизительно с 1965 по 1980 годы. Они столкнулись с началом цифровой революции и глобализацией, что повлияло на их подход к работе и жизни.

Их стремление, с одной стороны, к независимости, а с другой — к балансу между работой и личной жизнью, а также ориентация на результат сделали их влиятельной силой в формировании современной рабочей культуры

Мария Кормилицынаэксперт экономического факультета РУДН

Начавшаяся в конце 1980-х — начале 1990-х годов волна глобализации сделала мир более взаимосвязанным. Торговля, путешествия и общение между странами стали проще и быстрее. Поколение X находилось на передовой этого процесса.

От бэби-бумеров, которые придерживались традиций, поколение X отличается прагматизмом и индивидуализмом. Для них важны материальные ценности и независимость.

Миллениалы

Фото: nastenkapeka / Getty Images

Миллениалы, в том числе известные как Поколение Y, — группа людей, родившихся в период с начала 1980-х до середины 1990-х годов. Они встретили новое тысячелетие подростками или детьми. Порой миллениалов также называют «поколением большого пальца» за способность набирать сообщения пальцем одной руки на смартфонах и планшетах.

Поколение сформировалось в условиях быстрого технологического прогресса и глобализации. Они разбираются в технологиях, мыслят открыто и стремятся к карьерному росту

В системе их ценностей высокое место занимает постоянное саморазвитие, толерантность и забота об окружающей среде. Миллениалы придают большое значение непрерывному обучению. Они активно посещают курсы, тренинги и семинары, стремятся постоянно повышать свою квалификацию и развивать новые навыки.

Зумеры

Фото: Luis Alvarez / Getty Images

Зумеры — представители поколения Z — родились на стыке тысячелетий (1997-2010) и буквально выросли в цифровом мире. Про зумеров важно знать, что они стали первыми, для кого интернет, соцсети и игры на смартфонах всегда были частью сознательной жизни — это наложило глубокий отпечаток на их мировоззрение, ценности и поведение.

Поколение Z чувствует себя комфортно в мире технологий и умеет ими пользоваться интуитивно

«Зумеры привыкли к быстрому потоку информации и постоянному переключению между задачами. Они одновременно общаются в мессенджерах, активно играют в игры и делают домашние задания. Многозадачность для них — норма», — отметила Мария Кормилицына.

Поколение Z — будущее современного общества. Они несут новые идеи, технологии и подходы к решению глобальных проблем. Их открытость, готовность к сотрудничеству как друг с другом, так и с другими поколениями, а также технические навыки делают зумеров мощной силой для развития общества.

При этом есть мнение, что у зумеров меняется подход к знаниям и тип памяти: они предпочитают запоминать не саму информацию, а способ ее получить — например, как найти ее в интернете.

Поколение Альфа

Фото: Yulia Naumenko / Getty Images

К поколению Альфа принято относить людей, родившихся с 2011 по 2024 год.

Это молодое поколение только начинает формироваться. В теории смены поколений оно отличается тем, что будет расти в условиях полного погружения в цифровые технологии

Название «Альфа» ввел маркетолог Марк Маккриндл: он предложил в качестве термина первую букву греческого алфавита — это символ того, что началась новая эра. Основные перспективы этого поколения связаны с технологическим прогрессом, глобальными изменениями и новыми моделями воспитания и образования.

Социальные сети и мессенджеры становятся основными средствами общения для своей главной целевой аудитории — детей. Они учатся взаимодействовать с миром через экраны, что влияет на их социальные навыки и восприятие общения.

Существует риск, что дети станут зависеть от гаджетов и соцсетей, а это ухудшит качество жизни и общения, приведет к нарциссизму и эгоизму. Замена живого общения виртуальным может ослаблять навыки межличностного взаимодействия и эмпатии.

«Для успешного развития и воспитания необходимы сбалансированный подход к использованию технологий, понимание между отцами и детьми, а также создание условий для полноценного физического и социального развития», — подчеркнула Мария Кормилицына.

Поколение Бета

Фото: Jimmy Conover / Unsplash

Так называют поколение детей, которые родятся с 2025 по 2039 год. Они будут жить в полной цифровизации, мире алгоритмов и виртуальной социализации. В реальности, где удаленная работа стала нормой, отношения онлайн будут так же важны, как взаимодействие офлайн.

Вероятно, новое поколение вырастет в период, когда нейросети и искусственный интеллект станут частью повседневной жизни — от культуры до здравоохранения и образования. Но как именно это повлияет на людей, можно только догадываться.

Зачем нужна теория поколений

Фото: freemixer / Getty Images

Теорию поколений критикуют за стереотипы и попытку связать в одну группу миллионы людей с разной индивидуальностью, историей, образованием, ценностями — просто на основании того, что они родились в одно время. И все же теория позволяет взглянуть, как на людей влияют технологии, геополитика, экономические подъемы и спады, нормы воспитания, философия образования, медиа и массовая культура, с которой они росли.

Важно помнить, что теория поколений — не столько строгая научная концепция, сколько инструмент, с помощью которого можно отследить, как меняется общество, отметил социолог Дмитрий Лобойко. Смотреть на теорию стоит критически и учитывать, что внутри поколений есть свои разновидности, культурные особенности и различные ценности.

Теория поколений — это интересный подход, однако важно помнить, что внутри поколения есть самые разные люди. Черты и обстоятельства жизни отдельного индивида не приводятся точно к строгим типологиям

Анна Молокостовадоцент кафедры социальной психологии Московского института психоанализа

По словам Лобойко, теория поколений дает исследователям концептуальную рамку. Маркетологи получают обоснование для сегментации рынка. Менеджеры находят объяснение конфликтам, не требующее признания структурных проблем, а госуправленцы используют ее для проектирования социальной политики с прицелом на следующие поколения.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.