13:42, 7 октября 2020

Выставка «Свет и воздух» памяти московской художницы Валентины Диффинэ-Кристи



Выставка «Свет и воздух» памяти московской художницы Валентины Диффинэ-Кристи

8 октября в Музее современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника начнет работу выставка произведений В.М. Диффинэ-Кристи «Свет и воздух». Это 45-я выставка, проводимая фондом В.М. Диффинэ-Кристи в российских музеях. Она носит ретроспективный характер. Самые ранние работы относятся к концу 1950-х – началу 1960-х годов, когда сложилась индивидуальная манера автора.

В истории отечественной живописи XX века трудно найти художника, которого можно было бы безоговорочно назвать «русским импрессионистом». Это направление наравне с сезаннизмом, кубизмом, футуризмом воспринималось художниками как необходимая ступень обучения, но мало кто следовал этому пути всю жизнь. Вместе с тем импрессионизмом «переболели» почти все русские живописцы рубежа XIX-XX веков. Среди них была и Валентина Михайловна Диффинэ-Кристи – ученица Константина Юона и Николая Крымова. Вместе с мужем – художником Евгением Диффинэ – Валентина еще в годы учебы в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова увлеклась французским импрессионизмом.

В 1946 году Валентина Диффинэ-Кристи окончила вуз по мастерской С.В. Герасимова, а в 1957 году вступила в Московский союз художников. Она работала в манере, выбранной когда-то вместе с мужем, в память о нем (Евгений Диффинэ умер от тифа в возрасте 28 лет) и еще потому, что считала: «поймать неуловимое» для художника и есть самая главная цель. Правда, эта манера не приветствовалась официальным направлением искусства – социалистическим реализмом. В то же время импрессионизм никуда не исчез, хотя его присутствие на выставках зачастую было невозможно. Однако художники всегда находили путь к своему зрителю.

Живопись Диффинэ-Кристи всегда необычна. Обладая даром тонкого колориста, Валентина Михайловна воспринимала окружающий мир как изменчивую субстанцию, полную поэзии, неуловимую и вечную. Быть может, поэтому стиль ее творчества искусствоведы называют «духовным импрессионизмом». Вполне традиционные по содержанию портреты, пейзажи и натюрморты обретают под кистью художницы неповторимую пластику. Валентина Михайловна неоднократно подчеркивала, что не фантазирует, а действительно видит мир таким. И это закономерно: насколько светел сам человек, настолько светло он воспринимает и мир.